» » » » Д. Лихарев - Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота


Авторские права

Д. Лихарев - Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота

Здесь можно скачать бесплатно "Д. Лихарев - Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Издательство Дальневосточного университета, год 1993. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота
Автор:
Издательство:
Издательство Дальневосточного университета
Год:
1993
ISBN:
5-7444-0426-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота"

Описание и краткое содержание "Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота" читать бесплатно онлайн.








Письмо Фишера было оскорбительным по содержанию, но Черчилль не собирался рвать отношения со старым грубияном. Примерно через месяц примирение состоялось. Во второй половине мая Черчилль отправился в круиз по Средиземному морю на яхте Адмиралтейства «Эншантресс». Помимо морского министра в путешествии приняли участие еще много других высокопоставленных лиц. Там были, премьер министр Асквит со своей дочерью Вайолет (впоследствии Вайолет Бонхэм-Картер. — Д. Л.), супруга Черчилля, первый морской лорд принц Луи Баттенберг и три секретаря морского министра Дэвид Битти, Эдди Марш и Джеймс Мастернон-Смит 54.

Путешествие носило скорее увеселительный характер, но у Черчилля была и конкретная цель — встретиться с Фишером в Неаполе. Яхта Адмиралтейства подходила к острову Эльба, где Черчилль посетил дом своего кумира Наполеона и осмотрел его посмертную маску. Битти, будучи человеком действия, умирал от тоски, Луи Баттенберга путешествие также не особенно радовало. Черчилль, без умолку, говорил о море и военном флоте и о тех великих делах, которые ему предстоит совершить. Супруга Черчилля показалась Битти дамой несколько глуповатой. Старый Асквит ко всеобщему восхищению своих слушателей зачитывал вслух большие отрывки из путеводителя Бедекера. Асквит держался настолько «просто», что Битти всякий раз испытывал некоторую неловкость, когда на берегу иногда приходилось представлять его как премьер-министра Великобритании 55.

24 мая «Эншантресс» бросила якорь в заливе Неаполя. Пока праздные путешественники совершали утреннюю прогулку по Неаполю, Битти увидел, как «старый негодяй» Фишер карабкается на борт адмиралтейской яхты 56. Этот визит очень живо описан в дневниковых записях Вайолет Асквит от 24 и 25 мая, опубликованных в ее воспоминаниях об Уинстоне Черчилле. «Возвратились на яхту к обеду — а там лорд Фишер, собственной персоной! Я изучала его с минуту, пытаясь определить его настроение и обнаружить в нем хоть искру кротости. Его глаза все время сверкали как уголья, зажигаясь всякий раз от его же собственных шуток. Он был дружелюбен к папе и принцу Луи, но, мне показалось, немного зол на Уинстона. Мне он пересказал кучу анекдотов, историй, хохм и шуток, какие можно было услышать разве что от биндюжников (теперь я думаю, что «великие люди» ведут себя так всегда — или только с женщинами?)» 57.

Фишер в душе был очень польщен уделенным ему вниманием. В распоряжение старого адмирала была предоставлена его прежняя каюта первого морского лорда. Черчилль откровенно льстил ему, и они часто «запирались» вдвоем для обсуждения неотложных проблем военного флота. Когда подошло время расставаться, Черчилль и Фишер уже вновь были большими друзьями. Судя по дальнейшим шагам, предпринятым Черчиллем в деле наращивания британской морской мощи, его неапольское свидание с Фишером было плодотворным. Влияние старого адмирала во многом сказалось на морских программах 1912—1914 гг. Еще в 1909 г. Фишер принял революционное решение установить на дредноутах типа «Орион» вместо традиционных 305 мм орудий длиной 50 калибров, 343 мм пушки длиной 45 калибров. Это резко увеличило точность артиллерийской стрельбы, причем вес снаряда возрос в 1,5 раза 58.

«Я немедленно решил пойти на порядок выше, — писал Черчилль. «Во время регаты я намекнул на это лорду Фишеру, и он с жаром принялся доказывать: «Не меньше чем 15 дюймов для линкоров и линейных крейсеров новой программы» 59. Так родилась идея создания знаменитого «быстроходного дивизиона» линейных кораблей. Новые дредноуты типа «Куин Элизабет», закладка которых предусматривалась программой 1913 г., имели выдающиеся по тем временам тактико-технические данные. При водоизмещении в 27 500 т и основательном бронировании, они имели необычайно высокую для таких больших кораблей скорость хода — 27 узлов. Их главная артиллерия состояла из восьми 381 мм орудий, размещенных в 4 двухорудийных башнях 60. Эти пушки были способны поражать цель своими 800 кг снарядами на расстоянии до 30 км.

Линкоры типа «Куин Элизабет» получились на редкость удачными. Эти корабли прошли с честью две мировые войны, прослужив в составе британского флота более 30 лет. От Черчилля потребовались большая смелость и настойчивость, чтобы убедить правительство в необходимости столь дорогостоящей судостроительной программы. Более того, морской министр взял на себя ответственность отдать распоряжение о закладке корпусов линкоров до того, как новое 381 мм орудие прошло необходимые испытания. Если бы они оказались неудачными, вся дорогостоящая программа потерпела бы полный провал. По словам самого Черчилля, он «обливался кровавым потом» при одной мысли об этом. Однако риск оправдал себя 61. Благодаря решительности Черчилля, дредноуты типа «Куин Элизабет» начали вступать в строй уже в 1915 г. А участие «быстроходного дивизиона» в Ютландском сражении заранее предрешило его исход 62.

В отличие от Черчилля его немецкий коллега фон Тирпиц решил не рисковать, и строительство аналогичных германских дредноутов было начато только после тщательного испытания 381 мм орудий. Германские линкоры типа «Байерн» были на 2350 т тяжелее «Куин Элизабет» и имели бортовую броню на целый дюйм толще. Если бы байерны появились в Ютландском сражении, они, по выражению Ф. Персиваля, просто «стерли бы эскадру Битти с лица земли» 63. Но из-за нерасторопности германского морского министра они вошли в состав флота только к 1917 г.

Конечно, ни Тирпиц, ни Черчилль не могли точно знать, когда их империи сойдутся в решающем сражении за мировое господство. В связи с этим представляется в высшей степени любопытным, с какой точностью Фишер предсказал дату начала первой мировой войны за три года до того, как она действительно разразилась. «Я скажу вам (и только вам) весь секрет оставшихся изменений, — писал Фишер Арнольду Уайту в конце ноября 1911 г. — сделать Джеллико командующим Отечественным флотом до 21 октября 1914 г., которое станет датой решающей битвы Армагеддона» 64. Несколько позднее адмирал в послании к Памеле Маккенна назвал время начала предстоящей большой европейской войны сентябрь 1914 г., поскольку это «самый подходящий момент для немцев. ...Их армия и флот к тому времени будут отмобилизованы. Кильский канал закончен и новые программы завершены!» 65.

И, наконец, другим важнейшим шагом, предпринятым в министерство Черчилля, явился перевод главных сил флота на жидкое топливо. Нефть давала огромные преимущества по сравнению с углем, Она позволяла поддерживать более высокую температуру в топках, увеличивая тем самым число оборотов и скорость хода корабля. Эта мера давала возможность сократить число людей, необходимых для обслуживания машинного отделения, более чем наполовину — отпадала нужда в многочисленных кочегарах. Жидкое топливо избавляло команды кораблей от изнурительных погрузок угля, расход которого возрастал по мере увеличения мощности силовых установок. Жидкое топливо позволяло осуществлять заправку судов в открытом море, повышало их автономность и дальность плавания.

Решение о переводе военного флота на жидкое топливо было принято именно во время встречи Черчилля и Фишера в Неаполе в мае 1912 г. Однако, для осуществления такого крупного мероприятия требовалось решить массу проблем: закупка и хранение нефти, обеспечение нефтяных коммуникаций на случай войны и т. д. По возвращении в Англию Черчилль создает особую «Королевскую комиссию по нефтяному топливу». Возглавить комиссию и решать эти огромные проблемы мог только очень энергичный и авторитетный человек, обладающий профессиональными знаниями в области военно-морского дела. Лучшей кандидатурой был отставной адмирал Джон Фишер — большой энтузиаст жидкого топлива. Недаром, еще в бытность первым морским лордом, Фишера прозвали «нефтяным маньяком». И июня 1912г. Черчилль писал старому адмиралу: «Вам предстоит найти нефть: показать, как могут быть созданы запасы без перерасходов; как дешево могут осуществляться регулярные покупки в мирное время и с абсолютной гарантией во время войны. Затем изыскать наиболее оптимальные пути для соответствующей реконструкции существующих и строящихся кораблей» 66.

В июне 1912 г. Фишер согласился вернуться в Англию и возглавить комиссию по нефти, 72-летний адмирал блестяще справился с поставленной перед ним задачей. К началу 1913 г. комиссия в основном завершила свою работу, хотя некоторые мелкие проблемы еще решались вплоть до февраля 1914 г., когда был опубликован окончательный отчет 67. 17 июля 1913 г. морской министр провозгласил перед парламентом страны, что в истории британского военного флота открыта новая глава. И хотя уголь еще некоторое время будет оставаться базовым топливом для военных кораблей, его место постепенно займет нефть.

Фишер также оказал значительное влияние на стратегическое планирование военно-морского ведомства в предвоенные годы. Старый адмирал, бывший в. свое время инициатором сосредоточения главных сил британского флота в водах метрополии, теперь стремился привить свои взгляды на эту проблему Черчиллю. В марте 1912 г. Фишер писал морскому министру: «Давайте предоставим заботу о Средиземном море французам, ох и горяченькое время у них там будет, в этом озере, кишащем подводными лодками! Нам будет лучше держаться от него подальше» 68.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота"

Книги похожие на "Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Д. Лихарев

Д. Лихарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Д. Лихарев - Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота"

Отзывы читателей о книге "Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.