Стефен Роскилл - Флаг Святого Георгия: Английский флот во Второй мировой войне

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Флаг Святого Георгия: Английский флот во Второй мировой войне"
Описание и краткое содержание "Флаг Святого Георгия: Английский флот во Второй мировой войне" читать бесплатно онлайн.
Аннотация издательства: Труд Стефена Уэнтворта Роскилла — одного из крупнейших военных историков — готовился по заказу Военно-морского института Аннаполиса (USNI) для серии «Действия флотов во Второй мировой войне» — самого авторитетного издания по этой тематике. «Охота за Бисмарком» и битва за Средиземное море, полярные конвои и борьба с немецкими подводными лодками, боевые действия на Тихом океане и десантные операции — все фазы войны нашли отражение в этой книге. Боевые действия одного из крупнейших флотов Второй мировой войны, описанные с великолепным знанием предмета, не оставят равнодушными любителей военной истории.
Тихоходный конвой ONS-18 из 28 судов покинул Милфорд Хэйвен 12 сентября, а конвой ON-202 из 40 судов вышел через 3 дня из Ливерпуля. Так как ливерпульский конвой был быстроходнее, он должен был посреди океана обогнать тихоходный конвой, — они шли одинаковым маршрутом. Командование Западных Подходов с радостью ухватилось за возможность бросить против волчьей стаи сводное прикрытие двух конвоев. Группам поддержки были приказано находиться в готовности к выходу, на случай, если возникнет опасность. Оба конвоя получили сильное воздушное прикрытие во время критического периода. 20 сентября быстроходный конвой находился в 30 милях позади тихоходного. И тут Дениц спустил своих волков. Рано утром они потопили 2 судна и повредили эскортный корабль акустической торпедой. Однако вскоре после этого «Либерейтор» потопил U-338. К полудню того же дня конвои встретились. Капитан 2 ранга М.Дж. Эванс, чья эскортная группа В3 сопровождала тихоходный конвой, принял командование сводной эскортной группой. Теперь она состояла из 18 эсминцев, фрегатов и корветов. На следующую ночь подводные лодки совершили несколько попыток прорвать плотное кольцо охранения, но все они были отбиты. За кормой конвоя шла ожесточенная битва. Акустические торпеды принесли противнику некоторый успех: были потоплены канадский эсминец и британский корвет. 21 сентября конвой попал в полосу густого тумана, и последовала передышка до ночи. Как только спустилась темнота, бой разгорелся с новой силой. Не было потоплено ни одного торгового судна, зато флагманский эсминец Эванса «Кеппел» протаранил и потопил U-229. На рассвете конвой снова был укрыт туманом. А когда он рассеялся, экипажи кораблей увидели «заполненное «Либерейторами» небо». Еще раз атаки подводных лодок были отбиты, торговые суда медленно, но верно шли на запад. Ночью 22 сентября битва возобновилась, и теперь подводные лодки добились успеха. Сначала они потопили фрегат «Итчен», который, по несчастному стечению обстоятельств, имел на борту экипажи 2 кораблей, потопленных ранее. В результате из 3 экипажей были спасены только 3 человека. Затем, рано утром 23 сентября, подводные лодки наконец прорвали охранение и потопили 4 торговых судна. После рассвета появились еще более сильные воздушные патрули. Но теперь Дениц отозвал атакующих, так как конвой уже вошел в радиус действия самолетов с баз Канады и Ньюфаундленда. В ходе 5-дневного боя были потоплены 3 подводные лодки из 19, но мы потеряли 3 эскортных корабля и 6 торговых судов. Хотя Дениц имел основания быть удовлетворенным, ошибочные заявления командиров лодок привели его к заключению, что успех был полным. Но в действительности новое оружие ни в коей мере не поколебало чаши весов. В ближайшее время наши морские и воздушные силы это убедительно доказали.
В октябре эскортная группа В7 капитана 2 ранга П.У. Греттона, с которой мы в последний раз встречались во время ожесточенного боя вокруг конвоя ONS-5 в мае, вместе с группой В6 капитана 2 ранга Р.Э. Карри провела двойной конвой (ON-206 и ONS-20) сквозь волчью стаю. В ходе 5-дневной битвы было потоплено всего 1 судно, в то же время силы эскорта уничтожили не менее 6 вражеских лодок. Затем последовала целая серия битв конвоев, которые ясно показали, что инициатива по-прежнему остается на стороне малых кораблей и дальних самолетов. Мы потеряли совсем немного судов, зато подводные лодки пострадали тяжело. К концу октября Дениц перебросил одну из своих стай на гибралтарский маршрут, где он надеялся добиться взаимодействия с самолетами Люфтваффе. Однако во время атаки сдвоенного конвоя SL-138 и MKS-28[27] лодки обнаружили, что здесь действовать не легче, чем в Северной Атлантике. Более того, в этом месяце, после долгих переговоров, мы наконец получили от португальского правительства разрешение использовать базы на Азорских островах. Это значительно укрепило наш контроль над центральной частью океана и на маршруте между Гибралтаром и Англией. Таким образом выяснилось, что возвращение лодок в Атлантику и применение тактики волчьих стай противнику ничего, кроме хлопот, не принесло. За эти 2 месяца океан пересекли 2468 торговых судов в составе 64 конвоев. Из них было потоплено всего 9 судов. В то же время противник понес тяжелые потери от действий наших эскортных кораблей и самолетов. Действующие возле Азорских островов американские эскортные авианосцы тоже взяли свою долю. В октябре «Кард», «Кор» и «Блок Айленд» потопили 6 подводных лодок, включая «дойную корову» и импровизированный танкер. Это полностью сорвало планы противника по заправке лодок в море. Всего в сентябре и октябре 1943 Дениц в центральной Атлантике потерял 25 подводных лодок, в ответ не получив практически ничего. Более того, подкрепления, которые он посылал в Средиземное море и в Индийский океан, тяжело пострадали во время перехода. Теперь не только Гибралтарский пролив был перекрыт сильными патрулями. Наши самолеты начали полеты с аэродромов в Бразилии, в Западной Африке, с острова Вознесения. Таким образом, у германских лодок почти не осталось шансов пробраться в отдаленные районы незамеченными.
Осенние месяцы 1943 оказались очень плохим временем для вражеских подводных сил. Штаб Деница с грустью отмечал, что «противник имеет на руках все козыри его самолеты парируют мобильность подводных лодок неприятель знает все наши секреты, а мы не знаем ничего». Тем не менее, немцы не отказались от борьбы. В ноябре несколько групп из 2–3 лодок были широко разбросаны по всей Атлантике. Однако мы тоже были полны решимости полностью использовать наши преимущества. В море постоянно находились несколько эскортных авианосцев и групп поддержки, готовые броситься туда, где враг рискнет появиться. Приведем один пример нашей стратегии и тактики в этот период. Ко 2-й эскортной группе капитана 1 ранга Уокера присоединился эскортный авианосец «Трампетир». Его самолеты оказали бесценную помощь разрывающимся на части шлюпам, наводя их прямо на противника. Уокер создал простую, но смертоносную тактику действий против подводных лодок, пытающихся уйти в глубину. Он постоянно держал «корабль наведения» за кормой противника. Он поддерживал контакт с помощью Асдика, а 2 других корабля проводили атаки с обоих траверзов. Они сбрасывали серии глубинных бомб по курсу противника, руководствуясь командами корабля наведения. Таким образом, лодка никак не могла определить момент сброса глубинных бомб, а потому не могла выполнить маневр уклонения. С помощью этой тактики в ноябре группа Уокера — шлюпы «Стерлинг», «Кайт», «Вудкок» и «Уайлд Гус» («Рен» временно отсутствовал) — потопила 2 лодки, которые Дениц направил к Ньюфаундленду.
В ноябре произошла затяжная битва на гибралтарском маршруте между прикрытием конвоев SL-140 и MKS-30 и более чем 30 подводными лодками. Как уже не раз бывало, как только конвои оказались в опасности, им на помощь были отправлены группы поддержки. Появилось большое количество базовых самолетов, сначала из Гибралтара, а потом с Азорских островов и, наконец, с английских баз. Дальние истребители КВВС прилетали к берегам Испании, чтобы отогнать германские самолеты. Защита этих конвоев стала прекрасным примером совместных действий Королевского Флота с КВВС. Результаты с точки зрения союзников получились вполне удовлетворительные. Было потоплено только 1 отставшее от конвоя судно, на которое немцы потратили около 2 дюжин управляемых бомб. При этом нашими кораблями и самолетами были потоплены 3 подводные лодки. Следующие попытки Деница атаковать крупные конвои на этом маршруте оказались ничуть не более удачными. К концу года он был вынужден признать, что его любимая тактика волчьих стай отказала, его новое оружие и техника не оправдали ожиданий, и теперь исход Битвы за Атлантику выглядел сомнительным. Хотя он возлагал большие надежды на новые лодки с улучшенными характеристиками, их строительство оказалось связано с потерей времени и большими трудностями. Выяснилось, что он получит новые лодки гораздо позднее, чем рассчитывал. Тем временем, немцы сосредоточили усилия на оснащении всех имеющихся лодок шноркелями и приемниками излучения наших 10-см радаров. Наконец-то немцы поняли, что поисковая аппаратура наших кораблей и самолетов работает на очень малой длине волны.
Теперь мы оставим на время подводную войну и обратимся к событиям конца 1943 на севере. В начале этого периода Флот Метрополии, которым теперь командовал адмирал сэр Брюс Фрэзер, был настолько ослаблен отправкой подкреплений на Средиземное море, что просто не мог гарантировать безопасность северных проходов в Атлантику. «Тирпиц», «Шарнхорст» и «Лютцов» все еще занимали выгодную стратегическую позицию в северной Норвегии, поэтому еще одна попытка вырваться на наши главные конвойные маршруты выглядела вполне вероятной. Однако обращение к Вашингтону сразу нашло понимание. Баланс был восстановлен, когда 2 американских линкора временно присоединились в Скапа Флоу к кораблям Фрэзера. В августе их сменили 2 тяжелых крейсера, а приход авианосца «Рэйнджер» до некоторой степени смягчил нехватку авианосцев во Флоте Метрополии, так как «Викториес» еще не вернулся с Тихого океана, а «Илластриес» готовился к отправке на Средиземное море, чтобы участвовать в высадке десанта у Салерно. Чтобы прикрывать атлантические конвои, блокировать Датский пролив и проход между Исландией и Фарерскими островами от прорыва германских тяжелых кораблей, адмирал Фрэзер держал либо американскую эскадру, либо свою примерно такой же силы, в Хвальфиорде, Исландия. Однако летом его флот был очень слаб, особенно в авианосцах, чтобы предпринимать какие-то активные действия. Успешная переброска в июне подкреплений на Шпицберген, который нависал с севера над арктическим конвойным маршрутом и диверсионные вылазки к южной Норвегии в июле должны были ввести немцев в заблуждение относительно наших намерений. Командование хотело создать впечатление, что готовится высадка в Норвегии, и отвлечь внимание противника от Сицилии. Но это был предел возможностей Флота Метрополии в то время. Переход к наступательной стратегии и подготовка крупных десантных операций сделали необходимой жесткую экономию людских ресурсов. Поэтому Адмиралтейство решило пересмотреть деятельность кораблей, занятых целиком оборонительными задачами. 1-я эскадра минных заградителей, которая с 1940 занималась постановкой минного заграждения меду Исландией и Шетландскими островами, была расформирована. Прекратились все минные постановки у восточного побережья. Почти все реквизированные лайнеры, которые в первые дни войны были превращены во вспомогательные крейсера, стали теперь войсковыми транспортами. Спустя года можно сказать, что все эти меры следовало принять гораздо раньше. Например, северный барраж, на который мы потратили 110500 мин, можно назвать пустой растратой сил и средств. Он представлял больше опасности нашим собственным кораблям, чем вражеским. На этом заграждении погибла только 1 подводная лодка. Вспомогательные крейсера, которые еще в 1940 — 41 продемонстрировали слабость своего вооружения даже в сравнении с германскими кораблями этого же класса, оказались исключительно уязвимы для подводных лодок. После вступления в войну Соединенных Штатов они стали почти бесполезны.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Флаг Святого Георгия: Английский флот во Второй мировой войне"
Книги похожие на "Флаг Святого Георгия: Английский флот во Второй мировой войне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Стефен Роскилл - Флаг Святого Георгия: Английский флот во Второй мировой войне"
Отзывы читателей о книге "Флаг Святого Георгия: Английский флот во Второй мировой войне", комментарии и мнения людей о произведении.