Неизвестен Автор - Непокоренный Ленинград
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Непокоренный Ленинград"
Описание и краткое содержание "Непокоренный Ленинград" читать бесплатно онлайн.
10 августа было принято решение о дополнительной эвакуации населения Ленинграда. Городской комиссии по эвакуации предлагалось организовать вывоз 400 тыс. женщин с детьми в возрасте до 14 лет, в первую очередь домашних хозяек и женщин, выезд которых не сказался бы сколько-нибудь серьезно на работе важных отраслей производства или обороноспособности города. Несколько позднее, когда в ходе боевых действий противнику удалось прорвать Лужский оборонительный рубеж, Исполком Ленгорсовета счел необходимым организовать вывоз еще 700 тыс. женщин, детей, пенсионеров, инвалидов труда, больных{71}.
В условиях, когда немецко-фашистские войска рвались к Ленинграду, угрожая его окружением, дополнительная массовая эвакуация была важной мерой повышения обороноспособности города, спасения жизней тысяч женщин и детей. В июле - августе проводилась также эвакуация некоторых учреждений, театров, научно-исследовательских институтов и т. д. В Кировскую область выехал, например, Большой драматический театр им. А. М. Горького, в Новосибирск Академический театр драмы им. А. С. Пушкина и Государственная филармония. Из Ленинграда вывозились ценнейшие сокровища Эрмитажа, Русского музея, Зоологического музея. На восток перебазировались киностудия "Ленфильм", отдельные предприятия, коллективы многих научно-исследовательских институтов АН СССР, высших учебных заведений, проектных организаций.
В июле и особенно в августе 1941 г. началась массовая эвакуация оборудования крупнейших машиностроительных, приборостроительных, оптического и других заводов города. Коллективы предприятий в спешном порядке демонтировали и упаковывали ценное оборудование, грузили его в эшелоны, отправлявшиеся на восток страны. Работа велась и днем, и ночью; никому не приходилось разъяснять необходимость перебазирования предприятий в глубокий тыл для развертывания производства вооружения и боеприпасов, нужных фронту. С 13 июля 1941 г. началась эвакуация ленинградских заводов Народного Комиссариата черных металлов, предприятий тяжелого машиностроения: Невского машиностроительного им. В. И. Ленина, им. С. М. Кирова, "Русский дизель", "Экономайзер" и других заводов. Только с Ижорского завода с 1 по 25 августа были вывезены трубопрокатный стан, оборудование теплоэлектростанции, прессового цеха, электросталелитейного цеха и много станочного оборудования{72}.
Важное значение для развертывания военной промышленности на востоке страны имела эвакуация Кировского завода - крупнейшего предприятия Советского Союза, насчитывавшего к началу войны около 35 тыс. рабочих, служащих, инженеров и техников. В начале июля 1941 г. по решению Государственного Комитета Обороны в Свердловск было вывезено оборудование цеха по производству дизельных авиационных моторов; туда же выехало свыше 5 тыс. рабочих, инженеров и техников завода. В короткий срок на новом месте был создан завод но производству моторов для танков. В августе 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление о переводе всего производства Кировского завода на Урал, в Челябинск. Решение предусматривало перевод туда более 10 тыс. рабочих и специалистов, основного оборудования для организации на базе Челябинского тракторного завода нового мощного предприятия по производству тяжелых танков КВ. В августе была демонтирована и вывезена к месту назначения лишь часть оборудования завода (в том числе крупный броневой стан). Тогда в Челябинск выехали 3 тыс. высококвалифицированных рабочих, инженеров и техников предприятия. В дальнейшем, в связи с блокадой Ленинграда, эвакуация оставшегося оборудования и значительного числа работников завода проводилась в сентябре - ноябре 1941 г. водным путем (через Ладожское озеро) и на самолетах. К концу 1941 г. Кировский завод в Челябинске уже начал выпуск танков и моторов для фронта. В его состав влилось около 8 тыс. рабочих, инженеров и техников, прибывших из Ленинграда{73}.
На базе оборудования Сталепрокатного и проволочно-канатного завода и при участии его инженерно-технических работников в степи под Магнитогорском было организовано новое производство, через два месяца давшее продукцию для фронта{74}.
Вместе с оборудованием на восток для организации нового оборонного производства выезжали тысячи квалифицированных рабочих, инженеров и техников Ленинграда. Партийная организация городу направила в восточные районы 20 тыс. коммунистов{75}.
В числе вывезенных из Ленинграда за июль 1941 г. - октябрь 1943 г. производственных грузов было 58 тыс. электромоторов, 22 комплекта котельных агрегатов, 23 гидро- и турбогенератора и свыше 70 тыс. единиц различного оборудования{76}. Всего из города было эвакуировано 92 крупнейших предприятия различных отраслей промышленности, в том числе до 8 октября 1941 г. - 86 фабрик и заводов{77}.
Эвакуация населения, заводов, фабрик и учреждений Ленинграда проходила в крайне трудных условиях. Постоянно ухудшавшаяся обстановку на фронте, бомбардировка вражеской авиацией узловых пунктов, через которые двигались эшелоны с эвакуированными, разрушение железнодорожной сети, мостов, станционных построек, подвижного состава - все это заставляло задерживал готовые к отправке поезда, останавливать в пути уже двигавшиеся. Вследствие этого люди иногда сутками сидели на Московской-Сортировочной в ожидании отправки, нервничали, волновались. Резко возросшие в связи с войной перевозку войск, оружия, боеприпасов привели, естественно, к сокращению количества паровозов и вагонов, предназначенных для эвакуации. Перегонку подвижного состава с других дорог страны требовала времени.
Эвакуация населения и промышленных предприятий Ленинграда была в самом разгаре, когда действия немецко-фашистских войск заставили приостановить ее почти полностью. 29 августа 1941 г. вышедшие из Ленинграда ранним утром два эвакопоезда последними успели проскочить разбитую вражескими самолетами станцию Мга. На другой день немецкие войска заняли эту станцию, перерезав, таким образом, последнюю железнодорожную линию, связывавшую Ленинград со страной. К этому времени из Ленинграда было отправлено 282 эвакопоезда, которые успели вывезти из города 636203 человеку: женщин с двумя и более детьми - 219691, взрослого нетрудоспособного населения - 104 692 человека, рабочих и служащих, выехавших с предприятиями и учреждениями, - 164 320 человек, беженцев из Прибалтийских республик и Карело-Финской ССР - 147 500 человек{78}. Многие предприятия, учреждения и отдельные граждане не смогли выехать вследствие внезапного прекращения эвакуации. Достаточно отметить, что и последних числах августа только райсоветами были подготовлены и ждали отправки десятки тысяч человек; на станциях скопились сотни вагонов с оборудованием. В результате в сентябре в блокированном городе осталось (учитывая беженцев) около двух с половиной миллионов человек.
Ограниченный характер проведенной эвакуации и оставшееся в городе большое число недееспособного населения значительно осложнили продовольственное положение Ленинграда в последующий период блокады.
* * *
Одним из важнейших мероприятий по подготовке города к обороне, проведенных в июле - сентябре 1941 г. под руководством партийной организации Ленинграда, было строительство оборонительных сооружении на дальних и ближних подступах к городу и в самом городе. К началу Великой Отечественной войны юго-западные подступы к Ленинграду были почти не укреплены, так как никто не считал реальным нападение противника с этого направления. По этому в конце июня 1941 г. Военный совет Северного фронта совместно с руководителями партийных и советских организаций Ленинграда и области разработал план строительства оборонительных сооружений вокруг города. Предстояло в короткий срок проделать огромную работу, развернув строительство оборонительных сооружений на фронте протяженностью почти в 900 км{79}.
Первое решение о привлечении граждан Ленинграда и пригородов к трудовой повинности было принято Исполнительным комитетом Ленгорсовета уже 27 июня 1941 г. Однако выявившийся вскоре громадный объем оборонительных работ потребовал дальнейших срочных мер по мобилизации сил сотен тысяч ленинградцев на возведение рубежей обороны города.
Исполкомы районных советов организовали комиссии по проведению трудовой повинности, на которые возлагались задачи учета лиц, мобилизуемых на строительство оборонительных укреплений. Для регулирования работы районных комиссий и распределения рабочей силы по объектам 13 июля была создана Городская комиссия по проведению трудовой повинности во главе с Н. А. Манаковым.
Несколько позднее, 25 июля, Военный совет Северо-Западного направления и Ленинградский обком партии создали специальную комиссию по оборонительным работам под председательством секретаря Городского комитета партии А. А. Кузнецова. Комиссия возглавила всю работу по созданию оборонительных сооружений вокруг Ленинграда. Военно-инженерное руководство созданием оборонительных рубежей было поручено заместителю командующего Северным фронтом генералу д. А. Зайцеву, командующему артиллерией фронта генералу В. П. Свиридову и начальнику Инженерного управления фронта - подполковнику Б. В. Бычевскому.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Непокоренный Ленинград"
Книги похожие на "Непокоренный Ленинград" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Непокоренный Ленинград"
Отзывы читателей о книге "Непокоренный Ленинград", комментарии и мнения людей о произведении.