Александр Больных - Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!"
Описание и краткое содержание "Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!" читать бесплатно онлайн.
Полтысячи лет исход любой войны на море решало артиллерийское сражение — сначала парусных кораблей, затем броненосцев и, наконец, огромных линкоров. Но в годы Второй мировой в военно-морском деле произошел коренной переворот, настоящая революция, в результате которой бронированные исполины уступили первенство авианесущим кораблям. Когда в апреле 1945 года американским самолетам потребовалось всего полтора часа, чтобы пустить на дно самый большой линкор в мире, гордость японского флота «Ямато», даже скептикам стало окончательно ясно, что настала новая эра — отныне победа в морской войне зависит не от огня корабельной артиллерии, а от дуэлей авианосцев.
В этой книге ведущий историк флота дает глубокий анализ ВСЕХ авианосных сражений Второй мировой, ставших кульминацией войны на Тихом океане и превративших Его Величество Авианосец во Владыку морей.
Другим обоснованием желания не отрываться от плацдарма на Сайпане служили ссылки на японскую тактику, о чем мы уже не раз упоминали. В своей радиограмме Митчеру Спрюэнс об этом говорит совершенно прямо: «Сохраняется возможность флангового обхода других авианосных групп, и мы не должны пренебрегать такой возможностью». А если противник так и не появится, то, по мнению Спрюэнса, всегда можно заняться окончательной нейтрализацией японских аэродромов на Гуаме и Рота. Зачем тогда были выведены в море корабли адмирала Конолли, Спрюэнс не объяснял. Что ж, как говорится, кто хочет, ищет способ, кто не хочет, ищет повод. В бумагах адмирала было найдено целых шесть веских причин не проявлять никакой активности, хотя приведенные им аргументы вызывали недоумение и непонимание в штабе Митчера. Конечно, план Одзавы строился на взаимодействии с базовой авиацией, и удар по аэродромам Гуама во многом помешал намерениям японцев, однако уничтожение авианосцев подрывало самые основы плана операции А-ГО.
Взаимная нервотрепка началась еще ночью. В 01.00 японский самолет повесил над ОГ 58.1 несколько осветительных ракет и удрал, когда эсминцы обстреляли его. Практически в это же время, всего лишь на 15 минут позднее, разведчик PBM обнаружил около 40 японских кораблей, но не только японцев подводила радиосвязь, случались проколы и у американцев. Радиограмму никто не принял, и эта важнейшая информация стала известна лишь в 08.45, когда самолет вернулся на базу. Однако адмирал Спрюэнс не изменил своего мнения относительно тактики будущих действий, хотя сейчас не приходилось сомневаться в том, что обнаружены именно главные силы японского флота. Спрюэнс сам писал, что соединение, обнаруженное самолетом, было тем же самым, которое видели 18 июня подводные лодки и засек радиопеленгатор. Но из того, что японцы сосредоточили свои силы, дескать, совсем не следует, что они не прибегнут к обходу с севера или с юга. Адмирал Нимиц, который предполагал, что это известие заставит Спрюэнса действовать более активно, похоже, плохо знал своего подчиненного. Тот не отреагировал даже на радиограмму Нимица:
«Мы с большим интересом следим за вашими операциями в районе Марианских островов, и мы разделяем ваши чувства… — разочарование, что мы не можем использовать наше превосходство в авианосцах, чтобы перехватить японский флот в последние дни. Конечно, мы все понимаем, что японцы имеют больше информации о наших намерениях, благодаря базовым дальним разведчикам, чем мы об их положении. Крайне жаль, что донесение нашего дальнего разведчика с Сайпана опоздало на 8 часов. Повлияет или нет на ситуацию эта задержка, конечно, пока остается проблематичным».
«Энтерпрайз» в 02.00 поднял 14 оснащенных радаром «Авенджеров», однако они не долетели до японцев примерно 50 миль и обнаружили только собственные подводные лодки. Тем временем японские корабли вышли в точку развертывания и в 03.00 начали перестроение в боевой ордер. Соединение С выдвинулось вперед на 100 миль перед главными силами, Соединение А держалось точно за кормой у него, а Соединение В находилось примерно в 100 милях севернее него. Первоначально Соединение В должно было находиться впереди Соединения А, Одзава намеревался максимально обезопасить свои лучшие авианосцы. Соединение С разделилось на три группы, в каждую из которых входил один авианосец, и все группы построились в круговой ордер, идеально подходивший для отражения воздушных атак.
Но давайте посмотрим на ордер японского флота непредвзято. Все авторы утверждают, что главным преимуществом японцев являлась более высокая дальность полета их самолетов, что позволяло Одзаве наносить удары, не рискуя получить ответ. Но в этом случае заявление, что Соединение С должно было принимать на себя атаки американской авиации, а потому его авианосцы получили наиболее сильный эскорт, лишается всякого смысла. Если оно находится вне пределов досягаемости американской авиации, зачем нужен этот самый эскорт? А если Одзава намеревался держать в безопасности только главные силы, то зачем выдвигать вперед соединение Куриты? Разница в расстоянии — 100 миль — как раз равнялась разности в дальностях полета американских и японских самолетов. Но фактически выходило, что Одзава подставлял его под удар, не получая от этого решительно никаких выгод. Может, лучше было выдвинуть легкие авианосцы только на 50 миль вперед, но при это удерживать расстояние до противника на отметке 250 миль?
Существует еще одно объяснение такого довольно странного строя, хотя и оно не лишено слабых мест. После Мидуэя японцы придавали очень большое значение ведению разведки, и для этого почти все свои линкоры и тяжелые крейсера держали в составе авангарда, где они могли с максимальной эффективностью использовать свои гидросамолеты. Именно так они поступали в предыдущих сражениях, хотя с совершенно иной целью. Кстати, некоторые авторы усматривают в принятой японцами диспозиции некоторые аналогии с классическим строем эпохи артиллерийских кораблей, когда вперед выдвигался крейсерский авангард, нечто вроде Ютландского боя. Ось японского построения была нацелена туда, где вчера были замечены американцы, но была направлена несколько севернее сегодняшнего места ОС 58.
Через полтора часа после того, как японский флот двинулся на сближение с противником, линкоры и крейсера Соединения С начали поднимать гидросамолеты, 16 Е13 А должны были обшарить восточную половину горизонта на расстояние 350 миль. В этом случае они почти наверняка обнаружили бы оперативную группу адмирала Кларка, если бы тот получил разрешение действовать самостоятельно. Не хочется переполнять текст лишними цифрами, но обязательно следует указать, что 10 гидросамолетов были уничтожены американцами, что демонстрирует то значение, которое они придавали не только ведению разведки, но и лишению противника такой возможности. Американские разведчики никогда не несли подобных потерь, и японские истребители не гонялись за ними столь сосредоточенно и целеустремленно.
В 05.15 Соединение С начало поднимать вторую волну разведки, которая состояла из 13 «Кейтов» с авианосцев адмирала Обаяси и одного гидросамолета. Эти самолеты ничего не нашли, но при этом 7 разведчиков были сбиты. Интересно, что часть японских разведчиков была уничтожена американскими разведчиками, хотя тяжелый и неуклюжий «Авенджер» меньше, чем какой-либо другой самолет, был приспособлен для этого. Американские самолеты-разведчики, кстати, тоже ничего не нашли, поэтому адмирал Спрюэнс обратился к адмиралу Хиллу с просьбой увеличить радиус поисков до 700 миль.
В 05.30 авианосец «Сёкаку» поднял 11 самолетов D4Y, а крейсер «Могами» — еще 2 Е13А. Это была уже третья волна разведки, которая должна была проверить северо-восточный сектор на глубину 560 миль, то есть даже главные силы приняли участие в поисках. А всего за утро адмирал Одзава отправил 43 разведчика.
Тем временем адмирал Какута старался собрать все, что только могло летать, чтобы пополнить свои потрепанные эскадрильи. Увы, даже когда с Трука на Гуам прилетела очередная группа истребителей и бомбардировщиков, там собрались лишь 50 самолетов, что было гораздо меньше, чем предусматривалось планом А-ГО. Но, самое странное, адмирал Спрюэнс был так же недоволен ходом событий, как и адмирал Какута. Он почему-то решил, что самолеты прилетели на Гуам с японских авианосцев, и эта бурная активность полусотни машин почему-то его страшно встревожила. Он начинает жаловаться:
«Не могу нейтрализовать Роту и Гуам из-за отсутствия бомб. Считаю, что лучше просто следить за ситуацией, держа в воздухе истребители, пока они не устанут посылать самолеты. Мы должны что-то предпринять, когда они начнут посылать самолеты с севера через Паган».
Однако практически все моряки ОС 58 жаждали заняться японскими авианосцами. После уничтожения главных сил японской базовой авиации наблюдение за аэродромами вполне можно было поручить эскортным авианосцам адмиралов Богана и Саллады. Командир Оперативной Группы 58.2 адмирал Монтгомери не выдержал и радировал Митчеру, хотя он явно желал таким способом уязвить своего командующего: «Я полагаю, что основной задачей этого соединения является обнаружение и уничтожение противника в море, и ему не следует отвлекаться на такие второстепенные задачи, как оказание поддержки с воздуха в районе Гуам — Сайпан». Если необходимо и впредь что-либо предпринимать по разным направлениям, я предложил бы выделить для этих целей более крупные силы».
Маленькая группа истребителей-бомбардировщиков «Зеро», которые, скорее всего, вылетели с Гуама, попыталась атаковать дозорные эсминцы. Похоже, японские летчики отлично понимали, что шансов на успех при атаке авианосной группы у них нет. Впрочем, успеха они не добились и здесь — бомбы легли мимо, а корабельные зенитки и истребители уничтожили несколько самолетов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!"
Книги похожие на "Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Больных - Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!"
Отзывы читателей о книге "Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!", комментарии и мнения людей о произведении.