Феликс Юрлов - История Индии. XX век.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Индии. XX век."
Описание и краткое содержание "История Индии. XX век." читать бесплатно онлайн.
Книга представляет собой исследование политической истории Индии в XX – начале XXI в. В ней рассматриваются вопросы национально-освободительной борьбы против британской власти в Индии, раздел страны на Индийский Союз и Пакистан, становление независимой Индии, проблемы ее внутренней и внешней политики. Работа основана на широкой документальной базе, научных результатах прошлых и новейших исследований. Она может быть интересной для широкого круга читателей, в том числе преподавателей гуманитарных дисциплин, аспирантов и студентов. Авторы книги – известные востоковеды, специалисты по истории и социально-политическим проблемам Индии. Им принадлежат многие научные публикации, в том числе крупные монографии.
36
См.: Кудрявцев М.К. Кастовая система в Индии; Куценков А.А. Эволюция индийской касты; Юрлова Е.С. Индия: От неприкасаемых к далитам. Очерки истории, идеологии и политики. М.: ИВ РАН, 2003.
37
Арии – самоназвание племен, говоривших на языках индоевропейской группы и мигрировавших в Индию примерно в середине II тысячелетия до н.э.
38
O’Hanlon R. Caste, Conflict, and Ideology: Mahatma Jotirao Phule and Low Caste Protest in Nineteenth-century Western India. Cambridge: Cambridge University Press, 1985, p. 193–205.
39
Keer Dhananjay. Mahatma Jotirao Phooley, Father of the Indian Social Revolution. Bombay, 1974, p. 214–224; см. Omvedt Gail. Cultural Revolt in a Colonial Society: The Non-Brahman Movement in Western India, 1873 to 1930. Bombay: Scientific Socialist Education Trust, 1976.
40
Gupta S.K. The Scheduled Castes in Modern Indian Politics: Their Emergence as a Political Power. Delhi, 1985, p. 167, 189.
41
Cурендранатх Банерджи (1848–1925) Один из старейших умеренных политических деятелей Индии, президент Конгресса в 1895 и 1902 гг., активный участник движения свадеши, критиковал Ганди за его несотрудничество с властями.
42
Sitaramayya Pattabhi.The History of the Indian National Congress 1885–1935. Bombay: The Working Committee of the Indian National Congress, 1935, p. 98.
43
Singh Iqbal. The Indian National Congress: A Reconstruction. Vol. One: 1885–1918. New Delhi: Manmohar, 1987, p. 13–15.
44
Congress Varnika. Centenary commemorative volume. Official Journal of the AICC(I). Vol. 2, № 12, December 1985. New Delhi, p. 40 (далее – Varnika).
45
Pande B.N., gen. ed. A Centenary of the Indian National Congress. Volume 1: 1885–1919. New Delhi: All India Congress Committee (I) / Vikas Publishing House, 1985, p. 103 (далее – A Centenary History).
46
Majumdar R.C. History of the Freedom Movement in India. Vol. I. Calcutta: Firma K.L. Mukhopadhyay, 1962, p. 392.
47
Chandra B., A.Tripathi and B.De. Freedom Struggle. New Delhi, 1983, p. 57.
48
Singh Iqbal. The Indian National Congress Vol. One, p. 19.
49
Цит. по: Singh Iqbal. Indian National Congress. Vol. II: 1919–1923. New Delhi: Manohar, 1988, p. 22.
50
Ray N.R. Introduction // A Centenary History, p. 22, 23.
51
Ghose Sankar. The Renaissance, p. 83.
52
Цит. по: Ibid. p. 174, 175.
53
Ibid., p. 199.
54
Цит. по: Mason Philip, ed. India and Ceylon. Unity and Diversity. Bombay, 1967, p. 166.
55
Цит. по: Ghose Sankar. The Renaissance, p. 229, 230.
56
Tahmankar Dattatraya Vishwanath. Lokmanya Tilak: father of Indian unrest and maker of modern India. London : John Murray, 1956, p. 107.
57
Развивая дальше свои идеи, Тилак в публичном выступлении в Калькутте в 1907 г. говорил: «Если вы хотите быть свободными, вы можете быть свободными. Если вы не хотите быть свободными, то будете раздавлены и вечно будете такими. Если у вас нет силы для активного сопротивления, то найдется ли у вас сила для самопожертвования, чтобы не помогать иностранному правительству править вами? Это и есть бойкот, который мы считаем политическим оружием. Мы не будем помогать правительству собирать налоги и поддерживать мир. Мы не будем помогать им нашей кровью и деньгами воевать в Индии и за ее пределами. Мы не будем помогать им осуществлять их правосудие. Мы создадим наши собственные суды. И когда придет время, мы не будем платить налогов. Сможете ли вы сделать это общими усилиями? Если сможете сегодня, то будете свободны завтра… В таком направлении вы должны думать и действовать и готовить себя к этому. Это и есть путь, по которому нация продвигается вперед. Это и есть способ воспитания национальных чувств. Этот урок следует выучить в той борьбе, которая идет сегодня» [Tilak B.G. His Writings and Speeches (with an appreciation by Aurobindo Ghose). Madras: Ganesh, 1919].
58
Lele J. Caste, Class and Dominance: Political Mobilization in Maharashtra // Dominance and State Power in Modern India. Vol. ll. Delhi: Oxford University Press, 1990, р.142]
59
Ghose Sankar. The Renaissance, 1969, p. 79.
60
Неру Дж. Открытие Индии. М.: ИЛ, 1955, с. 460.
61
Ghose Sankar. The Renaissance, 1969, p. 76.
62
Цит. по: A Centenary History, Vol. One, p. 24–25.
63
Ibid., p. 25.
64
Датт Пальм. с. 21, 128.
65
Varnika, p. 40, 41.
66
Ibid.
67
См.: Зубкова (Бычихина) Л.В. Теософское общество и «национальное пробуждение» в Южной Индии (конец ХIХ – начало XX в.) // Alaica. М.: «Восточная литература», 2004, с. 248–268; Егорова М.Н. О Сокровенных Истинах Учения Жизни. М.: Пролог, 2007, с. 174–179.
68
Ghose Sankar, The Renainssance, p. 46.
69
Ramaswami Aiyar C.P. Annie Besant. New Delhi: Publications Division. Ministry of Information and Broadcasting. Government of India, 1977, p. 99.
70
Левковский А.И. Начало массового общеиндийского национально- освободительного движения (движения Свадеши) // Рейснер И.М. и Н.М. Гольдберг (ред.). Национально-освободительное движение в Индии и деятельность Б.Г. Тилака. М.: Изд. АН СССР, 1958, с. 322–325.
71
Sarkar Sumit. The Swadeshi Movement in Bengal 1903–1908. New Delhi: People’s Publishing House, 1973, p. 17–20.
72
О становлении индийского капитализма в конце ХIХ – в начале XX вв., в том числе и во время движения свадеши, см.: Левковский А.И. Особенности развития капитализма в Индии, с. 67–84; Wolpert Stanley. A New History of India. New York, Oxford et al., 2000, p. 276.
73
Цит. по: Комаров Э.Н., Литман А.Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди. М.: «Наука», 1969, с. 27.
74
Bhattacharya Sabyasachi. Vande Mataram: In rewind mode // Frontline. Nov. 21– Dec. 04, 2009.
75
Цит. по: Э.Н. Комаров, А.Д. Литман. Указ. соч., с. 29.
76
Swami Vivekananda. The Complete Works of Swami Vivekananda. Calcutta: Advaita Ashrama, Vol. III, 1960, p. 300–301.
77
Мантра – молитвенная формула или заклинание, обладающее божественной или магической силой.
78
27 декабря 1911 г. на сессии Конгресса в Калькутте Тагор исполнил сочиненную им песню «Джана-гана-мана» (Душа народа) на бенгали. 24 января 1950 г. Учредительное собрание приняло резолюцию, в соответствии с которой песня «Джана-гана-мана», переведенная на хинди, стала государственным гимном Индии. Песня Тагора «Амар шонар Бангла» («Моя золотая Бенгалия») в 1971 г. стала гимном нового государства Бангладеш.
79
Tagore R. The Spiritual Japan // The Modern Review. June 1917, p. 612–616.
80
Общество развития культуры и физической подготовки (Society for the Promotion of Culture and Training // Sedition Committee Report, 1918, p. 15).
81
Цит. по: Ghose Sankar. The Renainssance, p. 224, 225.
82
Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма. М.: «Наука», 1981, с. 102–107.
83
Ghose Aurobindo. The Doctrine of Passive Resistance. Calcutta: Arya Publishing House, 1948, p. 28–31, 81–83.
84
Singh Karan. Prophet of Indian Nationalism. A Study of the Political Thought of Sri Aurobindo (1893–1910). Bombay: Bharatiya Vidya Bhavan, 1967, p. 112.
85
О философских взглядах Ауробиндо Гхоша см.: Костюченко В.С. Интегральная веданта. М.: «Наука», 1970.
86
Smith James Dunlop, Martin Gilbert. Servant of India. London: Longmans, 1966, p. 147–148.
87
Sarkar Sumit. The Swadeshi Movement, p. 113, 114.
88
Ibid., р. 115, 125.
89
До 1902 г. эти провинции были известны как Северо-Западные провинции, а в 1937 г. их переименовали в Соединенные провинции.
90
Sarkar Sumit. The Swadeshi Movement, p. 129–131.
91
Sen S.K. Worker, Peasant and Tribal Movements (1885–1919) // A Centenary, Vol. I, p. 408–409; Гордон Л.А. Экономическое положение рабочего класса Бомбея накануне забастовки 1908 г.; Чичеров А.И. Процесс Б.Г. Тилака в июле 1908 года и бомбейская забастовка // Рейснер И.М. и Н.М. Гольдберг, ред. Национально-освободительное движение в Индии и деятельность Б.Г. Тилака, с. 431–495, 496– 561.
92
Pandey B.N., ed. The Indian Nationalist Movement 1885–1947. Select Documents. Delhi: The Macmillan Company of India Ltd., 1979, р.23, 24 (далее – Pandey B.N. Select Documents).
93
Phatak N. R., Bha Ga Kunte. Source material for a history of the freedom movement in India. Vol. 2. Bombay: Govt. Central Press, 1957, р. 395–396.
94
Basu Sankari Prasad. The Swadeshi Upsurge // A Centenary History. Vol. One, p. 237–238.
95
A Centenary History. Vol. One, p. 235.
96
Ibid., p. 198, 244–245.
97
Дхоти – мужская одежда, которую носят на бедрах, свободный ее конец пропускается между ног, закрепляется на талии и может достигать щиколоток.
98
Basu Sankari Prasad. The Swadeshi Upsurge // A Centenary History. Vol. One, p. 243.
99
Varnika, p. 43.
100
Ibid.
101
Ibid.
102
Singh Iqbal. The Indian National Congress. Vol. 1, p. 129–139, 141,146.
103
Dodwell H.H., ed. The Cambridge Shorter History of India. New Delhi et al.: S. Chand and Co., 1969, p. 883 (далее – The Cambridge Shorter History of India).
104
Ibid., p. 884.
105
Ibid., p. 884, 885; см. также Новая история Индии. М., 1961, с. 633, 634.
106
Pandey B. N., ed. Select Documents, p. 32, 33.
107
Basu Sankari Prasad. The Swadeshi Upsurge // A Centenary History. Vol. One, p. 242.
108
Varnika, р. 208.
109
Тедж Бахадур Сапру (1875–1949), выходец из семьи кашмирских брахманов – известный юрист, судья Высокого суда в Аллахабаде, политический и общественный деятель, один из основателей Индийской либеральной партии (1910). Позже он часто выступал посредником в переговорах между Конгрессом и британским правительством, критиковал кампании несотрудничества и «соляной поход» Ганди, был активным сторонником самоуправления и конституционных реформ, но не требования независимости Индии, принимал активное участие во всех трех конференциях круглого стола в Лондоне (1931–1933 гг.), способствовал достижению соглашения между Ганди, Амбедкаром и британским правительством, выразившемся в подписании Пунского пакта [Bose Sunil Kumar. Tej Bahadur Sapru. New Delhi: Publications Division, Ministry of Information and Broadcasting, Govt. of India, 1978].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Индии. XX век."
Книги похожие на "История Индии. XX век." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Феликс Юрлов - История Индии. XX век."
Отзывы читателей о книге "История Индии. XX век.", комментарии и мнения людей о произведении.