Вениамин (Милов) - Чтения по литургическому богословию
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Чтения по литургическому богословию"
Описание и краткое содержание "Чтения по литургическому богословию" читать бесплатно онлайн.
Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов)
Чтения по литургическому богословию
© «Жизнь с Богом». Брюссель, 1977.
На земле Бог Слово опочивал 9 месяцев во чреве Матери Своей по плоти, как младенец. Ныне же на небе Матерь Божия опочивает и вселяется в Боге. Она в предстоянии Троичному Божеству веселится, видя на Божием престоле всенепорочное и обоженное Тело Сына Своего и Господа[1135].
Все сказанное об Успении Богоматери и внутреннем значении его можно обобщить в форме такого заключительного положения:
Успение Божией Матери, выражаясь библейски, есть взимание от земли на небо преславного града Господня, восхождение чистого и всесвятейшего Божьего образа к Первообразу, приятие небом Божией тьмочисленной святой Колесницы[1136]. Оно есть отлет от земного гнезда уязвленной любовию к Богу Чистой Голубицы для облетания Божьего престола и вместе положение в Божии руки таинственной книги, в которой написано Божие Слово[1137].
Дидактический элемент в канонах и песнопениях на праздник Успения
Личное участие христианина в слушании Успенского богослужения дает ему возможность:
1. вспомнить историю события Успения Пресвятой Богородицы,
2. прочувствовать нравственно-догматический смысл его,
3. прославить Божию Матерь своим сердцем вместе с Церковью и
4. испросить у Нее молитвенно помощи в личном спасении.
Часть 1
Мысленное предношение за богослужением образа Божией Матери в последние дни Ее земной жизни, слышание Ее речей пред Успением, воспоминание о плаче Апостолов при прощании с Нею — создают сильные внутренние переживания в верующей душе. Событие двухтысячелетней давности становится как бы современным, когда мы лично приступаем к Богоматерней плащанице, всматриваемся в неоценимо дорогой Лик Пречистой и, подражая Апостолам, благоговейно лобызаем Ее святую руку. Душа при этом наполняется умилением, теплейшей любовью к Пресвятой Деве потому, что Она в Духе Святом видит и нас, осеняет и нас 'благодатию Сына Своего и целит, изменяет наше греховное настроение на святое[1138]. Слышание Успенских песнопений и созерцание Богоматернего Лика на иконах и плащаницах, с изображением Ее лежащею во гробе, очевидно соединяется с излучением благодати Божией в души внимающих богослужению. Пресвятая Богородица приближается к ним благодатной силой, как живительное солнце к растениям, по Ее молитвам совершается смягчение сердечной черствости и какое-то удивительное просветление чувств.
Часть 2
Основные идеи, навеваемые содержанием Успенских канонов и молитв, две:
1. Церковь, в праздник Успения, учит своих детей христианскому отношению к факту телесной смерти и
2. пониманию исключительного значения Божией Матери в деле личного спасения.
Христианин, по мысли песнопевцев Церкви, есть победитель страха смерти. Его настроение должно быть свято, светло, чисто, согрето живой любовью к Богу и людям. При этом условии для него, как и для Божией Матери, гроб есть лествица к небу, начало вечной радости и славы, преставление к лучшей, совершеннейшей жизни на небо в явно зримом единении с Богом[1139].
В подготовке к радостному переходу в загробный мир у христианина в распоряжении два посредства: личное усилие и взыскание молитвою помощи Божией Матери. Пресвятая Богородица, преставившись от земли, никак не отлучается от живущих на земле духом. Она неусыпно молится о них и испрашивает им у Бога помощи в победе над греховностью. Как стена мира и Матерь мысленного света, Она сообщает благоговеющим пред Нею просвещение Сына Своего — Светоподателя. Ее пребывание на небе в нетленном теле не препятствует Ей изливать благодать на все лицо земли. Божия Матерь, подражая благости Сына Своего и Бога, являет Свое теплое промышление о людях их утешением, радованием и попечением об их исправлении, просвещении их ума и сердца и укреплении воли ко всякому добру[1140].
Пречистая украшает и животворит верующее человечество Своим благословениями[1141].
Часть 3
Ввиду этого Церковь в день Успения Божией Матери призывает верующих славить Ее и молиться Ей. Образчики возношения хвалы Пресвятой Богородице дают богослужебные песнопения. В них глубина богословствования, красота речи и блестящие образы.
"Сегодня, — восторженно восклицает преп. Иоанн Дамаскин, — да возгласят трубы богословов и пусть изрекает хвалы Божией Матери человеческий многоречивый язык[1142]". "Сегодня Царица Неба и земли, как светло украшенная невеста, предстала Царю и Богу для ближайшего предстательства о всех[1143]".
Воскликнем Ей: "Благословенна Ты в женах, блаженное Твое чрево, вместившее Христа[1144]".
Часть 4
Хвалы Богоматери в день Успения Ее переплетаются у церковных песнопевцев с прошениями к Ней от лица верующих. Основным содержанием прошений является — мольба о благодатном просвещении и душевном спасении.
Примерными обращениями к Божией Матери могут быть названы хотя бы такие: "Благословенная Владычица! Просвети нас-светом Сына Твоего[1145]". "Не переставай на нас призревать[1146]". "Владычица! Не забудь родного Тебе человечества[1147]". "Спаси от всякого бедственного обстояния нас, исповедающих Тебя Богородицею[1148]", возвысь силу христиан. Мы с Апостолами поклоняемся Тебе, Молящейся о наших душах[1149]. "Пречистая Богородица! Ты всегда..., день и ночь не переставай молиться о сохранении новых Твоих людей невредимыми от всего греховного и о спасении душ наших[1150]".
Окидывая одним мысленным взглядом все способы влияния Церкви на верующих в праздник Успения, мы имеем право вообще сравнивать Церковь с материнским чревом. Во чреве матери за период чревоношения развивается всякий младенец. Подобно этому в Церкви тайнодействиями, богослужебным влиянием и благодатию молитв Пресв. Богородицы созревает всякая верующая душа до способности жить в обстановке ближайшего загробного единения с Богом.
Принятые сокращения
Ант. — Антифон
Гл. — Глас
О. — Октоих
П. — Песнь
Полун. — Полунощница
Стих. — Стихира
Тр. — Тропарь
Примечания
1
Октоих I., 1 глас. Полунощн. Нед., Канон Троице, 2 тр. 6 песни, 1 тр. 1 п.; 3 гл. Субб. вечера 3 стихира на "Господи воззвах"; О. II., 8 гл. Нед. Полун. Канон Троице, 1 тр. 8 п.
2
О. I., 1 гл. Нед. Повечер. Канон Б.М. Троичен 8 песни.
3
О. I., 3 гл. Нед. Полун. III., 1 тр. 8 п.; 3 тр. 9 п.
4
О. I., 3 гл. Нед. Полун. III., 2 тр. 7 п.
5
О. I., 1 гл. Нед. Полун. III., 1 тр. 7 п.; О. II., 5 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 8 п.; 8 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 3 п., 1 тр. 4 п., 1 тр. 8 п.; Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста, Четверг утра, Канон, Троичен 8 п.
6
Триодь Постная, 2 Седм. Вел. Поста, Четверг утра, 2 Трипеснец, Троичен 8 п.
7
О. II., 7 гл. Нед. Полун. Блаженны, Троичен "на славе".
8
О. I., 2 гл. Нед. Полун. III., 1 тр. 9 п.; 3 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 1 п., 4 тр. 1 п., 3 тр. 4 п.; О. II., 6 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 3 п.; 7 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 1 п.
9
О. II., 7 гл. Нед. Полун. III., 2 тр. 3 п., 3 тр. 6 песни.
10
О. II., 5 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 7 п.
11
О. II., 5 гл. Нед. Полун. III., 8 тр. 8 п., 3 тр. 9 п.; Ис. 6, 3.
12
О. I., 1 гл. Нед. Полун. III., 2 тр. 3 п., Седален по 6 п.; 2 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 4 п.; 3 гл. Нед. Полун. III., 1 и 2 тр. 1 п., 3 тр. 3 п., 1 и 2 тр. 4 п., 1 тр. 7 п.; О. II., 5 гл. Нед. Полун. III., 1 тр. 6 п.
13
О. I., 1 гл. Нед. Полун. III., 2 тр. 6 п.; 3 гл. Нед. Полун. III., 1 п., 2 тр. 6 п.; О. II., 5 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 5 п.; 6 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 1 п.; 7 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 4 п., 1 тр. 5 п., 1 и 2 тр. 6 п., 2 тр. 7 п.; 8 гл. Нед. Полун. III., 2 тр. 1 п., Седален по 6 п.
14
Триодь Постная, Нед. Мясопустн. утра, Канон пр. Феодора Студ. Троичен 4 п.; 3 Се дм. Вел. Поста, Канон, Троичен 1, 4 и 5 п.; Пяток Ваий утра, 2 Трипеснец, Троичен 5 п.; Триодь Цветная, Субб. 7 Нед. по Пасхе утра, Канон Троичен 3 и 7 п.; Неделя 50-цы, Повечерие, Канон Св. Духу 3 тр. 3 п.; Вторник Седм. 50-цы утра, Седален по 1 стихословии.
15
Триодь Постная, Субб. Сырная утра. Канон, Троичен 6 п.; Нед. Мясопустная утра, Канон, Троичен 7 п.; 3 Седм. Вел. Поста, Нед. утра, Троичны 7 п. И 8 п.; Нед. 5 Вел. Поста утра, Канон Троичен 8 п.
16
Триодь Постная, Нед. 1 Вел. Поста, Повечерие, Канон св. Андрея Критского, Троичен 9 п.; Понед. 1 Седм. Вел. Поста, Трипеснец, Троичен 1 п.; Среда 2 Седм. Вел. Поста, Трипеснец, Троичен 3 п.; О. I., 1 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 7 п., 1 тр. 9 п.; 2 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 3 п.; 9 п., 1 тр. 1 п.; О. II., 5 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 1 п., 1 тр. 7 п.; 8 гл. Нед. Полун. III., 1 тр. 9 п.; О. I., 2 гл., Нед. вечера 2 гл., 2 стихира на "Господи воззвах".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Чтения по литургическому богословию"
Книги похожие на "Чтения по литургическому богословию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вениамин (Милов) - Чтения по литургическому богословию"
Отзывы читателей о книге "Чтения по литургическому богословию", комментарии и мнения людей о произведении.