Александра Бахметьева - Полная история христианской церкви

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Полная история христианской церкви"
Описание и краткое содержание "Полная история христианской церкви" читать бесплатно онлайн.
Александра Николаевна Бахметева (1825–1901) — известная писательница XIX века, почетный член Общества любителей российской словесности. В своих книгах, выдержавших много изданий, она излагала события библейской и церковной истории и пересказывала их для детей.
Предлагаемая книга повествует о временах появления и укрепления Христианской Церкви на земле. Судьбы империй и правителей, войны, народные движения и трагедии ересей тесно переплетаются с историей христианского учения, которое, собственно, и стало главной движущей силой жизни человеческого общества. Книга охватывает события первого тысячелетия со времени Рождества Христова. Написанная живым и ярким языком, она дает запоминающиеся образы известных людей прошлого и подвижников Церкви.
По благословению архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана.
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
211
Имеются в виду Долгие братья.
212
Пелагий по происхождению был кельтом (собственное имя — Морган), родился около 360 г., по одним данным, в Бретани, а по другим — в Шотландии, однако достоверные сведения о нем начинаются только со времени прибытия его в Италию, в начале V в. Здесь своими добрыми нравами, строгой монашеской жизнью он обратил на себя внимание и даже заслужил дружбу св. Павлина Ноланского. В Риме Пелагия поразила распущенность жизни как мирян, так и клириков, оправдывавшихся немощью человеческой природы. Пелагий выступил против этого, утверждая, что неодолимого греха нет: если он есть дело необходимости — то это не грех, а если дело воли — его можно избегнуть. Эти мысли он изложил в толкованиях на апостола Павла и в послании к Димитриаде. Не лишенный дипломатических навыков, Пелагий стремился избегать столкновения с Церковью, когда утверждал, что человек сам спасается, как и сам грешит. Эти его воззрения развил до крайности и прямых столкновений с церковным учением честоюбивый патриций Целестий. Со временем Пелагий приобрел доверие палестинских иноков, его благосклонно сначала принял Августин, но уже в 415 г. Иероним обвинил его в ереси. Соборы в Карфагене 416 и 418 гг. окончательно утвердили за пелагианами название еретиков, а Эфесский Собор 430 г. отнесся к этой ереси как к уже осужденной.
213
Раскол донатистов чем-то сродни и русскому раскольничеству. Возникший на почве ревности по вере, не всегда разумной, еще во времена гонения Диоклетиана, он скоро нашел основание на почве личных интересов. Донатисты считали характерным признаком истинной Церкви личную непогрешимость ее служителей; Таинства, по их мнению, теряли свою святость, будучи совершены провинившимися священнослужителями. Император Константин на трех Соборах в Риме, Карфагене и Арле осудил вместе с Церковью донатистов как раскольников. Сам Донат был изгнан и умер в ссылке, а Карфагенский Собор 411 г. окончательно осудил донатистов, хотя вплоть до покорения Африки сарацинами в VII в. они продолжали кое-где держаться. Церкви у донатистов были отобраны при Константине Великом; их поддержал лишь Юлиан Отступник, а затем вошли в силу прежние запреты.
214
Память благочестивой царевны Пульхерии (ок. 399–453) Церковь чтит 10/23 сентября. В отличие от брата, она унаследовала блестящие дарования своего деда. Редкие душевные качества она дополнила, получив прекрасное образование. Еще в молодых годах она, желая загладить все вины своих родителей, дала обет девства и сохранила его до конца. Умно направляя дела империи, она очень многое делала и для Церкви: большие средства Феодосии по просьбе царевны отправил на Святую Землю, и признательный иерусалимский архиепископ прислал в ответ часть мощей первомученика Стефана; по ее инициативе состоялся Ефесский Собор 431 г., осудивший ересь Нестория; в 438 г. в Константинополь с великим почетом были возвращены мощи свт. Иоанна Златоуста. После того как в 444 г. силу заимел евнух Хрисанф, хотя и неплохой полководец, но низкий человек, он сумел вселить в жену Феодосия Евдокию ревность к положению Пульхерии, а затем и рассорить императора с сестрой. Пульхерия удалилась в уединение, а дела в империи шли все хуже и хуже; лишь ее вмешательство спасло положение. Хрисанф был казнен. Феодосии, не выдержав тяжести раскрытых преступлений близких, вскоре скончался. Тогда Пульхерия избрала в соправители себе как императрице честного сенатора и полководца, вдовца Маркиана, обещавшего сохранять ее обет девства. При Пульхерии и Маркиане созван был Собор 451 г., осудивший евтихиан, построен Влахернский собор, обретены мощи 4 °Cевастийских мучеников.
215
Феодосий II (10.04.401 28.07.450) — восточно-римский император. Считается, что всю свою недолгую жизнь он был марионеткой в руках окружавших его. Однако первоначально влияния были явно благотворными — речь идет о его сестре Пульхерии. Не без ее влияния Феодосии посылал войска вести упорные и успешные бои с персам и армянами, а также гуннами, жившими тогда в бассейне Дуная. В 425 г. Константинополе был построен университет, а с 413 по 439 гг. город обнесли мощной стеной. Однако со временем влияние сестры начинает ослабевать, что крайне негативно отразилось на жизни императора.
216
Аларих (ок. 370–410) — король вестготов; первоначально являлся союзником Феодосия 1, но затем добился у Аркадия самостоятельности, став наместником Иллирии; вытесненный из Иллирии, оказался в западной ее части. В качестве компенсации потребовал себе Галлию, а не получив и Галлии, Аларих вторгся в Рим.
217
Валентиниан III (419 435) — западно-римский император с 23 октября 425 по 455 г. Был убит вскоре после того, как казнил своего последнего талантливого полководца.
218
Аттила (ок. 434–453) — могущественный правитель, сумевший объединить под своей властью гуннов, остготов, герулов, аланов. Захватил и разграбил римские провинции на Балканах, вынудил Феодосия II платить дань, однако в 452 г. он подступил к воротам Рима, навстречу ему; по просьбе находившегося в сильнейшем душевном упадке Валентиниана III, вышел папа Лев I и сказал: «Аттила, ты покорил многие земли, но теперь покори себя — не трогай нашего города». Устрашенный этими словами, а также видением грозных мужей, стоявших за папой Львом, Аттила в раздумье повернул назад, а вскоре в его войсках началась эпидемия, и он снял осаду. Умер в своем лагере в Паннонии, в ночь свадьбы с Ильдекой (германкой); считают, что это была месть молодой жены за покорение ее народа. Вскоре после смерти Аттилы его войско распалось.
219
Гензерих (428–474) — вождь вандалов и аланов. В 429 г. он организовал свево-африканский поход части племени, продвинувшегося под руководством его брата до Южной Испании. Первоначально римский федерат, Гензерих после завоевания Карфагена в 439 г. основал суверенное государство, которое Западная Римская империя была вынуждена признать в 442 г., а Восточная — в 474 г. В 455 г. разграбил Рим, затем отвоевал те части Африки и острова Западного Средиземноморья, которые принадлежали Риму. В 468 г. государство Гензериха подверглось наступлению обеих частей Римской империи, но устояло, а соединенные войска вынуждены были удалиться.
220
Одоакр (433–493) германский правитель Италии с 476 г.; воевал с вандалами, ругами, отвоевал Далмацию; в 489–490 гг. потерпел несколько поражений в Северной Италии и в течение трех лет был осажден Теодорихом в Равенне; после взятия города Одоакра убил сам Теодорих.
221
Теодорих Великий (454–526) — король остготского государства. В детстве был в заложниках при дворе восточноримского императора; в 471 г. основал свое государство, с 474 по 491 гг. по приказу восточно-римского императора Зенона (арианина) воевал с Одоакром, а затем основал в Италии относительно независимое от Византии государство остготов; проводил политику сближения всех варварских племен, для чего поручал разные отрасли управления различным племенам, но потерпел в этом неудачу. Похоронен Теодорих в Равенне, в двухъярусном купольном склепе, сохранившемся до наших дней.
222
Папское Независимое государство, оформившись окончательно во времена Средневековья, просуществовало до 1870 г., когда его насильно присоединили к Италии. За это папа Пий IX (1846–1878) отлучил от Церкви королей Савойской династии.
223
В 403 г. свт. Кирилл был вместе с Феофилом на соборе, осудившем свт. Иоанна Златоуста. Когда один из врагов Златоуста, Константинопольский епископ Аттик, побуждаемый обстоятельствами и совестью, предложил Кириллу внести в церковные диптихи (помянник) имя свт. Иоанна, он отказался, будучи убежден в законности низложения Златоуста. Лишь в 418 г., благодаря убеждениям своего друга, прп. Исидора Пелусиота, влияние которого вообще смягчало суровый нрав Кирилла, он исполнил повеление Аттика.
224
Именно в Ефесе Пресвятая Дева жила последние годы Своей жизни, поэтому царевна Пульхерия и посоветовала открыть Собор там.
225
Всего приехало к тому моменту 198 еписков, 68 из которых были против начала его работы.
226
Феодор Мопсуетский (Мопсуетийский) родился ок. 350 г. в Антиохии и учился вместе с Иоанном Златоустом у знаменитого ритора Ливания; по примеру своего друга, Иоанна, тоже предался подвижничеству, но затем решил оставить уединение и жениться. Однако настойчивость Златоуста взяла верх, и Феодор вступает на стезю духовного учения и учительства. Много писал против ересей, в частности против Ария, Евномия, Апполинария. Его труды насчитывают многие десятки томов, однако до нас дошло весьма немногое. Последние 36 лет находился на епископской кафедре в Мопсуестии в Киликии. Умер в 428 г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Полная история христианской церкви"
Книги похожие на "Полная история христианской церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александра Бахметьева - Полная история христианской церкви"
Отзывы читателей о книге "Полная история христианской церкви", комментарии и мнения людей о произведении.