Александр Мазин - Беседа о драконах, мифических, астрологических, литературных, а также тех, что обитают у нас внутри
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Беседа о драконах, мифических, астрологических, литературных, а также тех, что обитают у нас внутри"
Описание и краткое содержание "Беседа о драконах, мифических, астрологических, литературных, а также тех, что обитают у нас внутри" читать бесплатно онлайн.
Мазин Александр
Беседа о драконах, мифических, астрологических, литературных, а также тех, что обитают у нас внутри
Александр Мазин
Беседа о драконах, мифических, астрологических,
литературных, а также тех, что обитают у нас внутри
В беседе принимали участие писатели Виктор Беньковский, Дмитрий Григорьев, Александр Мазин, директор клуба "Шалтай-Болтай" Ян Линев, и главный редактор журнала "Питербук" Вадим Зартайский.
МАЗИН: Тема дракона настолько обширна, что даже не знаешь с чего начать? Может - с классификации? Скажем, средневековоевропейской?
БЕНЬКОВСКИЙ: В европейской традиции драконов много. Есть дракон геральдический, который на гербах, есть - алхимический, есть - герметический, есть литературный, есть мифологический.
МАЗИН: Давай остановимся на последнем. Каков европейский мифологический дракон? Его вкусы и привычки?
БЕНЬКОВСКИЙ: Скотина. Золото любит. Девственниц. Происходит из древности, то есть, связан с предыдущими эпохами.
МАЗИН: А астрологически?
БЕНЬКОВСКИЙ: Знак Дракона коррелирует с тремя земными знаками: Тельцом, Девой и Козерогом. Более всего - с Тельцом. Сокровища, стяжание имущества. В знаке Тельца --выраженная Луна, т. е. Диана, а Диана, соответственно, девственность. Еще один момент "лунности" дракона: его всегда убивает солярный герой.
ГРИГОРЬЕВ: А я, например, по знаку Дева. Как он со мной взаимодействует?
БЕНЬКОВСКИЙ: В классической астрологии знак Девы связан со знаниями. С мудростью, соответственно.
МАЗИН: А с Козерогом?
БЕНЬКОВСКИЙ: С Козерогом сложнее. Козерог - знак так называемой ущербной луны. То есть, его либо очень много или очень мало. Он либо страшно крут: повелевает водами и народами, либо - в полном ничтожестве. Еще Козерог связан со временем -а дракон, как уже сказано, связан с предыдущей эпохой. Опять-таки, по эпохам: Овен - Телец (Дракон) - Рыбы (наша эра) - Водолей (будущее).
ЗАРТАЙСКИЙ: А откуда вообще европейский астролог взял дракона.
БЕНЬКОВСКИЙ: От арабов.
МАЗИН: А откуда взяли его арабы?
БЕНЬКОВСКИЙ: От античников. А через кого... Вы удивитесь! Через вандалов!
ЗАРТАЙСКИЙ: А как выглядел античный дракон?
БЕНЬКОВСКИЙ: Неведомо. Лернейская гидра. Античный фольклор: пошел Геракл в лес - встретил дракона и убил.
ГРИГОРЬЕВ: А в средние века каков был драконий фольклор?
БЕНЬКОВСКИЙ: Меровинги. Первая французкая династия. Был человек по имени Меровей. Жил в пятом веке. Дед его произошел он женщины и морского чудовища. Суть, дракона. Фафнир, которого убил Сигурд.
МАЗИН: Фафнир, что интересно, был большим, нелетающим и ортодоксальным, то есть ползал всегда по одному месту.
БЕНЬКОВСКИЙ: Все драконы европейские были большими нелетающими и ортодоксальными.
МАЗИН: Нелетающими. Это точно известно?
БЕНЬКОВСКИЙ: Да.
МАЗИН: Сигурд, кстати, дракона убил отнюдь не в честном бою. Вырыл яму, подстерег и воткнул меч в брюхо. А дракон даже сразу и не заметил, так дальше и пополз. Сигурд же, выкупавшись в драконьей крови, стал неуязвим.
ГРИГОРЬЕВ: Еще одно качество - неуязвимость.
МАЗИН: А если сместиться на восток? Виктор, чем, на твой взгляд, восточный дракон отличается от западного?
БЕНЬКОВСКИЙ: Восточные драконы, китайские в частности, в основном связаны с водой. Причем, с морем чаще, чем с озером.
МАЗИН: А воздушные и огненные?
ГРИГОРЬЕВ: Облачные, рогатые, земные и подземные. А поведение?
БЕНЬКОВСКИЙ: Да такое же. Богатство. Девственницы. Китайские драконы требуют себе жертвоприношений. У китайцев - год дракона. Время, когда планета Юпитер находится в знаке Тельца.Телец, второй знак Зодиака. Телец, в принципе, символ материального стяжания. Это Китай. А что делает европейский дракон?
ЗАРТАЙСКИЙ: Собирает сокровища.
БЕНЬКОВСКИЙ: Вот пошли корреляции. По самой старой европейской традиции, дракон -- это вторые врата, райские врата. С чем связан знак Тельца. С Луной. Что такое Луна? Богиня Диана. Та самая девственность. И, что в Европе, что на Востоке дракон - символ предыдущей эпохи.
ЗАРТАЙСКИЙ: Можно сказать, что мы имеем некие общие источники, для любого народа, что фактически говорит о том, что драконы, наверно, были. А мы вроде бы начинали с того, что дракон - существо волшебное. И почти не существующее.
БЕНЬКОВСКИЙ: Непростая вещь.
МАЗИН: Для нас. А в средние века психология у людей была другая. Сейчас, как я полагаю, волшебства в природе почти нет. А те, кто жил раньше, они видели драконов и они существовали. Они жили в мире волшебства, нежити, святых чудес и домашних призраков, а мы живем в мире политики, экстрасенсов и тоталитарных сект. Поэтому склонны видеть не драконов, а летающие тарелки. Но дракон мне лично симпатичнее. И то, что мы говорим, что дракон - магическое, волшебное существо, это вовсе не значит, что он не существовал. Просто довольно трудно представить, что было, скажем, в Китае, две тысчи лет назад. Или Европе.
БЕНЬКОВСКИЙ: Европа, две тысячи лет назад. Что у нас имеется по индоевропе? Примерно с 40 по 23 век - трипольская культура. Южная Украина. С 23 по 9 век..
МАЗИН: Виктор, там драконы упоминались? Они там летали?
БЕНЬКОВСКИЙ: А фиг их знает.
МАЗИН: Может, тогда не будем отвлекаться?
БЕНЬКОВСКИЙ: А мы не отвлекаемся. В то же время была нормальная вавилонская культура. И там драконы были точно.
МАЗИН: А у египтян были драконы? Я что-то не припомню.
БЕНЬКОВСКИЙ: Понимаешь, какая штука... У египтян было определенное деление: что надо регистрировать хронистам, а что не надо. Фараона - надо. А дракона - не обязательно.
ГРИГОРЬЕВ: Обычное дело. Отражение предмета в языке. Значимый предмет отражается, а незначимый - нет. И из языка исчезает.
ЯН: У египтян был Змей.
ЗАРТАЙСКИЙ: Давайте вспомним те старинные книги, где упоминаются драконы. Европейские или восточные.
БЕНЬКОВСКИЙ: Нибелунги.
МАЗИН: Путешествие на запад. Оно, правда, не очень древнее. Но зато китайское. А год Дракона - это все-таки китайская идея.
ГРИГОРЬЕВ: Вот у меня в руках книга Борхеса, где написано: Китайский дракон Лунь - один из четырех волшебных животных. Остальные - единорог феникс и черепаха.
Западный дракон в лучшем случае вселяет ужас, в лучшем - вызывает смех. Однако Лунь в китайских книгах наделен божественным достоинством и подобен ангелу, который вместе с тем - Лев.
МАЗИН: И вместе с тем - это все: подача господина Борхеса. А господин Борхес...
ЗАРТАЙСКИЙ: ... Сочинил это сам.
МАЗИН: Именно. Возможно, не без влияния первоисточников.
ЯН: Вот, пожалуйста, первоисточник.
Там сказано, что на высшей ступени иерархии стоят драконы, умеющие летать. Потом были земные и подземные драконы. Были драконы желтые, Хуан, зеленые Цин, красные Джун и так далее.. Еще безрогие и облачные рогатые. Как утверждает древняя рукопись, десять тысяч существ, пернатых, покрытых шерстью и чешуйчатых и панцирных - произошли от драконов. Десять тысяч в китайской литературе означает - все.
ГРИГОРЬЕВ: А на Руси драконов не было.
ЯН: Был Змей Горыныч.
ГРИГОРЬЕВ: Точно. Давайте сравним дракона и Горыныча. У обоих огнедышащая природа. Оба - существа мифические, которые пришли оттуда. В Китае там и здесь не разделяли. А у нас делили. Как сказано у Проппа: есть этот мир и есть мир мертвых. И змей Горыныч - это существо из мира мертвых. То есть он приходил оттуда, но в то же время существовал совершенно реально.
МАЗИН: Значит будем смотреть на вещи реально. Наш мифический дракон именем Змей Горыныч, опять-таки, как сказано у Проппа, внятного описания не имеет. Мы не можем даже сказать: были ли у него крылышки или нет. Но летал.
ГРИГОРЬЕВ: И огнем дышал. Это факт. И голов было много.
ЯН: Кстати, в европейской традиции дракон никогда не бывает многоглавым. Даже в геральдической традиции. Змей - да, может быть многоглавым, а у дракона всегда одна голова.
ГРИГОРЬЕВ: Так у нас и есть Змей!
ЗАРТАЙСКИЙ: Идем дальше. Приняли христианство - получили еще одного дракона. Того, которого убил Георгий-Победоносец. Этого дракона греки прекрасно себе представляли, рисовали, а наши срисовывали с греков. И там он, кстати, одноглавый.
ЯН: Потому что змея взяли из русского фольклора, а дракона - из европейской традиции.
МАЗИН: Я бы не рискнул назвать византийскую традицию европейской. Она скорее именно византийская. Но я хотел бы сказать о другом. Вот некий иконописец нарисовал дракона. Нарисовал настолько удачно, что основал традицию и все прочие иконописцы срисовывают уже с него. А вот было ли то, что этот первый изобразил результатом истинного видения дракона или полетом фантазии? Это уже великая тайна творчества, о которой я хотел бы сказать позже, когда речь пойдет о "литературном", а не "историческом" драконе. Что еще мы можем сказать об "историческом" драконе?
ГРИГОРЬЕВ: Дракон - символ императора. И символ мудрости. Поэтому даже имена были с включением слова "дракон". Поэтому говоря о драконе, мы можем иметь в виду и не дракона даже, а человека.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Беседа о драконах, мифических, астрологических, литературных, а также тех, что обитают у нас внутри"
Книги похожие на "Беседа о драконах, мифических, астрологических, литературных, а также тех, что обитают у нас внутри" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Мазин - Беседа о драконах, мифических, астрологических, литературных, а также тех, что обитают у нас внутри"
Отзывы читателей о книге "Беседа о драконах, мифических, астрологических, литературных, а также тех, что обитают у нас внутри", комментарии и мнения людей о произведении.