С. Головин - Словарь практического психолога

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Словарь практического психолога"
Описание и краткое содержание "Словарь практического психолога" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемый словарь содержит более двух тысяч терминов и рассчитан прежде всего на читателя, так или иначе использующего психологические знания в своей практической деятельности. Но он может заинтересовать и другие группы читателей. В отличие от большинства подобных книг, в нем значительное внимание уделяется терминам психоанализа и некоторых других направлений психологии, мало представленным в отечественной литературе, а также проективным методикам, позволяющим тонко исследовать глубинные особенности человеческой личности, ее характера и темперамента. Словарь отличается и новым подходом к тематической группировке статей.
Шифровка ответов — это обозначение и классификация ответов с учетом пяти основных категорий: локализации, детерминанты, содержания, популярности либо оригинальности, качества формы. Основная цель — установление связи между ответом и элементом пятна, а также формализация ответа для последующего анализа и интерпретации. Ответом считается высказывание, соответственное пятну или его части. Различаются основные ответы (спонтанные) и дополнительные (полученные при опросе); последние подсчитываются отдельно и в расчетных формулах учитываются со специальными коэффициентами. Категории, используемые при шифровке, записываются с помощью специальных условных обозначений.
Локализация ответа характеризует тип восприятия и определяется соотнесением образа с некоей частью пятна. Различаются ответы целостные, почти целостные, и пр.
Детерминантами называются такие характеристики ответа, как форма, движение, цвет, оттенки; иные из них обусловливаются свойствами пятна, иные — сугубо субъективны. Детерминанты раскрывают способ видения, избирательность человека относительно аспектов среды и собственного внутреннего мира.
Оценка популярности/оригинальности ответов представляет определенные трудности, и вообще не все ответы могут быть оценены таким образом. Оригинальными считаются ответы, встречающиеся не чаще одного раза на сотню ответов; их опознание требует большого опыта, поэтому нередко пользуются простым указанием на тенденцию к оригинальности.
Интерпретация основных категорий шифровки представляет значительные трудности и особенно уязвима для критики, поскольку основные принципы интерпретации не имеют удовлетворительного теоретического обоснования. При интерпретации учитывается психологический смысл локализационных показателей теста, основных детерминант, содержания ответов, а также их популярность (банальность) и оригинальность.
Интерпретация результатов теста производится в зависимости от теоретических установок исследователя. Существуют по крайней мере два направления в развитии технологии теста: первое представлено швейцарской и французской школами, опирается на классический психоанализ и видит в тесте средство выявления инстинктивных влечений и их символического выражения. Второе теоретическими истоками уходит в психологию Я и экспериментальные исследования «нового взгляда» и в качестве основной категории интерпретации рассматривает стиль когнитивный личности. Здесь тест выступает как своеобразная задача, решение которой определяется интеллектуальными возможностями испытуемого и имеющимися у него средствами контроля и регуляции аффективной жизни.
Интерпретация теста может включать несколько этапов; ее «глубина» зависит от поставленных задач и от теоретических установок экспериментатора. В общем случае первый — «аналитический» — этап состоит в выделении ряда параметров (тип переживания, характеристика интеллекта и пр.), значения коих вычисляются по специальным формулам, основанным на теоретических положениях и клиническом эмпирическом опыте. Второй этап состоит во взаимном соотнесении отдельных показателей теста и в создании своего рода ансамблей из них: считается, что изолированный показатель не может служить надежным свидетельством, тогда как «ансамбль» уже обеспечивает достаточную обоснованность вывода. Последний этап — переход от описания отдельных сфер личности к характеристике ее целостной структуры, что требует достаточной квалификации психолога.
Диагностика по тесту Роршаха, как правило, не вскрывает содержания конфликтных переживаний, однако они могут диагностироваться опосредованно — изучением динамики интерпретации в процессе исследования. Объектом анализа становятся любые «отклонения» в поведении испытуемого, его комментарии, особенности работы с каждой таблицей и пр. О наличии конфликта говорят также особые феномены — отказы (от интерпретации каких-либо таблиц) и шоки (невротические реакции защиты от аффекта, выражаемые определенными «отклонениями» во время ответа). О наличии конфликта свидетельствуют также некие показатели, выявляемые при интерпретации теста. Диагностируемые таким путем конфликты могут иметь различную природу.
ТЕСТ РИСУНКА ЧЕЛОВЕКА (тест рисования фигуры человека) — одна из методик проективных, относящаяся к группе методик изучения продуктов творчества — к группе тестов экспрессивных. В основном варианте теста обследуемому предлагается на листе бумаги нарисовать человека, а затем — человека противоположного пола. Потом следует опрос относительно нарисованного — пол, возраст, привычки и пр.
При интерпретации исходят из положения о том, что в рисунке выражаются особенности личности клиента, и их можно выявить по предложенной системе критериев. Большое внимание уделяется изображению деталей фигуры, их пропорциям; они трактуются символически — как воплощение отношения к определенным сторонам жизни.
ТЕСТ РИСУНОЧНЫЙ — относится к тестам проективным, к группе тестов экспрессивных. Отличительный признак — задание клиенту выполнить рисунок на заданную или свободную тему. Сюда относятся тест рисования дерева, тест рисования дома, тест рисования фигуры человека и пр.
ТЕСТ РУКИ — относится к тестам проективным, к группе тестов интерпретативных. Клиенту предлагается приписать определенное значение различным положениям кисти руки, предъявляемым на изображениях.
ТЕСТ САМОАТТЕСТАЦИИ КОЛЛЕКТИВА (тест социально-психологической самоаттестации группы как коллектива, тест СПСК) — тест, предназначенный для оценки уровня социально-психологического развития группы малой как коллектива. Представляет системы существующих в группе отношений коллективистских в виде индексов и диаграмм.
ТЕСТ СОСТОЯНИЙ (тест состояний и свойств) — тесты, предназначенные для диагностики устойчивых состояний и свойств субъекта как личности: черт личностных, свойств темперамента, способностей и пр. (=> тест личностный; тест способностей).
ТЕСТ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ — система специальных вопросов и критериев, направленных на определение отношений людей в пределах изучаемой группы и на поведение самой группы (-> социометрия).
ТЕСТ СПОСОБНОСТЕЙ — тесты для определения уровня развития способностей общих и специальных, определяющих успешность деятельности учебной и профессиональной. Выделяются тесты интеллекта, тесты креативности, тесты способностей специальных (математических, художественных, музыкальных, спортивных). Тесты способностей специальных часто объединяются в батареи, — как, например, тест GATB (General Aptidule Test Battery), предназначенный для ориентации профессиональной и отбора профессионального в армии и государственных учреждениях США.
ТЕСТ СПОСОБНОСТЕЙ ОБЩИХ -> тест интеллекта.
ТЕСТ СПОСОБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ — в отличие от тестов интеллекта, соотносятся с конкретными видами деятельности и направлены на диагностику тех характеристик, кои обеспечивают эффективность в конкретной обособленной области (способности музыкальные, математические, моторные, технические и пр.).
ТЕСТ СТАНДАРТИЗОВАННЫЙ — имеются в виду всякие тесты, ориентированные на какую-либо оценку получаемых показателей, хотя они заведомо являются стандартизованными. Называются так в противоположность тестам проективным и подобным им, кои не предусматривают оценку показателей.
Среди тестов стандартизованных одна из самых популярных и распространенных разновидностей — тесты интеллекта. К стандартизованным также относятся тесты способностей специальных, тесты креативности и пр.
ТЕСТ ЭКСПРЕССИВНЫЙ — относятся к тестам проективным. Предполагают рисование или подобную деятельность на свободную или заданную тему. Из таковых широко распространены так называемые тесты рисуночные.
ТЕСТИРОВАНИЕ — метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи — тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизованного измерения различий индивидуальных. Позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида нужных навыков, знаний, личностных характеристик и пр.
Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задач, рисование, рассказ по картинке и прочее — в зависимости от используемой методики; происходит определенное испытание, на основании результатов коего психолог делает выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Отдельные тесты — это стандартные наборы заданий и материала, с коим работает испытуемый; стандартна и процедура предъявления заданий, хотя в некоих случаях предусматриваются определенные степени свободы для психолога — право задать дополнительный вопрос, построить беседу в связи с материалом и пр: Процедура оценки результатов тоже стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставлять результаты различных испытуемых.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Словарь практического психолога"
Книги похожие на "Словарь практического психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С. Головин - Словарь практического психолога"
Отзывы читателей о книге "Словарь практического психолога", комментарии и мнения людей о произведении.