Александр Больных - Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!"
Описание и краткое содержание "Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!" читать бесплатно онлайн.
Полтысячи лет исход любой войны на море решало артиллерийское сражение — сначала парусных кораблей, затем броненосцев и, наконец, огромных линкоров. Но в годы Второй мировой в военно-морском деле произошел коренной переворот, настоящая революция, в результате которой бронированные исполины уступили первенство авианесущим кораблям. Когда в апреле 1945 года американским самолетам потребовалось всего полтора часа, чтобы пустить на дно самый большой линкор в мире, гордость японского флота «Ямато», даже скептикам стало окончательно ясно, что настала новая эра — отныне победа в морской войне зависит не от огня корабельной артиллерии, а от дуэлей авианосцев.
В этой книге ведущий историк флота дает глубокий анализ ВСЕХ авианосных сражений Второй мировой, ставших кульминацией войны на Тихом океане и превративших Его Величество Авианосец во Владыку морей.
Кстати, Морисон, описывая эту атаку, допускает грубейшую ошибку. Он утверждает, что на палубе «Акаги» стояли 40 самолетов, которые вооружали и заправляли. На самом деле все подобные операции проводились в ангарах японских авианосцев, что, однако, не повлияло на результат атаки.
Взрывы и пожары немедленно превратили «Акаги» в развалину. В 10.29 капитан 1-го ранга Тадзиро Аоки, опасаясь худшего, приказал затопить бомбовые и торпедные погреба. Носовые погреба были затоплены сразу, но на корме сделали не сразу, так как двери и люки перекосило взрывом. В 10.32 Аоки приказал задействовать углекислотные огнетушители в ангаре, однако это не остановило пожары. В 10.40 был замечен одинокий американский торпедоносец, «Акаги» повернул, чтобы встретить атаку носом. В этот момент его руль заклинило, сказались последствия подводного взрыва. Адмирал Нагумо понял, что пожары не потушить, кроме того, ему требовалась связь, чтобы восстановить командование соединением, поэтому он решил перенести флаг. В 10.46 адмирал вместе со штабом перешел на эсминец «Новаки», а потом на легкий крейсер «Нагара».
К 13.00 Аоки признал, что авианосец обречен, в 13.38 он приказал спасать портрет императора, а через 12 минут «Акаги» окончательно потерял ход. Пожары вспыхнули с новой силой, и в 16.00 началась эвакуация экипажа, которая завершилась в 20.00.
5 июня в 04.50 пришел приказ адмирала Ямамото добить «Акаги» торпедами, что и было исполнено. Официально считается погибшим 221 человек, что очень мало, учитывая пожары и взрывы, имевшие место. Сравните эту цифру с потерями «Каги» и «Сорю».
Как мелкую деталь отметим, что атака американских» самолетов оказалась не такой уж нескоординированной, но пилоты в этом совершенно не виноваты. Имело место еще одно совершенно случайное совпадение. Как раз в тот момент, когда 3 японских авианосца получили смертельные попадания, остатки торпедоносцев «Йорктауна» пытались атаковать «Хирю». Судя по всему, уцелевшие самолеты сбросили 5 торпед, но авианосец без особого труда уклонился от них. Неизвестно, сбили или нет зенитчики «Хирю» хоть один «Дивастейтор», но зато достоверно известно что их огнем был сбит один «Зеро».
И вот после этой блестящей атаки адмирал Ямагути оказался перед выбором: уходить или атаковать? Собственно, для японского адмирала такой выбор был чистая теоретическим, тем более что в 10.50 адмирал Абэ передал прожектором приказ: «Атаковать вражеские авианосцы». Ямагути оказался чуть ли не единственным, кто сохранил хладнокровие, пусть даже с несколько мрачным оттенком. «Хорошо, пусть «Хирю» остался один, но мы готовы пожертвовать собой, чтобы уничтожить проклятую вражескую эскадру», — заявил он своему штабу Соответственно в 10.58 с «Хирю» взлетели 18 пикировщиков и 6 истребителей под командованием лейтенанта Кобаяси, а вот перевооружение торпедоносцев еще не завершилось, поэтому Ямагути физически не мог отправить полноценную ударную группу.
В 11.00 адмирал Абэ передал по радио приказ разведывательным самолетам «Тикумы» сообщить координаты вражеских авианосцев и навести ударную группу на них. Дальше мы сталкиваемся с очередным не очень ясным нюансом. В 11.30 Ямагути передает Абэ: «Примите меры для поддержания контакта с вражеским авианосцем, используя разведывательные гидросамолеты».
Судя по всему, японцы окончательно запутались. Ямагути упоминает авианосец в единственном числе, хотя ранее речь шла об авианосцах. К тому же он начинает приказывать адмиралу Абэ, который формально старше него. Если в Коралловом море адмирал Такаги официально передал командование тактическими операциями адмиралу Харе, то ведь здесь этого не было. Кстати, хотя к 11.30 адмирал Нагумо оказался на борту легкого крейсера «Нагара», командование осталось за Ямагути.
В 11.40 самолеты «Хирю» заметили противника, и в эфир немедленно полетела радиограмма, которая могла изменить ход дальнейших событий, если бы была своевременно расшифрована: «Вражеское соединение имеет 3 авианосца. Их сопровождают 22 эсминца». Пилот свалил в одну кучу крейсера и эсминцы, но если исключить этот недочет, сообщение удивительно точное. Увы, Нагумо получил его только через 50 минут. Вообще в сражении при Мидуэе системы связи японского флота работали просто омерзительно, а ведь сложный и многоступенчатый план операции строился на гибком взаимодействии всех соединений, что требовало надежной и оперативной связи.
Кобаяси выбрал для атаки авианосец «Йорктаун». Его группу встретили 12 истребителей воздушного патруля, сбив несколько пикировщиков Остальные прорвались и атаковали авианосец, несмотря на огонь зениток, и добились 3 попаданий, хотя при этом понесли новые потери. Первая бомба попала в самый центр полетной палубы, чуть позади центрального элеватора, и взорвалась в ангаре, уничтожив 3 caмолета. Интересно отметить, что один из этих «Доунтлессов» был заправлен и даже имел подвешенную 1000-фн бомбу, но механики успели включить спринклеры и взрыва не произошло. Вторая бомба взорвалась в дымовой трубе, вывела из строя 2 котла и погасила огонь в 5 котлах из 6. Взрыватель третьей бомбы сработал с большим замедлением, и она взорвалась глубоко в трюме. В общем, японские пилоты добились неплохого результата — из 7 сброшенных бомб 3 были прямыми попаданиями и 2 близкими разрывами, только потери при этом оказались недопустимо высокими. В результате полученных повреждений скорость «Йорктауна» начала быстро снижаться, и через 20 минут он остановился. Так как взрывами были выведены из строя средства связи, в 13.13 адмирал Флетчер решил перебраться на крейсер «Астория». Спрюэнс, который видел, как на горизонте внезапно поднялся столб дыма, послал на помощь Флетчеру 2 крейсера и 2 эсминца.
А теперь мы должны опровергнуть очередную легенду Мидуэя. Большинство источников утверждает, что достоверную информацию о силах американцев Нагумо и Ямагути получили только после возвращения разведывательного самолета «Сорю». Сообщения гидросамолета № 5 «Тикумы» были путаными и неточными, хотя они дали намек на то, что японцам противостоит не один авианосец, а несколько, Но абсолютно точная информация была получена еще в 13.00 с эсминца «Араси». Он выудил из воды одного из сбитых американских летчиков, и тот во время допроса выложил все. Теперь японцы узнали, что они сражаются с 3 авианосцами, причем «Йорктаун» действует отдельно от двух других, и это сразу ставило под сомнение перспективы. Даже если предположить, что пикировщики Кобаяси вывели из строя один авианосец, «Хирю» вряд ли смог бы противостоять двум другим. Но изменить что-либо японцы уже не могли. Поэтому, когда в 13.20 с «Хирю» взлетели последние его ударные самолеты — 10 торпедоносцев и 6 истребителей под командованием лейтенанта Томонаги, это больше всего напоминало жест отчаяния. Пилотов напутствовал лично адмирал Ямагути. Так как теперь все знали, что у американцев 3 авианосца, было важно атаковать неповрежденный.
Еще одна загадка: почему торпедоносцы стартовали так поздно? Ведь ударная группа, бомбившая Мидуэй, вернулась на авианосцы 3 часа назад. Чем занимались механики и оружейники «Хирю» все это время? Объяснений этому нет. Может быть, Ямагути ждал нового сообщения о точных координатах американских авианосцев? Не известно. Короче, чем дальше, тем все больше действия Кидо Бутай напоминали предсмертные судороги, беспомощные и бесполезные, такие же, как жест самого Томонаги, решившего лететь на самолете с одним исправным бензобаком.
Только после того, как Томонага улетел, прибыл разведчик «Сорю», хотя ничего нового он сообщить уже не мог. Вернулись и жалкие остатки ударной группы Кобаяси — 5 торпедоносцев и 1 истребитель. На основании полученной информации Ямагути сделал вывод, что один американский авианосец потоплен или, по крайней мере, очень серьезно поврежден. Однако он судил по собственному опыту, три наглядных доказательства которого продолжали пылать на горизонте. Предположить, что в американском флоте борьба за живучесть находится на качественно ином уровне, «самый способный после Ямамото» адмирал оказался не в состоянии. Он ждал результатов атаки торпедоносцев и надеялся на лучшее. В 14.30 Ямагути радирует на «Акаги», чтобы все самолеты, находящиеся на полетной палубе авианосца, перелетели на «Хирю». Без комментариев.
В 14.26 по радио долетел долгожданный приказ Томонаги: «Всем самолетам атаковать!» Торпедоносцы нашли противника довольно легко, но вот чего не знали японские пилоты — они вышли все на тот же самый «Йорктаун». Американцы прекрасно воспользовались предоставленной им передышкой, механики ввели в строй часть котлов, и корабль мог развить скорость 19 узлов. Но вот с воздушным патрулем возникли некоторые проблемы. В воздухе находились 6 «Уайлдкэтов», из которых только 4 были направлены на перехват. ОС 16 направило на помощь еще 8 истребителей, однако снова японцев остановить не удалось, но теперь потери были даже меньше, чем у пикировщиков. Может, помогло то, что Томонага умело использовал облачность для скрытого подхода. В результате атаки авианосец получив 2 попадания в левый борт. Руль заклинило, крен сразу достиг 17 градусов, и японцы снова решили, что авианосец обречен На этот раз уцелели 5 торпедоносцев и 4 истребителя, которые в 15.40 вернулись на авианосец.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!"
Книги похожие на "Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Больных - Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!"
Отзывы читателей о книге "Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!", комментарии и мнения людей о произведении.