» » » » Е. Байков - Тайны подводного шпионажа


Авторские права

Е. Байков - Тайны подводного шпионажа

Здесь можно скачать бесплатно "Е. Байков - Тайны подводного шпионажа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Е. Байков - Тайны подводного шпионажа
Рейтинг:
Название:
Тайны подводного шпионажа
Автор:
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
5-7838-1051-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тайны подводного шпионажа"

Описание и краткое содержание "Тайны подводного шпионажа" читать бесплатно онлайн.



В книге, написанной по материалам зарубежной и отечественной печати, излагается история разведывательных и диверсионных операций американского подводного флота против СССР, России и некоторых других государств мира. Авторы рассматривают операции, проводившиеся ВМС США совместно с АНБ и ЦРУ по разведке деятельности сил флотов, подъему затонувших образцов техники и вооружений, прослушиванию подводных кабельных линий связи, а также разведывательно-диверсионные действия сил специального назначения.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.






«Но советская лодка летела ко дну с огромным ускорением, и скорость при ударе о дно достигла 200 узлов! Пусть она выглядит внешне неповрежденной на фотографиях, но ее корпус может рассыпаться при такой операции подъема! Вы не сможете этого сделать! Наш план более реален, и мы имеем практический опыт», — таков был смысл взволнованной речи Брэдли, когда он обрел способность произнести ее.

Возможно, он был прав, но ЦРУ имело больший вес в глазах президентской администрации. По мнению адмирала Харлфингера, шансы ВМС «выиграть дело» были минимальны. Тем более что директор ЦРУ Хелмс представил план будущей операции «Дженифер» высшему руководству страны как согласованное мнение ЦРУ и разведки ВМС. Позже он утверждал, что попросту не знал предложений об использовании сверхмалых подводных лодок. Естественно, что руководство операцией предполагалось поручить ЦРУ. Во многом такое развитие событий предопределила и позиция начальника штаба ВМС адмирала Томаса Мурера. Он почему-то с недоверием отнесся к плану своего же разведуправления, сомневаясь, что сверхмалые лодки будут способны достать все ключевое оборудование К-129. А вот грандиозный и высокотехнологичный план ЦРУ захватил его воображение. Еще бы, боевой корабль советского ВМФ, да еще и ракетная лодка, становился бы собственностью США! Игра стоила свеч. Кроме того, Мурер, как и министр обороны Лейрд, вполне обоснованно считал, что чудо-корабль, в случае его постройки под операцию «Дженифер», может послужить ВМС США и в дальнейшем — в случае необходимости…

Так совокупность факторов определила победу ЦРУ над военно-морской разведкой США. А дальше настала очередь событий, которые теперь достаточно широко известны. Министр обороны США и представители ЦРУ заключили контракт с промышленником Говардом Хьюзом на постройку специального судна «Гломар Эксплорер», и операция «Дженифер» началась…

А «герои флота» с началом «Дженифер» были забыты. Брэдли и Крэйвен даже не были допущены к участию в руководстве операцией. Крупнейшая в истории подводная операция была осуществлена без участия людей, так много сделавших для ее осуществления…

Опале подверглась и сама «Хэлибат» со своим командиром — ее безжалостно терзали инспектора управления адмирала Риковера. Властолюбивый адмирал не признавал специальные силы разведки, будучи не допущенным к планированию их действий. Но зато на берегу, в вопросах безопасности и технической эксплуатации, они попадали ему в подчинение. «Хэлибат» была отправлена на очередную модернизацию на завод в Маре-Айленд. Там же должна была пройти замена активной зоны реактора. Зная драконовские правила управления ядерной безопасности того же Риковера, офицеры и экипаж лодки встретили известие без особого энтузиазма. Кроме того, Риковер решил лично проинспектировать лодку со своими людьми. В результате этого посещения коммандер Мур оставил пост командира и был переведен в Пентагон. Командующий в то время подводными силами Тихоокеанского флота адмирал Смол был против этого. Однако слишком велико было влияние Риковера в ВМС США, и Мур убыл к новому месту службы. После этого многие офицеры «Хэлибат» оставили военно-морскую службу в знак протеста против перевода своего командира…

Мур был назначен в Пентагоне в группу глубоководных операций и по иронии судьбы в конце службы курировал «любимое детище» Риковера сверхмалую атомную подводную лодку NR-1. Это был единственный корабль специального назначения, созданный под руководством знаменитого адмирала.[34] Мур все же получил звание кэптена — его заслуги перед флотом были слишком велики, чтоб не дать ему и этого. Но, будучи командиром «Хэлибат» во время ее самой успешной разведывательной операции, он никогда больше не выходил в море на командирском мостике…

Да, вот так успешные действия «Хэлибат» с применением передовых технологий того времени сделали возможным осуществление другого смелого проекта — операции «Дженифер». Но ни создатель техники Крэйвен, ни разработчик плана поиска «Гольф» Брэдли, ни его исполнитель Мур, ни ВМС США в целом не получили всего того, на что рассчитывали, — и прежде всего приоритетного финансирования сил специального назначения…

Много лет спустя, в 1991 году на страницах газеты «Чикаго Трибюн» появилось первое публичное упоминание о роли «Хэлибат» в поиске советской лодки. А ведь сама операция «Дженифер» по подъему К-129 с океанского дна, проведенная ЦРУ в 1974 году, уже была полностью раскрыта к тому времени. И только еще через три года одна из главных общенациональных газет Америки «Нью-Йорк Таймс» назвала имя доктора Крэйвена как создателя уникальной лодки-шпиона. «Неразговорчивый» на эту тему Крэйвен был вынужден раскрыть действия «Хэлибат» в письме специальному подкомитету сената США. Высший законодательный орган страны до этого не имел информации «из первых рук» ни о роли «Хэлибат», ни тем более о дальнейших «подвигах» атомных подводных лодок специального назначения.

В этом письме ученый, видимо вспомнив старую обиду, не преминул «вставить шпильку» обидчикам ВМС из ЦРУ: «Хэлибат» была способна обнаружить и обследовать все следы катастрофы. По мнению многих экспертов ВМС и РУМО, в результате действий нашей лодки была добыта исчерпывающая разведывательная информация», — пишет Крэйвен и сухо добавляет: Но у ЦРУ была иная точка зрения, и они начали дорогостоящий проект…».

Газета сообщает, что за разработку специальной подводной техники Джон Крэйвен был награжден высшей премией министерства обороны США для гражданских лиц, но даже текст приказа о награждении до сих пор является секретным. Как говорится, «награда нашла героя» в виде широкой известности, благодаря публикации в прессе, только лишь через четверть века после первого результативного похода «Хэлибат».

А тогда, в 1968, старые заслуги были не в счет. «Хэлибат» ждали самые сложные, самые рискованные операции, когда-либо проводимые военно-морской разведкой США.

Что случилось с «Дакар»?

Каждая трагедия, связанная с гибелью подводной лодки в невоенное время, оказывает политическое влияние на руководство, флот, общество. Большой «политический коэффициент воздействия» имеют возникающие при этом вопросы. Не была ли гибель лодки следствием чьей-то атаки? Следствием применения какого-то нового оружия? Других агрессивных действий в глубине? Несмотря на существование некоего подобия «черных ящиков» на подводных лодках, еще ни одна авария в истории современного подводного флота, когда никто из экипажа не спасался, не была полностью объяснена в ходе расследований… Тайны глубин раскрывать значительно сложнее, чем все остальные.

В том роковом для ВМФ СССР и ВМС США 1968 году была еще одна гибель подводной лодки. Нет, не нашей, а иностранной. То была, как и К-129, дизельная подводная лодка. Принадлежала она ВМС Израиля, затонула в январе 1968 года и именовалась на момент своей гибели «Дакар». Что это была за лодка? Что послужило причиной ее последнего вояжа? История эта, в отличие от многих других подводных трагедий, менее известна, хотя и примечательна значительными усилиями в поисковых действиях с применением всех современных технологий. Поиски до обнаружения лодки продолжались 31 год! В них также участвовала одна из «героинь» нашего повествования — американская атомная подводная лодка специального назначения, «малышка» NR-1.

«Политический коэффициент значимости» происшедшей трагедии имел самое существенное значение. Действительно, время действия — год 1968, через полгода спустя арабо-израильской войны лета 1967… Место действия Средиземное море, арена прямого противостояния американского и советского, арабских и израильского флотов. Именно после той самой шестидневной войны СССР принял решение о развертывании на постоянной основе эскадры кораблей в районе этого горячего и длительного кризиса. Состав знаменитой 5 оперативной эскадры кораблей формировался усилиями Северного, Черноморского и Балтийского флотов. До этого на Средиземном море присутствовали незначительные по составу отряды кораблей, эпизодически несли боевую службу подводные лодки. Как был принят этот шаг руководством НАТО и Западом в целом, говорить излишне! Удар геополитического масштаба! Еще бы, 6 флот США перестал быть единоличным хозяином важнейшего региона, советская эскадра на южном фланге НАТО! И тут… пропадает боевой корабль одного из участников конфликта — подводная лодка израильских ВМС «Дакар». Подозрения витали в воздухе: египтяне? Советы? Еще одна жертва то ли «горячей», то ли холодной войны? Вот такой была политическая обстановка вокруг этой подводной трагедии.

…В 1965 году Израиль, укрепляя свои ВМС, закупил три подводные лодки в Великобритании. Среди них была и подводная лодка, построенная на королевских верфях в Давенпорте и получившая экзотическое индейское имя «Тотем». Она вошла в боевой состав флота в сентябре 1943 года и благополучно прошла горнило Второй мировой войны. С заключением контракта в 1965 году почти два года «Тотем» «доводилась до ума», получая современную аппаратуру и вооружение. Наконец 10 ноября 1967 года, уже после завершения «июньской» войны, лодка входит в боевой состав ВМС Израиля под командованием капитан-лейтенанта Якова Ранана. Церемонию передачи в Портсмуте завершали торжественный подъем военно-морского флага Израиля и наречение лодки древнееврейским именем «Дакар», которое она будет носить всего два с половиной месяца до своей гибели.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тайны подводного шпионажа"

Книги похожие на "Тайны подводного шпионажа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Е. Байков

Е. Байков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Е. Байков - Тайны подводного шпионажа"

Отзывы читателей о книге "Тайны подводного шпионажа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.