Вячеслав Боярский - Партизанство

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Партизанство"
Описание и краткое содержание "Партизанство" читать бесплатно онлайн.
Партизанская война. В чем сущность этого явления как военного метода, имеющего широкий спектр – от диверсий до терроризма? Управляем ли сам процесс, именуемый партизанством? Каким закономерностям он подчиняется? Как использовался богатый исторический и отечественный опыт партизанской борьбы в интересах защиты страны от внешних и внутренних угроз, в национально-освободительных войнах? В чем причины неэффективности «правильной» войны против «неправильного» противника? Как в разные исторические периоды велась борьба с партизанами на Кавказе, в Испании, Африке, во Вьетнаме, в Афганистане, Чечне? Об этом идет речь в монографии, построенной на исторических примерах. На основе введения в научный оборот ранее не использованных архивных документов и материалов представлен позитивный и негативный опыт партизанских и контрпартизанских действий.
Автор книги полковник в отставке Вячеслав Иванович Боярский – доктор исторических наук, действительный член Академии военных наук и Международной академии информатизации – много лет занимается изучением проблем партизанской войны.
Книга адресована политическим деятелям, военнослужащим, а также всем интересующимся историей Отечества.
Трофеи, захваченные партизанами у противника, как отмечалось в справке начальника оперативного отдела Белорусского штаба партизанского движения А.И.Брюханова (март 1944 г.), «в ничтожной степени восполняли тот недостаток в боеприпасах и вооружении, который имелся в партизанских соединениях». По его подсчетам, суммарный вес боевого комплекта к вооружению белорусских партизан составлял около 5 тысяч тонн, а доставка боеприпасов из советского тыла была совершенно недостаточной. Так, в феврале 1943 г. было доставлено 3 тонны боевых грузов, в феврале 1944 г. – 96 тонн, а с начала 1944 г. по 15 марта 1944 г. – 193 тонны.
Сложно было с материально-техническим обеспечением партизанских сил и в других районах из-за недостаточного выделения самолетов. Всего за годы войны на оккупированную территорию Украины и сопредельных стран, где действовали украинские и местные партизаны, было совершено 1858 самолето-вылетов экипажами двухмоторных С-47, из которых 1340 выполнили задания. Кроме того, из 360 вылетов одномоторных самолетов У-2 и Р-5 задание выполнили 352. Этими авиарейсами перевезено 1532 тонны грузов и 4374 партизанских командиров и специалистов. Эвакуировано на «Большую землю» 2446 человек.
Особо острый недостаток украинские партизаны испытывали в минно-взрывных средствах. Так, в 1942 – 1944 гг. украинским партизанам было доставлено всего 142 595 кг тола, когда потребность украинских партизан по толу, по самым скромным подсчетам, составляла от 4 до 40 тысяч килограммов в месяц. Это при расходе всего 1 кг на одного партизана в месяц, когда некоторые партизанские формирования, такие, как партизанские соединения под командованием А.М.Грабчака, при наличии взрывчатки эффективно расходовали ее до трех и более сотен килограммов в месяц.
Почти 100% средств радиосвязи, более 95% средств взрывания и около 90% взрывчатых веществ, свыше 75% патронов партизаны получили из советского тыла. При этом потребность партизанских сил в минно-взрывных средствах удовлетворялась в целом не более чем на 25%.
Была ли возможность удовлетворить эту потребность полностью?
Общий расход минно-взрывных средств партизанами в минувшей войне определяется примерно в 1700 тонн, из них не менее 120 тонн подобрано на полях сражений, выплавлено из снарядов и авиабомб.
Всего в ходе Великой Отечественной войны было произведено 40 443,8 тысячи противопоездных мин (ППМ), 24 837,5 тысячи противотанковых (ПТМ) и 1437,2 тысячи специальных мин, а всего – свыше 66 млн. инженерных мин. Из них партизаны получили менее 1%. Войска получили 34 тысячи тонн взрывчатых веществ, а партизаны, включая комплекты взрывчатых веществ (ВВ) к минам, – менее 1560 тонн.
Следовательно, не было проблемы увеличить отпуск минно-взрывных средств партизанским силам в 4 раза. Больше того, по заявке Главнокомандующего партизанским движением было изготовлено свыше 100 тысяч различных специальных мин. Проблема заключалась в доставке.
Нужные партизанам средства борьбы по возможности доставлялись наземным путем через бреши в линии фронта, но эти возможности были весьма невелики. Для партизанских формирований, действующих там, где не было брешей в линии фронта и в глубоком тылу противника, доставлять средства борьбы можно было только по воздуху.
Доставка партизанам необходимых средств осуществлялась с помощью авиаперевозок. Начавшись с небольшого количества самолето-вылетов в сутки, они непрерывно расширялись.
«Авиация Гражданского воздушного флота СССР, с 23 июня 1941 г. подчиненная народному комиссару обороны СССР, – писал бывший министр Гражданского воздушного флота Главный маршал авиации В.П.Бугаев, – за годы Великой Отечественной войны выполнила около двадцати тысяч полетов к партизанам, из них более десяти тысяч – с посадкой на партизанских аэродромах. Она перевезла 5871 человека, 3672 тонны боеприпасов и вооружения и 977 тонн других грузов. От партизан вывезено более шестнадцати тысяч раненых».
Несколько тысяч полетов к партизанам Украины, Белоруссии и других областей и республик осуществил 101-й авиационный полк дальнего действия (командир – Герой Советского Союза В.С.Гризодубова).
Авиация дальнего действия (командующий – А.Е.Голованов) за время войны совершила более 7000 самолето-вылетов в тыл врага. Так, с 1 августа 1942 по 18 июля 1943 г. летчики полка сделали 208 вылетов в партизанские отряды Белоруссии и доставили туда 205 человек и до 80 тонн боевых грузов. Самолеты, выполнявшие вылеты с посадкой на партизанские аэродромы, обратными рейсами эвакуировали в советский тыл 664 раненых партизана и детей. Летчики этого же полка с января по октябрь 1943 г. совершили 669 самолето-вылетов в партизанские отряды Украины и доставили туда 567 человек и 869,4 тонны боевых грузов, в том числе 204 противотанковых ружья, 138 минометов, 72,7 тонны взрывчатых веществ, 11,5 млн. патронов, 28 106 гранат, 400 мешков медикаментов, средства связи и многие миллионы экземпляров листовок, газет и пропагандистской литературы.
По подсчетам И.Г.Старинова, проведенным на основании отчетов штабов Авиации дальнего действия и Гражданского воздушного флота, за годы Великой Отечественной войны в интересах советских партизан и спецподразделений Красной Армии было совершено 30 924 самолето-вылета. Доставлено в тыл врага 22 740 человек и 12 885 тонн оружия, боеприпасов и других грузов. Одновременно советская авиация сбросила на врага около 1 млн. тонн авиабомб. Следовательно, грузы, доставляемые партизанам, составляют около 1,5% от всей массы авиабомб, сброшенных на врага. По данным Наркомата путей сообщения, наша авиация сбросила на железные дороги, эксплуатируемые противником, около 100 тысяч тонн авиабомб. Они нанесли в десять раз меньший урон, чем партизаны своими диверсиями, израсходовав немногим более тысячи тонн взрывчатки.
Иными словами, увеличение доставки партизанам боеприпасов и взрывчатки путем наращивания самолето-вылетов и выделения для диверсий части ВВ, расходуемых для бомбежки железнодорожных узлов, мостов и коммуникаций противника авиацией, в 4 раза повысило бы эффективность партизанских действий. Как видим, реальный успех можно было получить не за счет дополнительного изыскания ресурсов, а всего лишь их перераспределения. Естественно, что для этого НКО должен был с самого начала войны учитывать реальные потребности партизанских сил.
Наше исследование будет неполным, если не затронуть одну из существенных и мало разработанных до сих пор проблем – тыловое обеспечение партизанских действий (материальное, продовольственное, транспортное, медицинское и др.).
Если в армии его осуществляли специальные тыловые части и учреждения, то относительно партизан в тылу врага это бремя полностью ложилось на местное население. В первую очередь этим занимались колхозники. Они не только передавали партизанам запасы, оставшиеся в колхозах с момента вторжения оккупантов, но и выделяли им часть той продукции, которая производилась в трудных условиях тыла врага. Если рейдирующие отряды и соединения частично еще обеспечивали себя продуктами питания за счет захвата их у оккупантов, то другие партизанские формирования в основном обеспечивались продуктами за счет местного населения. При этом иногда партизаны устанавливали и нормы сдачи продуктов (своего рода продразверстка). Так, в постановлении Кличевского РКП(б) Белоруссии и райисполкома № 12 от 22 июня 1942 г. были определены такие нормы сдачи населением: зерна – от 50 до 70 кг с гектара, сена – по 1 центнеру с гектара. Во многих партизанских краях крестьяне организовывали «красные обозы».
Жители Дорогобужского партизанского края обеспечивали продовольствием не только местных партизан, но и действовавший в тылу противника 1-й гвардейский кавалерийский корпус под командованием генерала П.А.Белова. В своих воспоминаниях он писал, что «без помощи местных партизан и советских организаций, а также населения... в тех условиях мы бы и недели не провели». Во многих партизанских краях заготовки осуществлялись по нормам советских госпоставок. Население Дорогобужского партизанского края только с середины февраля по май 1942 г. передало партизанам и действовавшим в тылу врага частям Красной Армии 300 тонн мяса, около тысячи тонн зерна, 1112 тонн картофеля и 1447 тонн сена.
Жители Всходского района Смоленской области передали партизанам свыше 800 тонн продовольствия и более 700 тонн фуража, Сафоновского района с 5 марта по 15 марта 1942 г. – 2 тысячи голов рогатого скота, много продовольствия и фуража.
Много передали продовольствия и фуража крестьяне всех оккупированных областей РСФСР, Белоруссии, Украины. Как утверждал бывший начальник Белорусского штаба партизанского движения П.З.Калинин, за время войны партизаны захватили у противника 5844 коровы и 970 тонн продовольствия.
Между тем, по самым скромным нормам, в 1943 – 1944 гг. при средней численности белорусских партизан в 140 тысяч человек им требовалось в месяц минимально 4 тысячи тонн продовольствия. Это исходя из тылового пайка, а по фронтовым нормам – 7 тысяч тонн.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Партизанство"
Книги похожие на "Партизанство" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вячеслав Боярский - Партизанство"
Отзывы читателей о книге "Партизанство", комментарии и мнения людей о произведении.