Иван Киреевский - Разум на пути к Истине

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Разум на пути к Истине"
Описание и краткое содержание "Разум на пути к Истине" читать бесплатно онлайн.
Иван Васильевич Киреевский (1806–1856) — выдающийся русский мыслитель, положивший начало самобытной отечественной философии, основанной, по словам его, на живой вере «как высшей разумности и существенной стихии познания» и на многовековом опыте восточнохристианской аскетики.
В настоящий сборник включены все философские и публицистические работы И.В. Киреевского, отразившие становление и развитие его православного христианского миросозерцания. «Записка об отношении русского народа к царской власти» и «Каких перемен желал бы я в теперешнее время в России?», а также основной корпус переписки И.В. Киреевского и его духовного отца, преподобного Макария (Иванова), старца Оптиной пустыни, издаются впервые. Впервые в России приходит к читателю и «Дневник» И.В. Киреевского, ранее публиковавшийся только на Западе.
Книга снабжена обширными комментариями и аннотированным указателем имен.
Издатели надеются, что сборник произведений Ивана Васильевича Киреевского много послужит духовному образованию как православных христиан, так и всех просвещенных знатоков и любителей отечественной философской мысли.
81
Гоголь Н.В. Сочинения и письма: В 6 т. СПб., 1857. Т. 6. С. 159.
82
Цит. по: Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Кн. 7. С. 404.
83
Киреевский И.В. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 236, 237. Письмо заканчивается подробностями семейной жизни — ожидалось рождение сына Сергея: «Чертков издал второе «Прибавление» к своему каталогу — вещь великолепная. Жена моя готовится издать дополнение к семейству господ Киреевских».
84
Новому редактору передали свои рукописи как его старинные сотрудники и друзья П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, П.В. Киреевский, А.С.Хомяков, Н.М.Языков, так и печатавшиеся у Погодина В.И.Даль (под псевдонимом Казак Луганский), Н.Д. Иванчин-Писарев, С.П. Шевырев, новое поколение публицистов, ученых и поэтов: К.С. Аксаков, Н.В. Берг, Ф.И. Буслаев, Д.А. Валуев, Л.А. Мей. Редактор предполагал даже пригласить к сотрудничеству московских западников А.И. Герцена и Т.Н. Грановского, однако этот замысел не удался. Во-первых, из-за того, что В.Г. Белинский в разгромных письмах из Петербурга, так сказать, клеймил московских западников позором за общение с «москвитянами», во-вторых, из-за нежелания самих славянофилов, прежде всего А.С.Хомякова, видеть в своем единственном издании идейных противников.
85
Киреевский И.В. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 161–162.
86
Герцен А.И. Былое и думы. Т. 1. С. 452.
87
Герцен А.И. Былое и думы. Т. 1. С. 452.
88
А.А. Елагина похоронили около церкви в селе Петрищеве. А.П. Елагина писала А.Н. Попову после похорон: «Мы работаем прилежно на отделку придела при нашей церкви; там положен наш кормилец хозяин… Там все будет нашими трудами: Лиля вышивает одежду на престол, Маша — воздухи, Катя — палой для образа. Образа даже пишем сами» (цит. по: Барсуков И.П. Жизнь и труды М.П.Погодина. Кн. 8. С. 487).
89
Киреевский И.В. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 73–74.
90
Иван Васильевич непосредственно участвовал в подготовке почти всех святоотеческих творений, изданных в эти годы Оптиной пустынью: «Преподобного отца нашего Нила Сорского предание ученикам своим о жительстве скитском» (М., 1849); «Восторгнутые класы в пищу души» (М, 1849); «Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах па вопрошения учеников» (М., 1852), изданное на церковнославянском языке гражданским шрифтом (перевод этой книги на русский язык был опубликован в 1855 г.); «Преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова, игумена и пресвитера, бывшего от ограды святого Маманта, три слова» (М., 1852); «Огласительные поучения преподобного и богоносного отца нашего Феодора Исповедника, игумена обители Студийской, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским» (М., 1853); «Преподобного отца нашего Максима Исповедника толкование па молитву «Отче наш» и его же слово постническое по вопросу и ответу» (М., 1853); «Святого отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшего Ниневийского, слова духовноподвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским» (М., 1854); «Преподобного отца нашего аввы Фалассия главы о любви, воздержании и духовной жизни. Переведены с греческого на славянский старцем Паисием Величковским и изданы от Введенской Оптиной пустыни с преложением на русский язык» (М., 1855).
91
Киреевский И.В. Избранные статьи. С. 324.
92
Цит. по: Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Кн. 10. С. 11.
93
Осмысливая то время, Герцен позднее писал: «В его <имеется в виду П.В. Киреевский. — Н.Л.> взгляде (и это я оценил гораздо после) была доля тех горьких, подавляющих истин об общественном состоянии Запада, до которых мы дошли после бурь 1848 года» (Герцен A.M. Былое и думы. Т. 1. С. 454).
94
Это следует из письма Н.П. Киреевской к старцу Макарию (Иванову) (июль 1849 г.). См.: Никодим (Кононов), архим. Старцы отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский и их литературно-аскетическая деятельность. М., 1909. С. 45.
95
Цит. по: Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Кн. 11. С. 97–98.
96
В 1853 г. Филиппов участвовал в работе над Паисиевым переводом творений преподобного Максима Исповедника, а после кончины И.В. Киреевского по просьбе его вдовы некоторое время выполнял те обязанности по оптинскому книгоизданию, которые прежде лежали на Иване Васильевиче.
97
Т.Н. Грановский был человеком верующим. От этого в 1846 г. обострились его отношения с Герценом и Огаревым: «Я никогда не приму вашей сухой, холодной мысли единства тела и духа, с ней исчезает бессмертие души. Может, вам его не надобно, но я слишком много схоронил, чтобы поступиться этой верой. Личное бессмертие мне необходимо» (цит. по: Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Кн. 8. С. 369).
98
Барсуковы. П. Жизнь и труды М.П.Погодина. Кн. 11. С. 145.
99
К. Леонтьев так пересказал отзыв иеромонаха Климента (Зедергольма) о Киреевском: «Хотя все славянофилы того времени были люди, конечно, православные по убеждениям, но ни у одного из них он не находил столько сердечной теплоты, столько искренности и глубины чувств, как у Киреевского. <…> Киреевский же был весь душа и любовь» (Леонтьев К.Н. Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни (с приложением его писем). 4-е изд. Шамордино, 1915. С. 6).
100
Несколько ранее, в июле 1837 г., В.А.Жуковский, сопровождавший Цесаревича Александра Николаевича в его путешествии по России, посетил Оптину и записал в дневнике: «Оптин монастырь. Ни один не производит большей благоговейности… Три церкви. Чудотворная икона. Строгость. Река времен. Скит (Псалтырь. Рыбы никогда. Молочно<е> пять недель в году)» (Жуковский В.А. Дневники. СПб., 1903. С. 341).
101
Это был Валентин Федорович Корш (1828–1883), впоследствии публицист и редактор «Московских ведомостей» (1856–1862) и «Санкт-Петербургских ведомостей» (1863–1874).
102
Цит. по: Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П.Погодина. Кн. 11. С. 60.
103
Цит. по: Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П.Погодина. Кн. 12. С. 115.
104
Цит. по: Там же. С. 131.
105
Киреевский И.В. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 281.
106
Там же. Т. 1. С. 74.
107
Цит. по: Никодим (Кононов), архим. Старцы отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский… С. 54–55.
108
Цит. по: Там же. С. 55.
109
В это время, летом 1854 г., союзная эскадра стояла в виду Кронштадта и ушла от русских берегов только с наступлением зимних холодов.
110
Киреевский И.В. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 282.
111
Цит. по: Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П.Погодина. Кн. 14. С. 3.
112
Цит. по: Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Кн. 14. С. 326.
113
Цит. по: Там же.
114
Цит. по: Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Т. 14. С. 318.
115
Киреевский И.В. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 289.
116
Цит. по: Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Кн. 14. С. 334–335.
117
Вскоре после окончания работы над статьей И.В. Киреевский отмстил в кругу родных свой пятидесятилетний юбилей.
118
Цит. по: Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Кн. 14. С. 564.
119
Протоиерей Федор Федорович Сидонский (1805–1873) — ключарь Казанского собора, автор книги «Введение в пауку философии» (СПб., 1833).
120
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Разум на пути к Истине"
Книги похожие на "Разум на пути к Истине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Киреевский - Разум на пути к Истине"
Отзывы читателей о книге "Разум на пути к Истине", комментарии и мнения людей о произведении.