Джордж Фридман - Следующие 100 лет - Прогноз событий XXI века

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Следующие 100 лет - Прогноз событий XXI века"
Описание и краткое содержание "Следующие 100 лет - Прогноз событий XXI века" читать бесплатно онлайн.
Эта провокационная книга мгновенно вошла в список бестселлеров газеты The New York Times. Ее автор, американский политолог Джордж Фридман, директор частной разведывательно-аналитической организации STRATFOR, предлагает читателям прогноз изменений, которых можно ожидать в мире в XXI веке.
Нынешнее кажущееся ослабление США, согласно Фридману, — иллюзия. Американская мощь столь велика, что подорвать ее невозможно. Пик могущества Штатов придется на конец XXI столетия. Безвольная и потерявшая вкус к битвам Европа утратит свое значение. Китайский рост — мыльный пузырь, который лопнет уже в скором времени. На геополитическом горизонте по очереди взойдут новые звезды: Япония, Турция, Польша, Мексика. Россия добьется своего и восстановит контроль над постсоветским пространством в 2020-х годах, но после этого рухнет и развалится уже окончательно, не выдержав конкуренции с более сильными государствами.
Шокирующие прогнозы мирового развития вызвали в Рунете бурную полемику задолго до выхода этой книги на русском языке. Сценарий будущего, изложенный Фридманом, без сомнения, субъективен. Однако глубокий анализ современных тенденций, отмеченных очень точно, заставляет всерьез задуматься о вызовах, с которыми столкнется мир и Россия.
Джордж Фридман — американский политолог, основатель и исполнительный директор частной разведывательно-аналитической организации STRATFOR. Почти 20 лет он преподавал политические науки в колледже Дикинсон, регулярно проводил брифинги по проблемам безопасности и национальной обороны для командного состава вооруженных сил и сотрудников Управления всесторонней оценки, Технического центра Штаба объединенных вооруженных сил НАТО в Европе, Армейского военного колледжа, Национального университета обороны и корпорации РАНД. В 1994 г. он основал Центр геополитических исследований при университете штата Луизиана. Этот центр занимался интегрированным экономическим, политическим и военным моделированием и прогнозами. Фридман изучал политическую философию, поначалу сосредоточившись на марксизме и международных конфликтах, в том числе на изучении военного аспекта советско-американских отношений. После развала СССР Фридман переключился на изучение возможностей конфликта между США и Японией. Является автором и соавтором четырех книг, в том числе Future of War («Будущее войны»), The Intelligence Edge («Передовая линия разведки») и America's Secret War («Тайная война Америки»). Фридман живет в Остине, штат Техас.
Постоянно обновляемые аналитические и дополнительные материалы компании STRATFOR см. на сайте www.stratfor.com.
Предстоящие перемены:
завершение войны Америки с приверженцами джихада и последующая вторая полномасштабная холодная война с Россией;
глубокий, затяжной внутренний кризис в Китае и возвышение Мексики, которая превратится в мировую державу;
третья мировая война, в которой США будут сражаться с коалицией стран Восточной Европы, Евразии и Дальнего Востока (правда, противостоящие армии будут меньше, а бои — менее кровопролитными);
новейшие технологии сосредоточатся на космосе, господство в котором и обеспечит огромные военные преимущества, и позволит обрести важный новый источник энергии что будет иметь серьезнейшие последствия для окружающей среды;
золотой век, который США переживут во второй половине XXI в.
Люди, родившиеся в первые 15 лет после Второй мировой войны, пришли в мир, чтобы заполнить собой разрыв между поколениями, и уйдут, создав такой же разрыв.
Кого бы ни избрали президентом в 2024/2028 гг., этот президент столкнется с серьезной проблемой. Подобно Адамсу, Гранту, Гуверу и Картеру, этот президент будет решать новую проблему средствами, предназначенными для решения проблем прошлого периода. Подобно тому, как Картер пытался воспользоваться принципами Рузвельта при решении проблемы стагфляции и тем самым лишь ухудшал ситуацию, последний президент цикла, начавшегося президентством Рейгана, обратится к рецептам Рейгана и станет сокращать налогообложение богатых для оживления инвестиций. Сокращение налогов приведет к увеличению инвестиций в то самое время, когда самой острой проблемой станет нехватка рабочей силы. Это еще более повысит стоимость рабочей силы, что усугубит ситуацию.
Проблема, которая возникнет в 20-х годах XXI в., будет беспрецедентной — точно так же, как беспрецедентными были проблемы, приводившие к прежним кризисам. Как увеличить наличные трудовые ресурсы? Проблема дефицита рабочей силы имеет два решения. Первое состоит в повышении производительности труда работников, второе — в завозе большего числа работников. Учитывая масштабы и временные рамки проблемы, единственное скорейшее решение состоит в увеличении числа работников, а чтобы сделать это, надо усилить иммиграцию. Начиная с 2015 г. иммиграция будет расти, но недостаточно быстро для разрешения ситуации.
С 1932 г. в американской политической культуре живет страх перед избытком рабочей силы и безработицей. В течение целого века иммиграцию воспринимали как средство снижения заработных плат. Иммиграцию рассматривают через призму демографического взрыва. Мысль о том, что иммиграция может решить проблему дефицита рабочей силы, американцам столь же чужда, как в 1930 г. была чужда мысль о том, что безработица не является следствием лености работников.
В 20-х годах XXI в. произойдет новый сдвиг парадигмы, и к выборам 2028/2032 гг. в политическом мышлении американцев произойдут большие изменения. Некоторые будут утверждать, что работников — тьма, только из-за слишком высоких налогов у них нет стимулов к труду. Терпящий неудачу президент попытается решить проблему путем снижения налогов, что, по его замыслу, должно стимулировать инвестиции и побудить работников (которых в действительности не существует) выйти на рынок рабочей силы.
Подлинным решением проблемы окажется стремительное и резкое увеличение рабочей силы благодаря иммиграции. Прорывом в этом направлении станет осознание факта, что прежний взгляд на дефицит рабочей силы более не оправдан. В обозримом будущем проблемой явится то, что для трудоустройства рабочих попросту не будет. И Америка в этом отношении не уникальна. Все передовые промышленно развитые страны столкнутся с подобными обстоятельствами, причем для большинства стран проблема будет стоять острее. И это понятно. Такие страны будут нуждаться в новых работниках и налогоплательщиках. Тем временем страны среднего уровня развития, пока остающиеся источником эмиграции, улучшат свою экономику настолько, что им удастся стабилизировать численность своего населения. Всякая необходимость иммигрировать в более развитые страны если не исчезнет, то уменьшится.
Сегодня это трудно вообразить, но к 2030 г. передовые страны начнут конкурировать за иммигрантов. Разработка иммиграционной политики будет сопряжена не с поиском способов недопущения иммигрантов, а, наоборот, с привлечением иммигрантов именно в США, а не в Европу. У США все еще будут преимущества. Сегодня, к примеру, легче быть иммигрантом в США, чем во Франции, и это положение сохранится и в дальнейшем. Вдобавок у США есть более долгосрочные возможности, чем у европейских стран, хотя бы уже потому, что США имеют меньшую плотность населения. Но в действительности дело в том, что США придется делать нечто такое, чего они не делали давным-давно: Америке придется изобретать стимулы для привлечения иммигрантов.
В силу очевидных причин пенсионеры будут выступать в поддержку иммиграции. Но работающие американцы к иммиграции отнесутся по-разному. Люди, опасающиеся, что приток иммигрантов приведет к снижению их доходов, будут яростно противиться иммиграции. Другие работники, положение которых более надежно, станут поддерживать иммигрантов, особенно в отраслях, где появление новых работников снизит стоимость услуг, которыми пользуются коренные американцы. В конце концов главным политическим вопросом станет не столько иммиграция в принципе, сколько выявление сфер, в которых иммигранты будут экономически полезны, а их навыки — необходимы, и управление расселением иммигрантов, осуществляемое с целью предотвратить подавление местного населения массами иммигрантов.
Но вернемся к стимулам. США должны будут предложить иммигрантам ряд конкурентных льгот — начиная с весьма упрощенного процесса получения «зеленых карт» до специальных виз, обслуживающих потребности и желания трудящихся иммигрантов. Вполне возможно, что потребуются и бонусы, выплачиваемые либо правительством, либо компаниями, нанимающими иммигрантов, а также гарантии занятости. А уж сравнивать предложения, сделанные разными странами, будут иммигранты.
Этот процесс приведет к существенному увеличению власти и могущества федерального правительства. С 1980 г. мы можем наблюдать, как эта власть убывает, размывается. Однако иммиграционная реформа, необходимость которой станет очевидной где-то около 2030 г., потребует прямого государственного управления. Если частный бизнес справится с этим процессом, федеральное правительство, по меньшей мере, будет предоставлять и реализовывать гарантии того, что отдельных иммигрантов не станут обманывать, а компании будут выполнять свои обещания. В противном случае безработные иммигранты превратятся в бремя. Просто открыть границы — не вариант. Управление новой рабочей силой (аналог управления рынками капитала и кредитными рынками) существенно усилит власть федерального правительства, и это станет процессом, противоположным тому, что возник при Рейгане.
Импортированная рабочая сила будет двух типов. Работниками первого типа станут люди, обслуживающие стареющее население, например, врачи и домашняя прислуга. Работниками второго типа — люди, разрабатывающие новые технологии для повышения производительности, что необходимо для решения проблемы нехватки рабочей силы в будущем. Таким образом, в основном Америка будет привлекать специалистов-физиков, инженеров и медиков, а также разнообразных работников физического труда.
Этот приток иммигрантов будет меньше иммиграционной волны 1880–1920 гг., но определенно превысит все более поздние волны иммиграции. Кроме того, приток новых иммигрантов изменит культурный облик США. Преимуществом США является пластичность американской культуры, и эта особенность сыграет решающую и способствующую иммиграции роль. Следует ожидать, что привлечение иммигрантов вызовет трения на международной арене. Преследуя свои цели, США, как правило, действуют очень жестко. Они будут предлагать потенциальным мигрантам более выгодные условия, обыгрывать другие страны в борьбе за скудные трудовые ресурсы, а также выкачивать из развивающихся стран образованных работников. Как мы увидим, это скажется на внешней политике других стран.
С другой стороны, для Америки это будет всего лишь очередным 50-летним циклом успешно пройденной истории и всего лишь еще одной волной иммигрантов, привлеченных и соблазненных «страной надежд». Откуда бы ни прибыли иммигранты, из Индии или Бразилии, их дети станут такими же американцами, какими через поколение становились дети прежних иммигрантов на протяжении всей истории США.
Данное утверждение относится ко всем, кроме одной группы — мексиканцев. США занимают территорию, на которую когда-то претендовала Мексика, и граница США с Мексикой поразительно проницаема. Движения населения между Мексикой и США отличаются от нормальных миграционных процессов, особенно в приграничным районах. В 30-х годах XXI в. Мексика станет крупным источником малоквалифицированной рабочей силы, и впоследствии это создаст серьезные стратегические проблемы для США.
Но около 2030 г. будет сделан неизбежный шаг. Нехватка рабочей силы, дестабилизирующая американскую экономику, вынудит США формализовать процесс, который возникнет примерно в 2015 г., — процесс усиления иммиграции в США. Как только это будет сделано, в США возобновится экономическое развитие, которое ускорится в 40-х годах XXI в. по мере естественного вымирания поколения людей, родившихся после Второй мировой войны, и восстановления нормальной возрастной пирамиды в структуре населения. К этому моменту возрастная структура населения США снова станет напоминать пирамиду, а не гриб. 40-е годы XXI в. станут временем резкого ускорения развития американской экономики. Подобное ускорение происходило в 50-х или 90-х годах XX в. В 40-е годы XXI в. сложатся предпосылки кризиса последующих 80-х годов. Но до того времени в истории произойдет много событий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Следующие 100 лет - Прогноз событий XXI века"
Книги похожие на "Следующие 100 лет - Прогноз событий XXI века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джордж Фридман - Следующие 100 лет - Прогноз событий XXI века"
Отзывы читателей о книге "Следующие 100 лет - Прогноз событий XXI века", комментарии и мнения людей о произведении.