Виктор Нюхтилин - Шпаргалки по философии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шпаргалки по философии"
Описание и краткое содержание "Шпаргалки по философии" читать бесплатно онлайн.
Здесь очень часто спотыкаются, потому что в обычной практике мы единичным называем нечто вещественно обособленное — одну молекулу, одну реку, данное здание, вот этого человека, конкретную войну и т. д. А общим в обычной практике мы называем нечто, собранное в некую систему или в некий раздел классификации — молекулы этого стола, реки, впадающее в данное море, городская застройка, человечество, пунические войны и т. д.
Философия же относит единичное и общее только лишь к свойствам объекта: все молекулы железа во всех возможных мирах являются абсолютно единичным объектом для философии, если она рассматривает их всех с точки зрения их единичного свойства определять качество именно железа, а не какого-либо другого вещества. Но абсолютно единичная в количественном смысле, одна единственная молекула железа является для философии абсолютно общим объектом, если она рассматривает эту молекулу с точки зрения того её свойства, по которому она относится именно к молекулам среди всех микрочастиц.
Речь идет только о свойствах! Если об этом не забывать, то в анализе этой пары категорий всё сразу же становится на свои места.
33. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории
Общество — это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Таким образом, общество это то, что объединяет людей в систему определенных взаимоотношений.
Однако общество объединяет в себе не просто отдельные человеческие индивиды в чистом виде, оно объединяет эти индивиды в составе таких устойчивых объединений, как «народ», «нация» и «государство».
Народ — это всё население, как таковое, вовлеченное в совместную жизнь в системе какого-либо общества.
Нация — это общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, похожим психологическим складом, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом.
Нация входит в состав народа, а народ входит в состав государства.
Государство — это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.
Таким образом, общество, как устойчивая форма взаимодействия людей, включает в себя нацию, народ и государство.
Общество понимается шире понятий нации, народа и государства, потому что включает в себя не только эти три социальных объекта, но и вообще содержит в себе все бесчисленные отношения, которые существуют, как между ними, так и между различными объектами в их составе и между всеми этими объектами во всех их возможных пересечениях.
Следовательно, общество — это единая система взаимодействия множества различных подсистем: социальных, производственных, политических, духовных, этнических, экономических, юридических, имущественных и других.
Особая специфика и особая сложность общества состоит в том, что его главным смысловым элементом является человек, в результате чего общество, в отличие от природных систем взаимодействия, обладает высокой степенью непредсказуемости своего развития.
Благодаря этому, общественное развитие — это процесс настолько сложный, что его исследовательский анализ и теоретическое описание вызывают огромные трудности и сопровождаются безостановочными концептуальными дискуссиями, в результате которых возникали и возникают самые различные подходы к разработке гипотез, объясняющих, так или иначе, историю возникновения и развития общества.
Наиболее основательно разработаны два подхода к развитию общества:
1. Формационный подход.
Формационный подход разработан в рамках марксизма (исторический материализм) и характеризуется идеей о том, что общество в своём развитии проходит через определённые, закономерно сменяющие друг друга исторические этапы — общественно-экономические формации.
Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, который является базисом, основой данного типа общества, то есть определяет его основные черты.
Сам способ производства представляет собой единство двух элементов — производительных сил и производственных отношений.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ включают в себя:
1. Средства производства, состоящие из:
— предметов труда (то, на что направлен труд — земля, сырье, материалы),
— средств труда (то, чем обрабатываются предметы труда инструменты, техника, оборудование, здания).
2. Людей.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.
Согласно историческому материализму, существует закономерность:
производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения, потому что средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве, совершенствуются, а производственные отношения отстают от их нового уровня.
Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил.
Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.
Общественно-экономическая формация меняется по определённым историческим ступеням, следующим друг за другом в закономерной последовательности:
— первобытнообщинный строй,
— рабовладельческий строй,
— феодализм,
— капитализм,
— коммунизм.
Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей в силу того, что смена формаций связана с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.
2. Цивилизационный подход.
Цивилизация — это состояние общества в его конкретный исторический период с точки зрения его достижений в материальной и духовной области.
В цивилизационном подходе цивилизация рассматривается в качестве основного элемента истории, через черты и характеристики которого сама история общества понимается как история человеческой культуры.
В этой концепции развитие общества понимается как процесс изменений во времени следующих факторов:
— материального быта (производство, техника, жилищные условия, уровень питания и уровень потребления материальных благ и т. д.),
— социального быта (государственные порядки, сословно-классовое устройство общества, семья, здравоохранение, образование, политические движения и т. д.) и
— духовной культуры (наука, религия, искусство, философия, мораль и т. д.).
Существуют самые различные концепции развития цивилизации, среди которых можно выделить два основных блока:
1. Теории стадиального развития цивилизации.
Теории этого блока рассматривают цивилизацию как единый процесс общего прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы, стадии.
Стадия в цивилизационном подходе понимается как глобальное состояние культуры человечества на каком-либо историческом отрезке в аспекте всеобщих макрохарактеристик общества — уровень знаний, степень независимости от природы, основные формы хозяйственной деятельности, социальные и духовные стороны жизни, отражающие в себе главные, столбовые особенности общественного устройства.
То есть, при определении той или иной стадии учитывается не какой-либо один признак (уровень научного знания или степень социальной свободы, политическая организация или религиозные установки и т. д.), по которому можно было бы концептуально или хронологически очертить стадию, а берутся общие признаки, характеризующие состояние всех сторон общества.
С точки зрения стадиального подхода, история культуры человечества — это всеобщий и единый процесс, в пределах которого стадии сменяются под действием общечеловеческих законов развития, распространяющих своё влияние в той или иной форме абсолютно на все народы.
Несмотря на существенные различия в образе жизни и уровне культуры различных народов, и несмотря на совершенно различные темпы и формы цивилизационных процессов у разных народов, все народы каждый по-своему, но проходят одинаковые стадии своего развития.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шпаргалки по философии"
Книги похожие на "Шпаргалки по философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Нюхтилин - Шпаргалки по философии"
Отзывы читателей о книге "Шпаргалки по философии", комментарии и мнения людей о произведении.