С. Головин - Словарь практического психолога

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Словарь практического психолога"
Описание и краткое содержание "Словарь практического психолога" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемый словарь содержит более двух тысяч терминов и рассчитан прежде всего на читателя, так или иначе использующего психологические знания в своей практической деятельности. Но он может заинтересовать и другие группы читателей. В отличие от большинства подобных книг, в нем значительное внимание уделяется терминам психоанализа и некоторых других направлений психологии, мало представленным в отечественной литературе, а также проективным методикам, позволяющим тонко исследовать глубинные особенности человеческой личности, ее характера и темперамента. Словарь отличается и новым подходом к тематической группировке статей.
В музыкальной деятельности большее значение придается слуху относительному, в состав коего входят ладовое чувство и музыкально-слуховые представления; их слабое развитие не может быть восполнено наличием слуха абсолютного.
СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ — способность человека к распознанию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование слуха фонематического происходит у детей при восприятии речи устной окружающих людей и — одновременно — при собственном проговаривании слов соответственно воспринимаемым образцам.
СЛУХИ — специфический вид коммуникации межличностной, в ходе коей сюжет, в известной мере отражающий некие реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории. Наряду с описываемым событием слухи отражают также общественное мнение и настроение, более общие социальные стереотипы и установки аудитории и, наконец, информационную ситуацию в регионе. Они зачастую бывают источником ложной, искаженной информации.
Слухи принято классифицировать по двум параметрам:
1) экспрессивный — эмоциональные состояния, выражаемые в содержании слухов, и соответственные типы реакций эмоциональных: слух — желание, слух — пугало, агрессивный слух;
2) информационный — степень достоверности сюжета: от абсолютно ложных до относительно близких к действительности.
Основной фактор циркуляции слухов — возникающий из неудовлетворенного интереса информационный вакуум, который склонен спонтанно заполняться. Знание причин и закономерностей распространения слухов помогает организовать информационную политику так, чтобы свести к минимуму вероятность их появления, а в случае появления — эффективно им противодействовать.
СЛУШАНИЕ АКТИВНОЕ — процесс слушания, характерный намеренно повышенной активностью восприятия и субъективного участия индивида в ситуации общения. Включает в себя:
1) восприятие устного речевого сообщения — на сенсорном уровне;
2) вычленение сигнальных звуков в составе слов и их опознание — на перцептивном уровне;
3) установление смысла предложения и всего сообщения в целом — на когнитивном уровне. Восприятие смысла при слушании активном значительно зависит от индивидуально-личностных особенностей слушающего, прежде всего — от гибкости мышления и направленности личности.
СЛУШАНИЕ ДИХОТИЧЕСКОЕ — метод, используемый при исследовании памяти эхоической, избирательности внимания, асимметрии межполушарной мозга головного. Заключается в распознании испытуемым слуховой информации, поступающей через наушники по двум независимым каналам — на левое и правое ухо.
СМЕШЕНИЕ ЦВЕТА (смешение цветов) -> цветосмешение.
СМЕЩЕНИЕ (сдвиг) — согласно З. Фрейду — второй результат работы сновидения — искажение скрытого содержания сновидения (-> сновидение: содержание скрытое) путем перемещения акцентов с главного на второстепенное, незначительное или безразличное. Главное средство искажения сновидения (-> сновидение: искажение).
Как процесс и результат модификации и перегруппировки сновидений смещение проявляется:
1) в замещении скрытого элемента не собственно составной частью, но чем-то отдаленным — намеком;
2) в перемещении психического акцента с какого-то важного элемента на другой, неважный или безразличный, в силу чего в сновидении возникает другой центр и происходит подмена смысла сновидения.
Согласно А. Фрейд — механизм защитный, заменяющий резкие и тяжелые тенденции менее резкими и тяжелыми.
СМЫСЛ — в условиях деятельности коллективной впервые появляются операции, не направленные прямо на предмет потребности — биологический мотив, но на некий промежуточный результат, в рамках индивидуальной деятельности становящийся самостоятельной целью. Для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, и в деятельности выделяется — как ее новая единица — действие.
Это сопровождается переживанием смысла действия, ибо для того чтобы совершить действие, приводящее к промежуточному результату, нужно понять связь этого результата с мотивом — открыть для себя смысл действия. Согласно А. Н. Леонтьеву, смысл и есть отражение цели действия к мотиву, отношение действия к мотиву.
СМЫСЛ ЗДРАВЫЙ — совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки явлений внешнего и внутреннего мира. Суммирует значимые, нужные каждому в повседневной жизни фрагменты исторически доступного опыта. Наряду с информацией о природе и общественных отношениях, весьма значительную роль в смысле здравом играют представления, касающиеся взаимодействий межличностных.
В языке естественном, выражающем содержание смысла здравого, есть тысячи слов, означающих черты личностные, состояния психические человека, мотивы его поведения и пр.
Для современной психологии характерен закономерный интерес к смыслу здравому, его содержанию и механизмам, в частности в таких областях социально-психологических исследований, как теория атрибуции (-> атрибуция каузальная), имплицитная теория личности, изучение стереотипов социальных и пр. Психология использует позитивные элементы общечеловеческого опыта, однако подвергает критическому анализу обыденные, стихийно складывающиеся представления о личности человека и его поведении.
СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ — субъективно воспринимаемая повышенная значимость предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия мотива ведущего. Одна из главных образующих сознания, индивидуализованное отражение действительного отношения личности к объектам, ради коих развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение — для — меня» усваиваемых безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, идеалы и ценности. Это понятие исторически связано с представлениями Л. С. Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов.
Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания смысла личностного за счет включения его в другой мотивационный контекст.
В подходе деятельностном А. Н. Леонтьева порождение смысла личностного происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются как единицы человеческого сознания. В рамках теории деятельности они определяются двояко:
1) по способу происхождения — содержательно;
2) по форме существования в сознании — функционально., Содержательно — это оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Смысл цели действия и действия в целом — в том, какому мотиву оно служит, удовлетворению какой потребности, опредмеченной в этом мотиве, оно способствует. Связь мотива и цели неоднозначна из-за двух обстоятельств:
1) мотив не всегда бывает осознанным;
2) одному и тому же мотиву могут соответствовать разные по содержательным и социально-нормативным характеристикам действия.
В смыслообразующей функции может выступать лишь мотив ведущий; мотивы-стимулы могут порождать эмоции, но не смыслы. Смысл не существует в сознании в готовом виде, но является продуктом внутренней активности, посредством коей он определяет, какому мотиву служит данное действие и оптимально ли оно с позиции соответствия мотиву и нормативным требованиям. Сама эта активность чаще всего не является сознательной и произвольно регулируемой, исключая случаи сознательной рефлексии и прочего, и может проявляться в сознании как чувство, интерес, эмоция, «значащее переживание».
Функционально следует, что смыслом обладает не только действие, но и обстоятельства и условия, в коих оно совершается. Можно выделить два типа условий: способствующие и препятствующие совершению действия. Выделяются и два смысла условий деятельности: смысл благоприятствования и смысл препятствования совершению действия (-> препятствие внутреннее).
Введение понятия смысла личностного как единицы сознания сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистской трактовки сознания как сознания (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности. Понятие применяется в различных областях психологии, изучающих отношение человека к миру в зависимости от его места в обществе, мотивов, установок, эмоций и пр. Выделяется ряд составляющих смысловых систем:
1) побуждающие к деятельности мотивы смыслообразующие;
2) реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, обретшей для него субъективную ценность — значимость;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Словарь практического психолога"
Книги похожие на "Словарь практического психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С. Головин - Словарь практического психолога"
Отзывы читателей о книге "Словарь практического психолога", комментарии и мнения людей о произведении.