Лариса Матрос - Социологический роман
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Социологический роман"
Описание и краткое содержание "Социологический роман" читать бесплатно онлайн.
-- Разве вы не слышали, что я сказал? -- еще громче повторил учитель, глядя на нее. Лида с опущенной головой вышла из класса. Эта история быстро распространилась по школе и все, особенно девчонки, стали бояться "Макара", как они между собой называли учителя, как огня. В октябре наступило время выборов в комсомольские органы. Инга с самых младших классов (под влиянием бабушки, простой швеи, но активного члена КПСС) очень любила общественную работу, потому всегда была рада, когда ее избирали, -- от звеньевой до старосты в младших классах и до члена классного комсомольского бюро с седьмого класса (когда она вступила в комсомол). Она любила комсомольские собрания, как классные, так и общешкольные, и всегда ждала их с нетерпением. До объявленной даты классного комсомольского собрания Макар Иванович вдруг решил устроить странный классный час, на который пригласил одних девочек. Девчонки гадали, что бы это значило, и с волнением в положенное время после уроков сидели, ожидая учителя.
Учитель, вопреки всем ожиданиям, очень тепло, подружески и проникновенно начал говорить с девочками о том, как важно девушке чтить чувство собственного достоинства, как плохо стремится подражать мальчишкам в худших сторонах их поведения -- употреблении плохих слов, неаккуратности, хулиганистости.
-- Сейчас, -- сказал Макар Иванович, -- я хочу вам привести пример, как должна себя вести девушка. Несколько дней назад я был невольным свидетелем такой ситуации. Девушка стояла в коридоре на перемене и что-то читала. В это время подскочил юноша и вытащил у нее носовой платочек, выглядывающий из кармана передника. Девушка посмотрела на юношу и серьезно сказала: "Прошу тебя извиниться и вернуть мне платок". Мальчик сначала растерялся. Он ожидал другой реакции, например, того, что девушка, как часто бывает, побежит за ним, либо начнет его умолять, ссориться и тому подобное. Проявленное ею чувство собственного достоинства застало его врасплох, и он должен был сменить всю тактику поведения. Он подошел к ней и, извинившись, вернул платочек. И я уверен, что ни один мальчик с тех пор не позволит себе поступить с этой девушкой либо в ее присутствии недостойно. -- После небольшой паузы учитель завершил: -- А зовут эту девушку Инга Веселовская.
Когда Макар Иванович начал рассказывать эту историю, Инга вспомнила что-то подобное, происшедшее с ней. Однако, не допуская мысли, что речь идет о ней, она, как и все, слушалала учителя затаив дыхание. Когда же учитель назвал ее имя и все девчонки со всех парт посмотрели на нее, она не знала, как себя вести, и только смущенно улыбнулась, опустив голову. Вскоре все разошлись. Линка с Нонкой, с которыми она обычно шла домой после школы, не стали ждать, пока у Инги кончится классный час, и потому она шла домой одна. Пройдя уже более половины пути к дому, она вдруг услышала обращенный к ней вопрос: -- Вы живете здесь, на этой улице? Инга подняла голову и увидела Макара Ивановича.
-- Почти. Вон там за углом ворота нашего двора.
-- Я живу на улице Толстого, так что иду к трамвайной остановке. Поездка в школу отнимает немало времени, но я сейчас работаю над диссертаци ей, посвященной психологии детей переходного возраста, и поэтому работа в школе мне очень полезна. -- Инга впервые услышала слово "диссертация" и совершенно не знала, как отреагировать на то, что говорит учитель. В это время мимо них прошла женщина с собачкой -- небольшим красивым черным пуделем. Эта женщина была объектом внимания и любопытства обитателей улицы, потому что дорого и экстравагантно одевалась и всегда гуляла одна либо с собачкой.
-- Дама с собачкой, -- сказала Инга чисто автоматически, когда женщина опередила их. -- О, это великое произведение. Горький сказал, что на "Даме с собачкой" кончается реализм. -- Извините, Макар Иванович, сказала Инга, не поняв, о чем говорит учитель, -- я сказала так об этой женщине, потому что она всегда с собакой. Ее так все называют на нашей улице. -- Да?! -рассмеялся Макар Иванович. -- Но я имел в виду чеховскую "Даму с собачкой", вы ведь читали Чехова? Инге было стыдно признаться, что она мало читала Чехова и что она вообще не так уж много читает.
-- Честно говоря, -- решила она все же сказать правду, -- я Чехова мало читала.
-- Это вы зря. Чехов должен сопровождать человека всю жизнь. Чехова нужно читать всегда.
-- А вот я и пришла, -- сказала Инга, обрадовавшись концу своего стыда и остановившись у ворот. -- Инга, -- сказал вдруг Макар Иванович, -- у нас на педсовете принято решение, согласно которому всем классным руководителям рекомендовано посетить квартиры своих учеников, чтоб посмотреть, в каких условиях они живут. Если вы не возражаете, я начну с вас. Инга содрогнулась от этого предложения. Она ходит в школу всегда аккуратной, всегда с белоснежными манжетами и воротничком, всегда с большим бантом над косой. Форма, хоть и не шерстяная, а кашемировая, но все же хорошо сшита и к тому же украшена красивым сатиновым передником с большой пелериной, который сшила мама сама, поэтому Макар Иванович может и не представлять, в каких убогих условиях она живет. К тому же вчера мама кипятком морила клопов и этот клопиный запах еще, наверное, не выветрился... Макар Иванович не мог не увидеть смущения Инги, и именно это определило его желание не отступать. У него возник чисто профессиональный, педагогический интерес к тому, в каких условиях могла сформироваться эта необычная среди сверстниц, умная, воспитанная, даже с аристократическими манерами девушка. -- Сюда, не так ли? -- спросил учитель, указывая на ворота и отняв у Инги возможность влиять на его решение. Они проходили двор сквозь стрелы любопытных взглядов сидящих на лавочках соседей. -- Ингуля, что ты сегодня получила в школе? -- крикнула со второго этажа старенькая, уже почти выжившая из ума тетя Феня, которая всегда всех спрашивала об оценках, делала замечания, если у кого-то не почищены туфли, либо помяты банты. Инга к этому привыкла, но сейчас почувствовала даже ненависть к ее простоте и беспардонности. Однако перед учителем нельзя было поступать неуважительно по отнрошению к старухе, потому, подняв голову к балкону, она ответила: -- Сегодня никаких, тетя Феня. -- Такие девочки, как ты, -- не унималась соседка, не обращая внимания на то, что Инга не одна, -- должны учиться, чтоб иметь возможность иметь дома свою уборную, а не ходить в эту будку и чтоб ходить на работу с портфелем, а не с половой тряпкой, как Манькасцыкуха.
Инге казалось, что этот двор, который она исходила сотни тысяч раз вдоль и поперк, стал безразмерным и этот стыд никогда не кончится.
Дома была только мама. -- Добрый день, -- сказал Макар Иванович, -протянув руку маме. -- Я классный руководитель.
-- А что случилось? -- испуганно спросила мама. -- Моя Инга -- девочка очень серьезная... -- Не беспокойтесь, -- ответил учитель, немного пригнувшись, так как его голова почти упиралась в потолок. -- Я начинаю изучать, в каких условиях живут мои подопечные. Так решил наш педсовет, чтобы понять, в чем нуждаются наши дети. -- Пожалуйста, присаживайтесь, -сказала мама, указывая на диван, -- какие тут могут быть условия... вы сами видите, даже уроки делать негде. Мой муж прошел всю войну, вернулся с ранением. Дом, в котором была наша квартира до войны, разрушен был полностью. Вот мы согласились на это, потому что вообще жить негде было, когда вернулись с эвакуации в Одессу. Инга у нас пошла в школу позже Из-за того, что негде было жить. Думали на несколько месяцев, ну на год. И вот до сих пор живем и конца не видно. Дочки уже подросли... старшая не имеет даже, куда молодого человека в дом привести.
-- Ну ладно, мамочка, -- перебила Инга маму, боясь, что она сейчас начнет все семейные проблемы вываливать на учителя, -- ведь в нашем дворе большинство так живет. В это время вошла довольная и возбужденная Мира. -Здрасьте, -- сказала она незнакомому мужчине и, обращаясь к маме, громко затараторила: -- наша шарага сегодня нас погнала раньше домой! Там что-то у них сломалось в оборудовании, конвейер остановился, и нас всех отпустили. -Мира, -- перебила старшую дочку мать, -- это Ингочкин классный руководитель.
-- А что случилось? -- встрепенулась сестра. Макар Иванович ничего не ответил, лишь улыбнулся, а мама сказала: -- Ничего не случилось, школа приняла решение изучить, как живут дети. -- Вы знаете, -- сказа Мира, обращаясь к учителю, -- наша Инга не вставала б Из-за стола, если б он у нее был. Она очень любит учиться. А у нее даже нет места. Вот я сплю на этом диване, а она здесь же на раскладушке. Ей даже негде сесть почитать. -Мира, я тебя умоляю, -- взмолилась Инга, уже теряя контроль над собой Из-за стыда перед учителем. -- Ну, мне пора, -- поднялся Макар Иванович. -- Я вас провожу, Макар Иванович, -- сказала Инга и вышла с учителем. Они подошли к трамвайной остановке одновременно с трамваем. Макар Иванович протянул ей, как взрослой, на прощанье руку и, участливо, продолжительно посмотрев в ее грустные синезеленые глаза, вошел в вагон. x x x
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Социологический роман"
Книги похожие на "Социологический роман" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лариса Матрос - Социологический роман"
Отзывы читателей о книге "Социологический роман", комментарии и мнения людей о произведении.