С. Головин - Словарь практического психолога

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Словарь практического психолога"
Описание и краткое содержание "Словарь практического психолога" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемый словарь содержит более двух тысяч терминов и рассчитан прежде всего на читателя, так или иначе использующего психологические знания в своей практической деятельности. Но он может заинтересовать и другие группы читателей. В отличие от большинства подобных книг, в нем значительное внимание уделяется терминам психоанализа и некоторых других направлений психологии, мало представленным в отечественной литературе, а также проективным методикам, позволяющим тонко исследовать глубинные особенности человеческой личности, ее характера и темперамента. Словарь отличается и новым подходом к тематической группировке статей.
ТЕОРИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СОЗНАНИЯ — теория, созданная В. Вундтом, который задачей психологии считал изучение элементов сознания (как ощущения и «простые чувствования» типа удовольствие-неудовольствие, покой-беспокойство и пр.) и выявление законов, по коим образуются связи между элементами.
ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ДЖЕМСА — ЛАНГЕ — выдвинута независимо американским философом и психологом У. Джемсом и датским психологом Г. Ланге (80-е — 90-е гг. XIX в.). Согласно ей появление эмоций обусловлено вызываемыми от внешних воздействий изменениями как в произвольной сфере двигательной, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой и секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. Согласно Джемсу, человек печален потому, что плачет; боится потому, что дрожит; радуется потому, что смеется. Эмоции рассматриваются как субъективное отражение органических процессов, утверждается их производность от процессов, происходящих в организме.
Если У. Джемс связывал эмоции с широкой сферой периферических изменений, то Ланге — только с состоянием иннервации и просветом сосудов. Итак, периферические органические изменения, кои обычно рассматривались как следствие эмоций, объявлялись их причиной.
Теория эмоций Джемса — Ланге представляла собой попытку превратить эмоции в объект, доступный естественному изучению. Но, связав эмоции исключительно с телесными изменениями, она перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к потребностям и мотивам, и лишила эмоции их адаптивного смысла, регулирующей функции. Проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась упрощенно: считалось, что нежелательные эмоции можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для положительных эмоций.
Основные возражения психологов против теории эмоций Джемса — Ланге относятся к механистическому пониманию эмоций как совокупности ощущений, вызываемых периферическими изменениями, и к объяснению природы высших чувств. Критика теории физиологами основана на данных, полученных в экспериментах с животными. Главные из них свидетельствуют о том, что одни и те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных. Теория критикуется также за противоставление «низших», элементарных эмоций, как обусловленных сдвигами в организме, «высшим», истинно человеческим — эстетическим, интеллектуальным, нравственным и прочим, будто бы не имеющим материальных оснований.
ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ — концепция, согласно коей эмоции определяются некоей актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Субъект оценивает эту вероятность на базе врожденного и ранее обретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно надобных для удовлетворения потребности, с текущей информацией. Вероятность достижения цели может прогнозироваться и на осознаваемом, и на неосознаваемом уровне. Возрастание вероятности при поступлении новой информации порождает положительные эмоции, падение вероятности ведет к отрицательным эмоциям. Стремление максимизовать — усилить, продлить, повторить положительные эмоции и минимизовать — ослабить, прервать, предотвратить отрицательные определяет регуляторные функции эмоций, их роль в организации поведения целенаправленного.
Теория эмоций информационная разработана в 1964 г. П. В. Симоновым на основе психофизиологических экспериментов. В 1984 г. Д. Прайс и Дж. Баррелл в результате количественной обработки данных психологических опытов подтвердили существование зависимости, которую назвали общим законом человеческих эмоций.
Теория эмоций информационная позволяет использовать регистрируемые правления эмоций — мимику, голос, изменения физиологических функций и активности электрической мозга как индикаторы потребности субъекта и степени их удовлетворения, уточнить классификацию этих потребностей, процесс их формирования и взаимодействия. Анализ многообразных эмоций с позиций этой теории привел к выводу о существовании трех основных групп потребностей — витальных, социальных, идеальных (познания и творчества) и двух вспомогательных — потребности в компетентности (вооруженности знаниями и умениями) и потребности в преодолении препятствий на пути к цели (именуемой обычно волей). Среди социальных различаются потребности «для себя», осознаваемые субъектом как права, и потребности «для других», осознаваемые в качестве обязанностей.
В ходе экспериментальной разработки теории эмоций информационной:
1) выявлены структуры мозга головного, преимущественно связанные с мотивационными и информационными факторами генеза состояний эмоциональных;
2) проанализированы закономерности и механизмы появления стресса эмоционального, его роль в формировании заболеваний невротических и психосоматических.
Теория эмоций информационная позволила предложить методы диагностики степени напряжения эмоционального у человека, выполняющего ответственную операторскую деятельность (летчик, диспетчер аэропорта, космонавт и пр.), и меры профилактики этого напряжения.
ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КЕННОНА — БАРДА — утверждает, что эмоции суть результат переработки сигналов, поступающих в мозг из среды внешней и внутренней. Переключаясь в таламусе на нервные пути, одновременно идущие к коре мозга головного и к внутренним органам, эти сигналы порождают эмоции и сопутствующие им органические изменения.
Эта теория выступает как альтернатива теории эмоций Джемса — Ланге.
ТЕОРИЯ ЭТАЛОНА — концепция, разработанная в психологии когнитивной, где распознание стимула трактуется как сравнение вызванного им нервного паттерна с хранимыми в памяти внутренними эталонами. При совпадении паттерна вызванного и эталонного стимул распознается.
ТЕРАПИЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППОВАЯ — совокупность психоаналитически ориентированных методов анализа и групповой психотерапии, направленных на избавление клиента от психических конфликтов, обусловивших появление заболеваний, и на достижение соответственного терапевтического эффекта.
Согласно Э. Берну, ныне применяется три главных вида терапии групповой:
1) собственно терапия аналитическая групповая — соотносящая все происходящее в группе с состоянием всей группы и соответственно с составляющими ее индивидами;
2) терапия психоаналитическая групповая (-> психоанализ групповой);
3) терапия взаимодействия групповая.
ТЕРАПИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРУППОВАЯ — вид терапии групповой. Анализирует взаимодействие между клиентами с целью установления разыгрываемых игр психологических и оказания на них соответственного воздействия.
ТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ (психотерапия игровая) — метод психотерапии, основанный на использовании игры ролевой как одной из самых сильных форм воздействия на развитие личности. В начале 20-х гг. Я. Морено предложил исполнять драматические инсценировки для лечения болезненных психических проявлений — за счет перестройки отношений и системы переживаний клиента. Он назвал новый метод психодрамой.
Процедура терапии игровой состоит в исполнении группой специальных упражнений, предполагающих взаимное общение — вербальное и невербальное, и разыгрывание различных жизненных ситуаций. В ходе «спектаклей» происходит создание отношений личностных между членами группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, возрастает самооценка.
ТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ / ДЕТИ АУТИЧЕСКИЕ (игровая терапия аутических детей) — метод психотерапии, основанный на игровых занятиях с аутическими детьми (-> аутизм детский), ориентированных прежде всего на установление между детьми и терапевтом положительного контакта эмоционального. При этом используются рисование, игры с разнообразными игрушками, водой, песком. В ходе терапии корректируются подавляемые ребенком негативные эмоции (страхи, неуверенность в себе); он становится более открытым к общению; у него увеличивается диапазон доступных действий с предметами.
ТЕРАПИЯ КАУЗАЛЬНАЯ — врачевание, направленное на устранение причин болезни, а не ее симптомов.
ТЕРАПИЯ КРИКА УТРОБНОГО — форма психотерапии, разработанная Дж. Яновым на базе теории невроза трехфазной X. Айзенка. Целью ставится избавление клиента от «первичной боли», о коей свидетельствует то или иное физическое или психологическое напряжение. Процедура проведения предполагает последовательное прохождение ряда этапов.
На первом этапе — в течение нескольких недель — клиент выключается из прежних своих отношений: он не работает, не общается с родственниками и знакомыми, не принимает никаких стимулирующих средств и настраивается на предстоящую терапию.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Словарь практического психолога"
Книги похожие на "Словарь практического психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С. Головин - Словарь практического психолога"
Отзывы читателей о книге "Словарь практического психолога", комментарии и мнения людей о произведении.