» » » » Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания


Авторские права

Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания
Рейтинг:
Название:
Психология познания: методология и методика познания
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2007
ISBN:
978-5-98699-038-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология познания: методология и методика познания"

Описание и краткое содержание "Психология познания: методология и методика познания" читать бесплатно онлайн.



Анализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога.

Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Психология», «Педагогика и психология». Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.






В связи с этим Ганс Селье писал: «Чтобы придать жизни смысл и определенную направленность, нам нужна возвышенная, отдаленная цель. Она должна непременно иметь две черты: 1) требовать упорного труда (иначе цель не будет способствовать самовыражению); 2) люди этого труда не должны быть мимолетными, чтобы непрерывно накапливать идеалы в течение жизни (иначе цель не была бы отдаленной). Философские, религиозные и политические идеалы с давних пор эффективно служили человеку в его поисках отдаленной цели, которой можно посвятить всю жизнь»[138, с. 138].

Когда у человека есть осознанная или не очень осознанная отдаленная цель жизни, то его труд, являющийся не только биологической потребностью, но и средством осуществления цели жизни, приобретает характер самодеятельности, ибо он трудится для себя, для осуществления поставленной цели жизни. При этом самодеятельность должна быть такой, чтобы ей можно было гордиться, заслужить любовь и одобрение ближних. К сожалению, сегодня социальный и трудовой опыт, предшествующий учебной деятельности, еще не имеет формы самодеятельности, но она побуждается главным образом внешними мотивами и совершается в силу внешней целесообразности. Такой характер учебного процесса и учебной деятельности обучающихся сложился исторически. Этому способствовали и некоторые объективные особенности процесса обучения. Во-первых, цели и содержание обучения всегда задаются как бы «сверху» взрослыми и обучающиеся вынуждены принимать эти цели и содержание. Во-вторых, в отличие от игры дошкольников в обучении дети не могут быть предоставленными самим себе; взрослые, учителя должны принимать непосредственное участие в учебном процессе и осуществлять руководство этим процессом. В то же время сама логика развития общества настоятельно рекомендует организовать учебную деятельность в форме учебной самодеятельности.

Второй принцип организации учебного процесса представляет собой принцип самоорганизации. Если принцип самодеятельности определяет мотивационно-потребностную сторону организации и проведения учебного процесса, то принцип самоорганизации определяет операционально-деятельностную сторону этого процесса. В то же время бытует представление, что образование есть процесс передачи культуры, социального опыта от одного, старшего, поколения к другому, подрастающему, что образование может дать знания и навыки в той или иной профессии и т. п. С этим трудно согласиться в связи с тем, что еще А. Дистервег подчеркивал, что «…было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, например, едой, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать»[43, с. 118].

Ему вторит известный русский педагог П.Ф. Каптерев: «Образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного к другому, он не есть только посредник между поколениями. Сущность школьного образования и воспитания заключается в самообразовании и самовоспитании. Воспитание и образование в целом и каждый отдельный момент их могут удасться только тогда, когда воспитатель при объяснении, внушении, доказательстве способен возбудить собственный самобытный процесс в сознании воспитуемого, который в известной степени был бы подобен процессу в голове воспитателя и имел бы такую же схему убедительности. Если этого не случится, то труды воспитателя не достигнут цели»[53, с. 351].

Подобные мысли звучали в работах С.Л. Рубинштейна, П.Л. Блонского, Л.М. Фридмана и др. Но наиболее четко эта мысль выражена в афоризме Ж. Жакото (1770–1840): «Учить других чему-нибудь – значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат». А это означает, что обучение любому учебному предмету следует рассматривать как обучение учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием учебного предмета. И тут мало дать необходимый объем знаний, умений и навыков, важно умело все это донести, заинтересовать обучающихся в изучении того или иного предмета, зажечь огонь творчества в молодом человеке. А это – уже искусство педагога.

При этом нельзя забывать, что потенциальные возможности человека могут в полной мере проявиться и реализоваться лишь при общей рациональной самоорганизации и эффективном самоуправлении учебной деятельностью. При этом уровень развития рациональной самоораганизации учебной деятельности не имеет непосредственной зависимости от уровня развития потенциальных возможностей обучающегося, а представляет собой особое его качество, формируемое в процессе всей его жизнедеятельности, в то же время являющееся фактором успешности в последующей профессиональной работе. Организуя учебный процесс, мы должны помнить слова академика И.П. Павлова, что организм человека – это самоорганизующая система, «…в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая»[103; т. III, кн. 2, с. 188].

Эта характеристика относится как к человеческому индивиду, так и к его деятельности. Но следует различать ситуативную, стихийную, неосознанную саморегуляцию, когда человек как-то реагирует, действует, большей частью не лучшим образом, на возникающие обстоятельства и осознанную, рациональную саморегуляцию. Принцип самоорганизации имеет в виду рациональную, осознанную самоорганизацию, под которой мы понимаем умение обучающегося самостоятельно и рационально организовать, проводить и контролировать свою учебную деятельность. Следовательно, педагог по сути должен не учить учащихся, а помогать им учиться, т. е. выполнять роль наставника (тьютора) в учебном и научном процессе.

Самостоятельную деятельность учащихся не следует путать с индивидуальной формой работы обучающегося, так как индивидуальная форма представляет собой одну из возможных форм учебной работы, наряду с такими, как фронтальная и групповая (коллективная). Она означает, что обучающийся работает индивидуально, не взаимодействуя в процессе этой работы с другими студентами и преподавателем.

Самостоятельные действия предполагают: выделение обучающимся познавательной задачи, или основных концептуальных положений в учебном материале, подбор и определение адекватных их решению способов и действий, выполнение операций по контролю решения выделенной задачи и применяемым способам и т. д., после чего он может проверить правильность получаемых результатов.

Третий принцип организации учебного процесса представляет собой принцип групповой (коллективной) формы работы. В отечественной школе традиционно применяются лишь две формы организации учебного процесса: фронтальная и индивидуальная. Под фронтальной формой принято понимать те методы работы преподавателя с учебной группой (классом), когда он объясняет, показывает, указывает и спрашивает, но при этом сами учащиеся между собой не общаются и не взаимодействуют. При индивидуальной форме каждый обучающийся работает отдельно, не общаясь с другими учениками. Таким образом, при данных формах организации учебного процесса обучающиеся общаются только с преподавателем. При этом общение, а тем более взаимодействие между учащимися не только не предполагается, а рассматривается как нарушение учебной дисциплины, организованности и порядка.

В то же время, как показывают психологические исследования и практика учебно-воспитательного процесса, недостаточно одного общения и взаимодействия преподавателя и обучающегося. Необходимо общение и кооперация обучающихся между собой без вмешательства педагога. Психические функции первоначально формируются в коллективно-распределенной совместной деятельности, считал Л.С. Выготский. Он сформулировал «общий генетический закон культурного развития» в следующем виде: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Разъясняя данный закон, он писал, что «функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности. В частности, прежде считали, что каждый ребенок способен размышлять, приводить доводы, доказывать, искать основания для какого-нибудь положения. Из столкновений и подобных размышлений рождается спор. Но дело фактически обстоит иначе. Исследования показывают, что из спора рождается размышление. К тому же самому приводит изучение и всех остальных психических функций»[22, с. 145–147].

В связи с этим можно сделать вывод о том, что формирование таких качеств личности обучающегося, как мышление, внимание, воля и др., невозможно лишь только путем его индивидуальной деятельности. Необходима совместная, коллективная деятельность обучающегося со своими сверстниками и наставником. Более того, совместная деятельность должна предшествовать индивидуальной.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология познания: методология и методика познания"

Книги похожие на "Психология познания: методология и методика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Соколков

Евгений Соколков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания"

Отзывы читателей о книге "Психология познания: методология и методика познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.