» » » » Maйкл Брукс - Нефть и внешняя политика


Авторские права

Maйкл Брукс - Нефть и внешняя политика

Здесь можно скачать бесплатно "Maйкл Брукс - Нефть и внешняя политика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Издательство иностранной литературы, год 1949. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Нефть и внешняя политика
Автор:
Издательство:
Издательство иностранной литературы
Жанр:
Год:
1949
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нефть и внешняя политика"

Описание и краткое содержание "Нефть и внешняя политика" читать бесплатно онлайн.








Крупные разоблачения в 1932 г.

К концу 1932 г. иранское правительство чувствовало себя достаточно сильным для того, чтобы занять твердую позицию; предполагалось, что шансы британского правительства понизились настолько, что оно вынуждено будет отказаться от англо-иранской концессии. В январе 1932 г. сначала в Париже, а позднее в Швейцарии возобновились переговоры по урегулированию вопроса о денежных отчислениях за разработку недр. Компания предложила только небольшое улучшение условий договора, и стороны разошлись, не достигнув никакого соглашения. В середине года Иран официально объявил о том, что по отношению к нему совершена несправедливость. В 1931 г., в то время когда шах отказался принять платежи в сумме 307 тыс. фунтов стерлингов, иракское правительство получило 400 тыс. фунтов, несмотря на тот факт, что добыча нефти в Иране составляла 6 млн. тонн, а добыча нефти в Ираке даже не была начата. Когда же Англо-персидская нефтяная компания слегка приоткрыла завесу, внеся 800 тыс. фунтов в британское казначейство в виде подоходного налога, контраст между прибылями Англии и Ирана стал еще более очевидным.

27 ноября 1932 г. шах официально денонсировал договор на концессию, заключенный на 60-летний срок. Иранское правительство уведомило Англо-персидскую нефтяную компанию, что оно утратило всякую надежду на изменение условий договора, но, тем не менее, в принципе согласно на новую концессию при условии, что Англо-персидская нефтяная компания согласится на соответствующую гарантию иранских интересов. Расторжение договора было отмечено во всем Иране двухдневным празднованием, а макет договора с д'Арси был публично предан огню.

К этому времени акции Англо-персидской нефтяной компании на бирже упали на 20%, и она предоставила английскому правительству отвечать Ирану. Как указывает сэр А. Вилсон, британский посол в Тегеране вручил иранскому министру иностранных дел ноту, «в которой действия персидского правительства, денонсировавшего договор, были квалифицированы как непозволительное нарушение обязательств Персии, к чему правительства его величества отнеслось самым серьезным образом. Было предъявлено требование немедленно взять обратно заявление об аннулировании договора с указанием на то, что правительство его величества надеется, что персидское правительство сделает все возможное для мирного урегулирования этого вопроса, однако правительство его величества, в случае необходимости, не поколеблется принять все законные меры для защиты своих прав и бесспорных интересов и не допустит нанесения какого-либо ущерба Англо-персидской нефтяной компании или вмешательства в ее дела в Персии».

На случай, если бы Иран не уразумел, что Великобритания готова пойти на интервенцию, была послана другая нота, предупреждавшая иранское правительство, что в случае нанесения какого-либо ущерба компании или вмешательства в ее дела английское правительство будет считать для себя возможным принять для защиты компании такие меры, которых потребуют создавшиеся условия.

Британские стратегические и коммерческие интересы вызывали необходимость энергичных протестов и угроз, к которым не прибегали в других случаях, как, например, во взаимоотношениях с Японией.

3 декабря 1932 г. иранское правительство изложило свои претензии в следующих восьми основных пунктах:

1. Концессия была предоставлена Ираном Англо-персидской нефтяной компании под давлением.

2. Размер отчислений за разработку недр по отношению к Ирану был определен неправильно.

3. Ирану не была разрешена проверка бухгалтерских книг.

4. В военное время платежи за разработку недр не производились, несмотря на неоднократные заявления Ирана.

5. Компания отказалась платить подоходный налог.

6. Неограниченные расходы компании в других странах мира относились за счет иранской нефтяной промышленности.

7. Компания не эксплуатировала иранских нефтяных промыслов, в то время как нефтяные промыслы вне Ирана усиленно эксплуатировались.

8. В прошлом году компания отказалась послать своего представителя для переговоров.

Переведя это заявление на язык цифр и фактов, одна иранская газета отметила, что Англо-персидская нефтяная компания уже получила чистый доход в размере 171 млн. фунтов стерлингов от продажи 57 млн. тонн нефти, добытой в Иране. Если бы компания выполнила свои обещания и уплатила треть этой суммы иранскому правительству, последнее получило бы 57 млн. фунтов вместо 11 миллионов. Кроме того, было высчитано, что если бы иранское правительство просто передало безвозмездно нефтяные запасы Англо-персидской нефтяной компании и настаивало лишь на своем праве взимать налоги, то оно получило бы в период между 1905 и 1932 гг., только в виде таможенного налога, сумму в размере 20 млн. фунтов стерлингов вместо 11 млн. фунтов, полученных за период 1901 — 1932 гг. в виде платежей за разработку недр.

Действовавшее в интересах Англо-персидской нефтяной компании британское правительство, опираясь на свои формальные права и на свои пушки, не удостоило ответом иранское правительство. 7 декабря 1932 г. газета «Тайме» заявила, что бедному Ирану не только угрожает финансовый крах, но что, кроме того, разбойники с большой дороги проникли в районы, граничащие с южными концессиями. Через некоторое время британские военные корабли и торпедные катеры появились в Персидском заливе для того, чтобы не осталось и тени сомнения в том, что Великобритания весьма серьезно намерена поддерживать требования Англо-персидской нефтяной компании. Все это служило предостережением для колониальных и полуколониальных стран, где имелись аналогичные концессии, ибо потеря престижа в Иране могла иметь для Великобритании очень серьезные последствия в других местах.

Нефтяные компании, однако, по вполне понятным причинам отнюдь не хотели привлекать к себе внимания. Хотя сэр Джон Саймон внес этот вопрос на рассмотрение Лиги наций и Международного верховного суда в Гааге, компромисс показался лучшим выходом, и вопрос был урегулирован без помощи суда. Перед тем как Лига наций и Международный верховный суд вынесли свой приговор, 29 апреля 1933 г. в результате тайных переговоров между лордом Кэдменом и представителями Ирана было достигнуто соглашение.

Договор с Англо-персидской нефтяной компанией о предоставлении ей концессии был продлен до 1993 г., а шах получил за это более определенную и более крупную компенсацию. Территория концессии, начиная с 1938 г., должна была быть ограничена площадью в 260 тыс. кв. километров; кроме того, Англо-персидская нефтяная компания утрачивала свои исключительные права на эксплуатацию нефтепроводов. Вместо 16% шах получил право на 20% чистых доходов, не считаясь с тем, получены ли они в Иране или за границей. Англо-персидская нефтяная компания должна была платить 4 шиллинга за каждую тонну нефти, проданную или экспортированную; вместо налогов она согласилась платить тариф в размере 9 пенсов за тонну за первые 6 млн. тонн, а в дальнейшем — по 6 пенсов за тонну в течение первых 15 лет концессии. После этого периода платежи повышались соответственно на 1 шиллинг и на 9 пенсов. Доля Ирана от прибылей компании ни при каких условиях не должна была быть ниже 750 тыс. фунтов стерлингов в год, а общая годовая сумма всех платежей не должна была быть меньше 1 млн. фунтов. Для урегулирования всех претензий иранского правительства соглашение предусматривало уплату ему 1 млн. фунтов; предусматривалось также право иранского правительства иметь своего представителя в Англо-персидской нефтяной компании для наблюдения за ведением бухгалтерских книг и проверки методов калькуляции. Шах получил гарантию против дальнейшего обесценения фунта. Нефть должна была продаваться на свободном рынке по ценам, существующим на рынках Румынии и территорий, прилегающих к Мексиканскому заливу, а иранскому правительству — с 25-процентной скидкой. Компания согласилась ассигновать 10 тыс. фунтов стерлингов для обучения иранского персонала.

Это соглашение могло явиться — и в известном смысле явилось — поворотным пунктом в официальных англо-иранских отношениях. Шах и его приближенные теперь имели свою долю участия в операциях Англо-персидской нефтяной компании, производимых в мировом масштабе, и? кроме того, большую долю участия в прибылях, получаемых от разработки нефтяных ресурсов в Иране. Сочетание операций по добыче нефти и продаже нефтепродуктов во всем мире должно было способствовать укреплению связей между Англо-персидской нефтяной компанией и ее иранскими партнерами. Более того, в 1934 г. Великобритания перенесла местопребывание своего представителя в районе Персидского залива из Бушира в Кувейт, а в 1935 г. ликвидировала свои военные базы в Хенджаме и Баседу и создала базу в Бахрейне. Эти изменения, не очень существенные, имели целью дальнейшее улучшение отношений с руководящей верхушкой Ирана.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нефть и внешняя политика"

Книги похожие на "Нефть и внешняя политика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Maйкл Брукс

Maйкл Брукс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Maйкл Брукс - Нефть и внешняя политика"

Отзывы читателей о книге "Нефть и внешняя политика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.