Александр Больных - Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!"
Описание и краткое содержание "Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!" читать бесплатно онлайн.
Полтысячи лет исход любой войны на море решало артиллерийское сражение — сначала парусных кораблей, затем броненосцев и, наконец, огромных линкоров. Но в годы Второй мировой в военно-морском деле произошел коренной переворот, настоящая революция, в результате которой бронированные исполины уступили первенство авианесущим кораблям. Когда в апреле 1945 года американским самолетам потребовалось всего полтора часа, чтобы пустить на дно самый большой линкор в мире, гордость японского флота «Ямато», даже скептикам стало окончательно ясно, что настала новая эра — отныне победа в морской войне зависит не от огня корабельной артиллерии, а от дуэлей авианосцев.
В этой книге ведущий историк флота дает глубокий анализ ВСЕХ авианосных сражений Второй мировой, ставших кульминацией войны на Тихом океане и превративших Его Величество Авианосец во Владыку морей.
Тем временем с кораблей охранения была замечена летающая лодка «Каталина», следившая за соединением. Теперь в любой момент можно было ожидать вражеской атаки, и Нагумо начал усиливать воздушный патруль. Сначала «Хирю», а потом «Акаги» подняли еще по звену истребителей. Из этого следует совершенно однозначный вывод — никакие ударные! группы на палубах не стояли, иначе проведение полетов на авианосцах, не имевших угловых палуб, было бы невозможным. Но ведь Футида писал: «Под аккомпанемент звонков самолеты подняли на палубу и откатили с лифтов на предназначенные для них места. Матросы технического дивизиона авиационной боевой части доставляли торпеды из погребов для боезапаса и подвешивали их к самолетам». Кто же его опроверг? Да сам адмирал Нагумо в рапорте об этой битве.
Застать американцев врасплох не удалось, они ждали появления японских самолетов и были готовы к нему. Поэтому, как только радар засек самолеты Томонаги, все американские самолеты, находившиеся на острове, были немедленно подняты в воздух. Первыми в бой вступили истребители, но, увы, задор пилотов не соответствовал их опыту, да и самолеты были те еще. 221-я истребительная эскадрилья морской пехоты имела на вооружении истребители «Буффало» и «Уайлдкэт», причем первые заметно уступали японским «Зеро», поэтому результат воздушного боя нельзя считать удивительным, а результат этот был для американцев удручающим — погибли 17 истребителей из 27, еще 7 были тяжело повреждены, и остановить японцев не удалось. Японские самолеты прорвались к острову и в течение 20 минут бомбили его, потом построились и направились обратно на свои авианосцы.
Что потеряли американцы — известно, а вот вопрос о японских потерях при налете на остров не столь прозрачен. Разные источники дают совершенно разные цифры, хотя все они сводятся к той или иной степени завышения. Наверное, самыми точными следует считать данные Паршалла и Тулли, которые говорят об 11 потерянных самолетах и 14 поврежденных до такой степени, что они уже не могли участвовать в дальнейших операциях, еще 29 самолетов получили не столь серьезные повреждения. Таким образом, больше не могла участвовать в бою четверть ударной группы, а пострадали 54 самолета из 108, или ровно половина участвовавших в налете. И чего японцы добились столь дорогой ценой?
Да практически ничего. На Восточном острове были уничтожены командный пункт морской пехоты и столовая, тяжело повреждена электростанция. Хотя японцы попытались учесть уроки Пёрл-Харбора, проку было мало. На Песчаном острове были подожжены 3 бака с нефтью и ангар гидросамолетов. Только две бомбы попали в летную полосу аэродрома, что совершенно не мешало проведению полетов. Система береговой обороны и система ПВО абсолютно не пострадали, то есть в целом результаты налета первой волны японских самолетов следует расценить как нулевые. Причитания американцев о том, что теперь топливо к самолетам приходилось таскать в канистрах, зачислим в разряд несерьезных. Соответственно, план японской операции начинает выглядеть легкомысленной болтовней.
Тем временем у адмирала Нагумо возникла очередная проблема — появились американские самолеты, взлетевшие с Мидуэя. Кстати, ударная группа на Мидуэе тоже представляла собой полный винегрет — 6 торпедоносцев «Авенджер» (это был боевой дебют отличившегося позднее самолета), 4 бомбардировщика В-26, вооруженных торпедами, 16 пикировщиков «Доунтлесс» и 16 тяжелых бомбардировщиков. В-17. Скоординировать атаку американцы не сумели, получилось «каждый сам за себя», и это стало моделью для всех американских воздушных атак 4 июня. Первыми на сцене появились «Авенджеры», которые атаковали смело и безрезультатно. Японцы сбили 4 торпедоносца, пятый врезался в палубу «Акаги» и упал в море.
Японский военный дневник так описывает происходившее:
«04.30 Атака горизонтальных бомбардировщиков с Мидуэя отбита истребителями и кораблями охранения.
05.0 «Тонэ» поднял самолет номер 4 на разведку
05.20 Нагумо отдал приказ, если позволят условия, провести второй налет на Мидуэй. Считалось, что самолеты (на авианосцах) должны сменить (торпеды) на бомбы.
05.32 Замечены вражеские летающие лодки (PBY). 05.55 Сообщение самолета № 1 с «Тонэ»: «Вижу 15 вражеских самолетов, летящих к вам». Адмирал Нагумо решил, что они взлетели с Мидуэя.
06.34 Началась атака Мидуэя.
07.00 Командующий налетом сообщил: «Требуется вторая атака Мидуэя».
07.05 Началась атака самолетов с Мидуэя. Большая часть истребителей прикрытия пошла на перехват. Большинство вражеских самолетов сбиты. Повреждений нет.
07.15 Никаких сообщений о вражеском флоте от самолетов-разведчиков, достигших предельных точек поиска. Адмирал Нагумо приказал готовить вторую атаку Мидуэя.
07.28 Самолет № 4 с «Тонэ» передал: «Вижу 10 кораблей, возможно, неприятельских. Пеленг 10 градусов от Мидуэя. Дистанция 240 миль. Курс 150 градусов». Штаб флота указывает на некоторую неопределенность донесения, но считает, что это не создает проблем.
07.45 Самолет N9 4 с «Тонэ» передает метеорологическую обстановку в районе нахождения вражеского флота. Нагумо решает, что имеется вражеское соединение с авиацией. Считается, что там есть авианосец (авианосцы). Решил атаковать. Приказал вооружить самолеты торпедами. Вражеское ОС примерно в 200 милях.
07.50 Начинают возвращаться самолеты после атаки Мидуэя.
08.09 Самолет № 4 с «Тонэ» передает, что враг имеет 5 крейсеров и примерно 5 эсминцев.
08.20 Cамолет № 4 с «Тонэ» сообщает, что вражеское соединение имеет 1 корабль, похожий на авианосец. (Нагумо) решает использовать вернувшиеся самолеты после дозаправки для удара на север.
08.30 Высланы 2 самолета-разведчика.
08.40 Начинают садиться самолеты, вернувшиеся после атаки Мидуэя.
09.18 Все сели».
Обратите внимание на расплывчатость и неопределенность донесений японского разведчика, от которого, по утверждениям многих авторов, зависела судьба сражения. Давайте будем честными перед собой. Все свои решения адмирал Нагумо принимал на основании собственных суждений, а не на основании точных разведданных. Собственно, военный дневник прямо об этом пишет. В подобной ситуации несложно ошибиться. Американские разведчики если и ошибались в оценке состава замеченных японских соединений, то никогда не позволяли себе формулировки «похожий на авианосец» или «возможно, неприятельские корабли». Кого там рассчитывали увидеть японцы? Линкоры Ямамото или совершенно нейтральный испанский флот?!
В 07.05 капитан-лейтенант Томонага передает свой знаменитый сигнал: «Требуется вторая атака». После этого адмирал Нагумо окончательно принимает уже подготовленное решение — совершить повторный налет на Мидуэй, ведь он еще полтора часа назад склонялся к этому. Но для этого требовалось перевооружить самолеты, сняв торпеды и бронебойные бомбы, когда в 07.28 разведчик с «Тонэ» сообщал, что видит вражеские корабли, работы уже шли полным ходом.
А вот сейчас нам придется вылить ушат холодной воды на головы японофилов и любителей альтернатив. Дело в том, что американские корабли были обнаружены по чистой случайности. Футида в своей книге преподносит нам заведомую ложь, когда пишет, что этот самолет в 07.20 достиг конечной точки своего 300-мильного маршрута. Как раз наоборот — по неизвестным причинам унтер-офицер Амари грубейшим образом нарушил план полета и повернул, пролетев чуть более 200 миль. Если бы он точно исполнил полученный приказ и действительно пролетел 300 миль лишь потом повернув влево и после этого — на обратный курс, то в лучшем случае он заметил бы американские авианосцы на час позже, а мог и вообще не заметить, так как они следовали курсом на юг и выходили за пределы обзора разведчика.
В 07.45 адмирал Нагумо отдает приказ снова перевооружить самолеты второй волны, вернув на место противокорабельное оружие. Здесь следует согласиться с теми, кто говорит, что это была одна из его роковых ошибок. Наверное, следовало отправлять самолеты с тем, что имелось на борту. Ведь авианосец — это не линкор, и взрыв 800-кг фугасной бомбы, пусть и предназначенной для поражения наземных целей, нанесет ему очень тяжелые повреждения, хотя никто не будет спорить, что торпеда гораздо эффективнее.
Вероятно, почти идеальным решением было послать в атаку 34 пикировщика 2-й дивизии авианосцев, не дожидаясь перевооружения «Кейтов» «Акаги» и «Кага». С одной стороны, недостатки такого решения очевидны, но, с другой, ведь именно американские пикировщики сокрушили Кидо Бутай.
Имеется еще один нюанс в оценке ситуации. Как мы можем видеть, ни сам Нагумо, никто из его штаба, включая Футиду и Гэнду, в мыслях не держал переключиться, хотя бы временно, на оборонительные действия. Все рвались атаковать и только атаковать. Если же все-таки подумать об обороне, атака пикировщиков могла принести пользу, временно сковав противника. Выигранное время позволило бы лучше подготовиться к нанесению решающего удара. Правда, самолеты ОС 16 уже находились в воздухе, но оставалась вероятность задержать атаку авиагруппы «Йорктауна».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!"
Книги похожие на "Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Больных - Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!"
Отзывы читателей о книге "Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой!", комментарии и мнения людей о произведении.