Сергей Ковалев - Арктические тени Третьего рейха

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Арктические тени Третьего рейха"
Описание и краткое содержание "Арктические тени Третьего рейха" читать бесплатно онлайн.
Арктика в планах Третьего рейха занимала особое место. Воды северных морей были доступны для немецких подводных лодок, многочисленные арктические острова являлись идеальным местом для ремонтных баз и станций слежения, а северные морские пути имели для Германии важное стратегическое значение. Кроме того, по некотором сведениям, в планы Гитлера входило строительство на европейском севере объектов так называемого Уранового проекта. Один из них, возможно, был сооружен в Кольском заливе под скалами Девкиной заводи.
Книга военного журналиста С. Ковалева рассказывает о неизвестных операциях кригсмарине и об «особых проектах» Третьего рейха в арктических областях Советского Союза и Европы.
От шхер Минина до архипелага Норденшельда берег значительно изрезан, особенно в северной части. В основной своей части он представляет собой заболоченную тундру, медленно повышающуюся вглубь материка. На всем протяжении берет в море впадает множество рек, но все они доступны только для шлюпок. В пределах 20 миль от береговой черты полуострова Таймыр лежит несколько крупных островов, способных быть хорошими ориентирами. К ним относятся острова Скотт-Гансена, остров Рингнеса, острова Мона и цепи нескольких небольших островов. За ними всегда можно укрыться от напора льда в случае неблагоприятной ледовой обстановки. Таким образом, более чем 100-мильная юго-восточная часть Карского моря в определенной степени превращалась в своеобразную гавань, где во время летней навигации можно успешно укрываться от штормов, пополнять запасы пресной воды и продовольствия. Конечно, для этого нужны определенные условия, создаваемые самой природой или людьми.
В 1933 году через Карское море в порты Оби и Енисея советские лоцманы провели 2 германских транспортных судна, на следующий год — еще одно. А в 1937-м — снова 2 транспорта. Тогда же на пароходе «Вологда» заливы и губы Новой Земли посетили участники 17-го международного геологического конгресса, среди которых было больше десятка иностранцев. Они посетили залив Благополучия и Русскую гавань, пролив Маточкин Шар, губы Черная, Белушья, Малые Кармакулы, Архангельская, Митюшиха, затем осмотрели полярную станцию на мысе Желания.
В 1936–1937 годах для «охраны рыболовства» Баренцево море последовательно посетили крейсеры «Кенигсберг» и «Кёльн». А Северную Атлантику и Норвежское море «проведали» вспомогательное судно (тендер) «Грилле» и учебный корабль «Хорст Вессель».
В 1939 году на борту советского гидрографического судна «Мурманец» в Карское море пришла группа ученых из «Института Арктики и Антарктики», которые общались друг с другом только на немецком языке, а вход к ним в отсек для советских моряков был воспрещен. Позднее их высадили на отдаленных арктических островах, и так называемые «ученые» работали здесь почти 2 летних месяца. Венцом же нашего государственного доверия стал переход по всему Севморпути судна «Эмс» (а вернее, вспомогательного крейсера «Комет») летом 1940 года. К нему мы еще вернемся позже. В общем, до конца 1930-х годов гипотеза Эберта была всемерно проверена на практике. Причем во многом благодаря нашей национальной «непредсказуемости».
«Научные исследования» в советском Заполярье всегда проходили без каких-либо затруднений, и лишь однажды в апреле 1940 года, как некое исключение из общего правила, состоялось задержание советскими пограничниками сразу 5 немецких траулеров у губы Порчниха. Может, нацисты в этот день откровенно обнаглели? Подробностей этого инцидента отыскать не удалось.
Используя научные исследования первых германских арктических экспедиций и боевой опыт, полученный кайзеровскими военными моряками в годы Первой мировой войны, нацисты почти закрепились в советской Арктике. Здесь они соорудили, но меньшей мере 2 тайные базы, куда могли заходить «полярные волки» Деница уже в годы Второй мировой войны. Еще один исторический парадокс состоит в том. что и сегодня они остаются опасными для России, так как часть из них остается законсервированной и готовой к приему небольших диверсионных групп. И в первую очередь так называемая «Базис Норд».
Немецкая секретная база на Кольском полуострове
Уважаемый читатель, ранее, быть может, вы уже знакомились с информацией о тайной базе «Норд», которую нацисты создали на мурманском берегу с началом Второй мировой войны. Но это были разрозненные, порой совершенно не проверенные данные о базе-«призраке». Почему «призраке»? Да потому что более 70 лет советских людей убеждали, что создать такую базу, да еще и на советской земле, мол, И. Сталин никогда бы не позволил А. Гитлеру. И в подтверждение своего убеждения заявляли, что каких-либо сооружений этой базы за прошедшие послевоенные 60 лет отыскать никому не удалось. Ниже впервые вы познакомитесь с самой подробной историей секретной «Базис Норд», а также — с той информацией, которая, несмотря на все запреты, все же стала известна в послевоенные годы.
Правда, начать придется с рассказа, совершенно далекого от мурманских берегов.
До начала Первой мировой войны в Германии, как и в большинстве стран мира, доминировала доктрина «владения морем» или «морской силы». Ее основатели американский контр-адмирал Альфред Т. Мэхэн и английский вице-адмирал Филип X. Коломб предполагали, что победа в морской войне достигается через господство на море, которое обеспечивает экономическую блокаду противника и уничтожение его войсковых коммуникаций. Однако в соответствии с этой теорией само морское владычество было невозможно без создания мощного надводного флота. И в первую очередь без закованных в броню линкоров и прикрывавших их в бою авианосцев, способных в одном решающем бою пустить флот противника на дно. Разгром кайзеровской Германии в Первой мировой войне заметно «остудил» интерес немцев к традиционным методам ведения морской войны, а также — к арктическим пустыням и морям. Но интерес пропал ненадолго.
Вскоре после Версальского позора военно-морские теоретики Германии Отто Гросс и Вольфганг Вегенер, а также будущий гроссадмирал Эрих Редер, сошлись во мнении, что победу на море (а, следовательно, и собственно в новой мировой войне) рейх способен одержать, даже не имея столь же сильных военных флотов, как у Великобритании или Франции. Ведь, например, если враг — островная Англия, то зачем топить ее линкоры в открытом бою? Можно просто оставить их без топлива
У британцев нет своей нефти, ее везут издалека сотни танкеров. Захвати, потопи, запри в портах океанские нефтевозы — и Королевский флот будет «мертво» стоять у причалов. А торговый флот стран Британского союза, находящийся в различных районах Мирового океана, станет легкой добычей для германских рейдеров. Например, для так называемых «карманных линкоров» («Дойчланд», «Адмирал Шеер», «Адмирал граф Шпее»), специально построенных для операций на морских и океанских коммуникациях стран Британского союза
К «карманным линкорам», а правильнее — броненосцам (panzersschiff. — Авт.), были привлечены крупнейшие промышленные «столпы» нового рейха. Так, «Рейнметалл» поставил 280-мм орудия главного калибра, Крупп — броню «Вотан», Карл Цейс — корабельную оптику, Сименс — системы управления артиллерийским огнем, а Шварцкопф — торпеды. Броненосцы были совершенно новым типом боевого корабля с дизельной установкой и легкой броней.
По своим скоростным данным эти рейдеры практически всегда превосходили имевшиеся у противников рейха линейные корабли (за исключением 3 английских линейных крейсеров, встречи с которыми броненосцы всячески избегали), а по вооружению — все самые быстроходные вражеские корабли специальной постройки (тяжелые и легкие крейсеры, лидеры эсминцев и, естественно, сами эсминцы). Более того, их главная двигательная установка, состоявшая из 8 дизелей, позволяла в короткое время развить максимальную скорость хода (чтобы настигнуть торговое судно, или оторваться от более сильного противника). Да еще и увеличивала более чем в три раза дальность плавания (но сравнению с паровыми «сверстниками»). И Редер, и Вегенер были твердо уверены, что кригсмарине в будущем сможет вести успешную борьбу как на океанских коммуникациях, так и непосредственно у Британских островов. В перспективе все немецкие рейдерские эскадры должны были стать для Третьего рейха «длинными руками» в Мировом океане. И даже его властителями. Этот замысел был весьма интересен, но при его реализации, правда, лишь после начала новой Мировой войны, возникли серьезные проблемы.
И первой стала проблема своевременного пополнения запасов топлива германских рейдеров. Вернее — абсолютная в том невозможность. «Карманные линкоры» и легкие крейсеры нацистов выходили в океан, охотились на суда Британского союза и Франции, но порой и сами становились «дичью», за которой охотились целые эскадры Королевского флота. Несмотря на то что по своим скоростным данным гитлеровские броненосцы превосходили английские и французские линейные корабли, при встрече с целой поисковой группой они были бессильны. В том числе и потому, что не имели возможности своевременно пополнить запасы топлива.
Правда, еще в 1937 году командование кригсмарине приступило к постройке специальных скоростных (до 21 узла. — Авт.) танкеров проекта «Trossschiff» (комбинированный нефтевоз и судно снабжения), которые планировались к использованию в составе рейдерских эскадр. Каждое из таких судов было способно перевозить до 12 тысяч тонн различных грузов. Однако сегодня известно о вводе в состав германского флота лишь одного из таких снабженцев — о танкере «Кернтерн». Почему немецкие судостроители не стали строить всю серию — неизвестно, но Вторая мировая война показала, что топливо с их потенциальных трофеев — английских и французских транспортов — для двигателей гитлеровских рейдеров не подходило. И вновь гроссадмирал Эрих Редер пожалел, что после военной катастрофы в Первой мировой войне Германия потеряла все заграничные базы. А новых не приобрела! Тем более уже в первый военный год ярко проявилась ограниченность системы базирования кораблей кригсмарине на Балтийском и Северном морях.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Арктические тени Третьего рейха"
Книги похожие на "Арктические тени Третьего рейха" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Ковалев - Арктические тени Третьего рейха"
Отзывы читателей о книге "Арктические тени Третьего рейха", комментарии и мнения людей о произведении.