Е. Байков - Тайны подводного шпионажа

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны подводного шпионажа"
Описание и краткое содержание "Тайны подводного шпионажа" читать бесплатно онлайн.
В книге, написанной по материалам зарубежной и отечественной печати, излагается история разведывательных и диверсионных операций американского подводного флота против СССР, России и некоторых других государств мира. Авторы рассматривают операции, проводившиеся ВМС США совместно с АНБ и ЦРУ по разведке деятельности сил флотов, подъему затонувших образцов техники и вооружений, прослушиванию подводных кабельных линий связи, а также разведывательно-диверсионные действия сил специального назначения.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Трудности в работе усугубились с выходом из строя основного компьютера «Юнивак 1124». Однако к этому времени операторы были готовы к любым капризам техники, они легко приспособили возможности ручного калькулятора для производства сложных компьютерных расчетов. Кому из подводников не знакома эта способность экипажа творить чудеса из подручных средств, ведь «мир» в походе ограничен прочным корпусом! Однако вскоре «злые духи» «Хэлибат» пошли дальше: возникли проблемы, которые Крэйвен предчувствовал при подготовке похода. Дело было в катушке, на которую наматывался стальной плетеный кабель-трос длиной в одиннадцать километров. Трос соединял маневрирующую «рыбку» с «Хэлибат». Так вот, катушка оказалась мала по размерам. В результате усилие натяжения при сматывании кабеля было почти предельным для его прочности. Одна из точек сварки (трос был сварен по частям) не выдержала. В какой-то момент где-то в глубине океана раздался треск, и одна из нитей порвалась! «Рыбка» стоимостью 5 миллионов долларов беспомощно закрутилась на другом конце кабеля. Часть экипажа вручную (!) удерживала двухтонную алюминиевую «рыбку», пытаясь втянуть ее в лодку посредством поврежденного кабеля. «Хэлибат» всплыла на поверхность океана. Последующие три дня экипаж проделал работу, соизмеримую с чисткой «авгиевых конюшен». Сначала 11 километров кабеля были выпущены с катушки, а затем были уложены в, казалось, бесконечную «восьмерку» внутри «пещеры летучих мышей» атомного подводного шпиона. В дальнейшем удалось зафиксировать поврежденную часть троса на катушке, что позволило снова выпускать «рыбку» на его целой части и продолжить поиск советских боеголовок. Однако успеха этот поход не принес. Ничего полезного, с точки зрения военно-морской разведки, обнаружено не было.
В конце октября 1967 года «Хэлибат» вернулась в Пёрл-Харбор. Крэйвен, ожидавший лодку на пирсе, уже знал, что кабель для «рыбки» должен быть бесшовным — никакой сварки! В то время цельный одиннадцатикилометровый кабель был технологической проблемой даже для высокоразвитых отраслей промышленности США. Только при участии министра ВМС удалось «договориться» с известным концерном «Ю. С. Стил». Его инженеры внесли изменения в технологический процесс производства стальных тросов, и только после этого можно было создать стальную многокилометровую нить без единого шва. Все приготовления и производство троса заняли три месяца. И только в январе 1968 года «Хэлибат» смогла отправиться в море для продолжения поисков. В короткий срок лодка прибыла в прежний район с «размеченным дном» океана и начала поиск советских боеголовок. На этот раз автономный подводный аппарат с новым кабель-тросом работал надежно, непрерывно передавая акустический образ океанского дна на экраны мониторов.
Поисковые действия продолжались почти два месяца, и в течение этого времени вся аппаратура работала нормально: сам подводный аппарат, линии связи, кабели, соединения, компьютеры — все было «о’кей!»… Но ни одна боеголовка не была найдена на океанском дне. Теперь уже разочарование командования разведки ВМС было серьезным — под угрозой был весь проект «спецназовских» подводных лодок. Во что бы то ни стало требовалось добиться результата…
В начале апреля командир лодки Мур отдал приказ держать курс в базу. «Хэлибат» прибыла в Пёрл-Харбор 11 апреля 1968 года, в день 68-й годовщины ввода в состав американского флота первой подводной лодки. Личный состав по этому случаю отправился на бал в честь «Дня рождения подводного флота», а офицеры отправились в ресторан «Розовая леди» на пляже Вайкики. Словом, относительная неудача похода не испортила праздника возвращения. Но период бурного веселья продолжался недолго: вскоре и приключилась эта, одна из самых главных историй в «разведывательной карьере» «Хэлибат». Связана она была с поиском советской подводной лодки К-129, погибшей во время несения боевой службы в Тихом океане…
«Хэлибат» обнаруживает К-129
До сих пор официальная причина гибели подводной лодки К-129 не установлена.[29] Вот что отмечает по этому поводу видный эксперт, бывший главный штурман ВМФ РФ контр-адмирал В. Алексин: «Существует несколько версий гибели К-129: столкновение с надводным судном (транспортом) на перископной глубине; провал на глубины, превышающие предельную глубину погружения, на которую рассчитан прочный корпус лодки, из-за попадания на склон внутренних волн океана (природа возникновения которых до сих пор точно не установлена); взрыв аккумуляторной батареи во время ее зарядки из-за превышения допустимой концентрации водорода (американская версия); провал по глубине из-за обмерзания (или обледенения) поплавкового клапана воздушной шахты РДП (устройство для работы дизелей под водой); столкновение с иностранной подводной лодкой в подводном положении.
Две последние вероятные причины указаны в результатах работы правительственной комиссии СССР, производившей расследование этой катастрофы.
Наименее вероятна из всех американская версия, так как за весь послевоенный период по этой причине не погибла ни одна подводная лодка в мире (мощности взрыва водорода недостаточно для нарушения герметичности прочного корпуса подводной лодки).
Наиболее вероятной причиной, как показали последующие события, является столкновение К-129 с американской атомной подводной лодкой «Суордфиш».
Во-первых, никаких других подводных лодок ВМФ СССР, кроме К-129, в марте 1968 года в этом районе Тихого океана не было, то есть с другой нашей лодкой
К-129 столкнуться не могла. Во-вторых, уже весной 1968 года в иностранных средствах массовой информации появились сообщения, что через несколько дней после пропажи (невыхода на связь) К-129 в японский порт Йокосука (одна из передовых баз ВМС США в этом регионе) зашла с изуродованной рубкой атомная подводная лодка «Суордфиш» ВМС США и стала в аварийный ремонт в атмосфере большой секретности. В течение последующих полутора лет эта лодка не отмечалась в разведсводках среди сил, несущих боевое патрулирование, значит, ее повреждения были очень большими, а ремонт длительным и серьезным. Подобные повреждения подводная лодка может получить только в результате столкновения с другой лодкой или с надводным судном, нанеся ему катастрофические повреждения. Но в марте 1968 года в этом районе Тихого океана не погибло ни одно судно. Следовательно, повреждения «Суордфиш» были получены ею в результате столкновения с другой лодкой. Подобных аварий других подводных лодок ВМС США в это время также не отмечено. Таким образом, «Суордфиш» могла столкнуться только с К-129».[30]
Версия адмирала Алексина имеет веские основания для существования. Он хорошо знал районы оперативного применения подводных лодок типа «Гольф» и маршруты их развертывания. Более того, В. Алексин проходил службу в то время на однотипной подводной лодке той же дивизии и был хорошо знаком со спецификой решения задач боевой службы.
ВМС США уделяли самое серьезное внимание борьбе с советскими ракетоносцами на Тихом океане. Силы и средства противолодочной войны на Тихоокеанском театре были постоянно в высокой готовности к длительному слежению за своими главными целями. Подводные лодки типа «Янки» (проект 667А) появились на Дальнем Востоке позднее, чем на Севере. Так что слежение за лодками типа «Хотэл» (проект 658) и «Гольф» (проект 629) являлось главной задачей многоцелевых атомных подводных лодок ВМС США. А слежение атомной лодки за дизельной — задача достаточно сложная. Дело в том, что дизельная лодка движется под водой со «сверхмалой» скоростью 2–3 узла в целях максимальной экономии энергозапасов. Малой скоростью движения и объясняется в основном высокая скрытность дизельной лодки. Ей «легче прятаться» от более шумной атомной лодки. В этих обстоятельствах последняя вынуждена осуществлять периодическое активное маневрирование, или так называемые «подскоки». Собственно, эта тактика применялась и при слежении за атомными лодками. Помните действия «Лэпон» во время ее «долгой охоты» за «Янки» в Атлантическом океане? Такой способ слежения был определенным стереотипом для американских командиров. Во время одного из таких «подскоков» при слежении «Суордфиш» за К-129 и могло случиться роковое столкновение…
Такое же мнение было и у командования ВМФ СССР весной 1968 года. Еще тогда в качестве одной из рабочих версий катастрофы рассматривалось возможное столкновение с американской лодкой «Суордфиш».
Эта лодка действительно наблюдалась разведкой Тихоокеанского флота ВМФ СССР при входе в гавань военно-морской базы в Йокосуке с поврежденной рубкой и выдвижными устройствами почти сразу же после гибели К-129. Проведение срочного, в течение одной ночи, ремонта и явилось основанием для предположения о причастности «Суордфиш» к катастрофе. «Спрятать концы в воду», то есть быстро устранить внешние повреждения, — такой могла быть, по оценке нашей разведки, цель молниеносного захода американской лодки в японский порт.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны подводного шпионажа"
Книги похожие на "Тайны подводного шпионажа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Е. Байков - Тайны подводного шпионажа"
Отзывы читателей о книге "Тайны подводного шпионажа", комментарии и мнения людей о произведении.