Вениамин (Милов) - Чтения по литургическому богословию
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Чтения по литургическому богословию"
Описание и краткое содержание "Чтения по литургическому богословию" читать бесплатно онлайн.
Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов)
Чтения по литургическому богословию
© «Жизнь с Богом». Брюссель, 1977.
Каждый искренний христианин сроден Христу и в Нем имеет источник своего просвещения и вечно блаженной жизни.
Раскрытые идеи литургического богословия об усопших в вере превосходны детализацией вопроса о приложении Христом искупления за гробом к личности верующих. В Церкви Христовой непрерывно совершается чудный круговорот любви, возвышенная взаимопомощь и, как солнце, сияет многая и безграничная милость Божия.
12. Христианский пост по изображению Постной Триоди
Православно-христианское учение о посте, как земном подвиге, обязательном для всех верующих во Христа, по-видимому совершенно понятно без каких-либо дополнительных объяснений. Фактически оно оказывается гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Углубление в смысл и задачи поста открывает здесь много новых подробностей, касающихся настроения постящегося, конечных целей и благодатных даров постничества.
Авторитетно-твердое и исчерпывающе-полное истолкование понятия о посте мы находим в православной литургической письменности или в церковно-богослужебных молитвах, песнопениях и канонах.
На основании отрывочных замечаний о посте церковных песнопевцев можно вскрыть подлинную точку зрения Церкви на существо телесного и душевного поста, — как выражения человеческого смирения, молитвенности и милосердия, — и назначение постничества в процессе спасения.
Литургическое освещение общехристианского подвига поста во всех его сторонах дает преимущественно Постная Триодь. Здесь по дням великопостных богослужений рассыпаны замечания по этому вопросу знаменитых учителей Церкви: преподобных Феодора и Иосифа Студитов, святых Анатолия Патриарха Константинопольского, Козьмы Епископа Майумского, Андрея Архиепископа Критского и многих других песнопевцев. Их богослужебные наставления, уже полторы тысячи лет, учили и учат христиан истинно поститься.
Кто из православно-верующих с раннего детства не воспринимал в Церкви потрясающего душу назидания упомянутых святых лиц о богоугодном прохождении времени пощения?
Из медоточных речей Постной Триоди извлечем прежде всего понятие о посте телесном.
Телесный пост
Телесный пост далеко не безразличен в духовной жизни каждого христианина. Беспорядочно и безразборно вкушаемая пища нередко возбуждает страстность[689], огрубляет чувствительность души и мешает молиться. Некогда праотцы человеческого рода Адам и Ева чрез ядение запрещенного Богом плода лишились Божией благодати и были изгнаны из рая.
Ищущие возвращения в светлые райские обители достигают его воздержанием от излишеств в питании и услаждений плоти[690].
На литургическом языке под именем телесного поста разумеется воздержание от мяса, молока, сладких яств, телесного сладострастия, пьянства и других плотских грехов и похотей[691]. Постящийся даже растительную пищу должен употреблять умеренно, чтобы победить телесные страсти и избежать власти демона чревоугодия[692].
Господь, хотящий нашего спасения, заповедал стеснять чрево и оставлять плотские страсти, чтобы все телесные члены сделать орудиями праведности и пресечь плотские блудные взыграния[693].
Для подчинения плоти духу человеку необходимо временами измождать плоть, смирять телесные страсти, бодро и неутомимо противиться им[694]. Лучше перестрадать борения со страстями, чем подчиниться им и после мучиться от рабства плотской похоти, наподобие библейского Самсона, прилепившегося к филистимлянке Далиде[695].
Телесный пост ослабляет телесное похотливое жжение и пламенение и позволяет духу господствовать над страстностью. Ограниченное и легкое питание утончает и смиряет плоть, погашает в ней похоть, выводит человека из состояния раболепства чреву. Постящийся препоясывает чресла целомудрием, как бы распинает члены тела постом и умирает сладострастию. Он чистым является Спасителю, ищущему в людях всецелой чистоты[696].
Радостное принятие постного завещания не допускает услаждать гортань любимыми яствами и винами, обязывает хранить зрение, слух и язык от греха. Постящийся презрением сладостей земной жизни отрывается от греха и получает от Спасителя высшие духовно-благодатные утешения в Его осиянии благодатию. Вместо боготворения чрева и похоти он ненавидит пресыщение и неистовое блудное невоздержание[697]. Постясь, идет за Спасителем и страстоубийством просветляет телесные движения.
Постная пища и утоление жажды водой никого из людей не доводят до безумия. Напротив, невоздержание в пище и употреблении вина делают людей врагами Владычнего Креста. Так, опьянение вином некогда обнажило даже праведного Ноя и Лота ввергнуло в блуждение[698].
Обобщая все сказанное выше, мы приходим к такому определению телесного поста:
Телесный пост есть временный отказ от пищи мясной, молочной и от вина и умеренное принятие растительной пищи, погашающее блудную и чревоугодливую страстность и восстанавливающее способность чувствовать и носить Божию благодатную силу. Душевно-телесность человеческого существа делает двояким и пост и людей. Кроме поста телесного каждый христианин обязан подчиняться еще особому режиму душевного пощения. Об этом скажем в дальнейшем.
Душевный пост
Телесным постничеством обессиливаются только две душевных и притом поверхностных страсти — блуд и чревоугодие. Глубже их в душе лежат корысть и гордость со всеми проявлениями зла.
Отсюда истинный и приятный Богу пост души есть отложение разновидностей гордыни и корысти, то есть гнева, ярости, лукавства, презрения к другим, лести, лжи, брани, оговоров, клятвопреступления, скупости и прекращение всякой злобы, сварливости, зависти, соблазна на грехи и несправедливостей[699].
Кто, постясь телесно, не очищает души от страстных помышлений, плотского образа мыслей, греховных чувств, хотений и дел, тот напрасно радуется своему мнимому посту. Он — лжец пред Богом и подобен никогда не ядущим злым демонам[700]. Начало душевного поста полагается удалением из сознания вредных помышлений о греховном[701]. Чувства и желания страстного характера, не имея опоры в твердых мысленных образах человека, неизбежно замирают[702].
Душевно постящийся переводит себя на правый путь и, подобно Адаму до его грехопадения, вкушает плоды от исполнения всякой Божией заповеди[703].
Он являет великое исправление себя в смиренномудрии, милосердии к другим, тихом лице, тихих обычаях душевного устроения и мысленно всегда предстоит Распятому Христу, сам сраспинаясь Ему[704]. Вытеснение страстных помыслов из сознания постящегося достигается хранением непрестанной теплой сердечной молитвы к Богу.
Сказанное о душевном посте проясняет смысл литургических названий его началом чистой жизни, преложением к нетлению, подвигом терпения, молитвенным восхождением к Богу, облачением души в веселие по Боге[705].
Постящийся всей душой действительно делается лучшим, мягким, любящим всех, умиленным, светлым, юношески бодрым, хранителем чистоты ума и сердца и удобоподвижным на все доброе. Из его уст не слышны осуждения других, наговоры и злоречия. Он всеблагоговейно работает одному Христу, ненавидит темные, вредные и горькие дела злобы, и в короткие дни поста весь напитывается горней пищей благодати Божией. Превозмогание греховных влечений и сна лености открывает ему свободу изливать пред Богом теплую молитву. Весь дух чисто постящегося присвояется Богу, посвящает себя Ему Единому и любовно открывается для всех окружающих, как светлое солнце, сияющее земле[706].
Истинные постники не тяготятся постом, не унывают при воздержании от пищи и страстей[707]. В ожидании себе самим прощения от Бога они исполнены духа всепрощения к другим[708] и дел милосердия. Созерцание крестных страданий Христовых уязвляет их любовию ко Христу и отрывает от всех греховных дел[709].
Всматриваясь в литургическое изображение облика душевно постящегося, нельзя не заметить, что до времени поста лик его души облегает тьма. Он замкнут в себялюбии и страстности. Постничество разрывает в нем оковы страстей. В связи с этим сила любви его свободно обращается к Богу и людям.
Литургическая письменность очевидно полагает конечной целью душевно-телесного поста освобождение любви человека к Богу и ближним от связи страстями.
Приведем ряд буквальных выдержек из Постной Триоди, иллюстрирующих и обосновывающих это заключение.
По словам св. песнопевцев, "просветившие плоть постом утучняются душевно добродетелями... творя своей пищей святую любовь[710]". "Постясь от злобы, они наслаждаются любовию к Богу[711]", "примиряются с Ним со всей теплотой сердца[712]" и "Ему присвояются[713]" "совершенно[714]". "Молящиеся о прощении своих грехов исполнены мира со всеми и любви друг ко другу[715]".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Чтения по литургическому богословию"
Книги похожие на "Чтения по литургическому богословию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вениамин (Милов) - Чтения по литургическому богословию"
Отзывы читателей о книге "Чтения по литургическому богословию", комментарии и мнения людей о произведении.