Максим Горький - Русская поэзия начала ХХ века (Дооктябрьский период)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русская поэзия начала ХХ века (Дооктябрьский период)"
Описание и краткое содержание "Русская поэзия начала ХХ века (Дооктябрьский период)" читать бесплатно онлайн.
Настоящий том представляет собой антологию русской поэзии начала XX века (дооктябрьского периода). Стихи расположены или в порядке, как они были опубликованы в авторских сборниках, из которых они перепечатаны, или в хронологическом порядке. Под каждым названием книги стихов поэта указывается дата ее первой публикации. Если это возможно, под стихотворением указывается дата его создания — авторская или (в угловых скобках) установленная исследователями творчества поэта.
В 1917–1924 годах вел преимущественно научную и культурно-педагогическую деятельность. С 1924 года жил в эмиграции, умер в Италии.
Стихотворения Вяч. Иванова из книги стихов «Кормчие звезды» печатаются по тексту издания: Вячеслав Иванов. Кормчие звезды. Книга лирики. СПб., 1903; из книги стихов «Прозрачность» — по тексту издания: Вячеслав Иванов. Прозрачность. Вторая книга лирики. М., 1904; из сборника «Cor ardens» — по тексту издания: Вячеслав Иванов. Cor ardens, части 1–2. СПб., 1911–1912.
73
Первый эпиграф — из стихотворения А. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»; второй эпиграф — слова Старика из поэмы А. Пушкина «Цыганы».
74
Эон (Айон) — сын Хроноса, олицетворение вечного времени (греч. миф.).
75
Пан — в греческой мифологии сын бога Гермеса, божество, олицетворяющее всю природу. Пан, сопровождаемый нимфами, бродил по горам, звуками свирели и песнями собирая стада.
76
Аквилон — северный ветер.
77
Тризна Диониса. — В стихотворении отразилась концепция «дионисийства» Ф. Ницше (Дионис (Вакх) — греческий бог вина, символ умирающей и возрождающейся природы), впервые изложенная им в работе «Происхождение трагедии из духа музыки» (русский перевод. СПб., 1899). Эта концепция получила широкое распространение в среде русских символистов в 1900-е годы. «Дионисийство» воплощает стихийное, внеразумное и вненравственное «органическое» начало. «Сущность Дионисиевского, — писал Ф. Ницше, — … мы можем представить себе яснее при помощи ее аналогии опьянения» (указ, соч., с. 11).
78
Мельпомена — муза трагедии (греч. миф.).
79
Менады — спутницы Диониса (греч. миф.).
80
Орфей. — Имеется в виду античный миф об Орфее, спустившемся в преисподнюю, царство мертвых Аид, за умершей супругой Евридикой.
81
Эринии — богини мщения, обитательницы Аида (греч. миф.).
82
Горгона — чудовище в виде женщины; все, смотревшие на нее, превращались в камень (греч. миф.).
83
Харита — божество-олицетворение женской прелести (греч. миф.).
84
Пеан — песня-молитва, обращенная к Пеану (божеству — отвратителю зла; греч. миф.).
85
Фиас (тиас) — торжественное шествие в честь Диониса.
86
Фимела — жертвенник, около которого в праздники Диониса дифирамбические хоры совершали свои пляски и песни.
87
Титаны — бессмертные существа, дети Земли и Неба. Вели борьбу с Зевсом, но были побеждены и низвергнуты в Тартар (преисподнюю; греч. миф.).
88
…челе Джоконды. — Имеется в виду так называемая «Джоконда» — знаменитый портрет Моны Лизы великого итальянского художника Леонардо да Винчи (1452–1519).
89
…покрывало Майи… — Майя — богиня, символизирующая призрачность и таинственность мира (инд. миф.).
90
«Пламенеющее сердце» (лат.).
91
…Венец страстотерпный. // Христа-Геракла… — Характерное для Вяч. Иванова соединение античной и евангельской символики: страждущий бог выступает в облике то Христа, то Диониса, то Геракла, героя античных мифов.
92
Амфитрита — жена Посейдона, бога моря, владычица морей (греч. миф.).
93
Сердце отрока Загрея, обреченного Титанам… — Согласно учению орфиков (последователей религиозного учения, основателем которого считался мифический поэт Орфей), Дионис, под именем Загрея, впервые был рожден Персефоной, богиней земного плодородия. Загрея растерзали и съели титаны. Впоследствии его вновь родила Семела, дочь фиванского царя Кадма. По учению орфиков, все люди носят в себе наряду с грубым естеством титанов, от которых они произошли, частицу божественного Диониса, вкушенную их предками.
94
Гея — мать титанов, олицетворение Земли (греч. миф.).
95
Ниса — место, где нимфы воспитали Диониса (греч. миф.).
96
Стихотворение посвящено Лидии Дмитриевне Зиновьевой-Аннибал (1866–1907), писательнице, жене Вяч. Иванова.
97
Башня. — Так называли петербургскую квартиру Вяч. Иванова и Л. Д. Зивовьевой-Аннибал, находившуюся на седьмом этаже, увенчанном башней. С осени 1905 г. по весну 1907 г. на «средах» Иванова собиралась литературно-художественная интеллигенции, связанная с «новым искусством».
98
Сивилла — прорицательница (греч.).
99
Пальмира — здесь: Петербург.
100
Ариадна, с кубком рьяным… — Ариадна — критская царевна; спасла героя Тезея из лабиринта чудовища Минотавра; впоследствии стала жрицей и супругой Диониса (Вакха; греч. миф.).
101
Все смесилось, // Погасилось в волнах сизых… — Ср. в стихотворении Ф. Тютчева: «Тени сизые смесились…».
102
Слышу медного скаканья // Заглушенный тяжкий топот… — реминисценция из «Медного всадника» А. Пушкина.
103
Стихотворение посвящено Константину Андреевичу Сомову (1869–1939), художнику, одному из организаторов группы «Мир искусства», автору фронтисписа к сборнику «Cor ardens» (см. иллюстрации к тому).
104
Саламандры — духи огня (по средневековым поверьям).
105
Ремизов Алексей Михайлович (1877–1957) — писатель-символист.
106
Фивы — греческое название города Уасет, столицы Древнего Египта (периода Нового Царства).
107
Изида (Исида) — древнеегипетская богиня плодородия, воды и ветра, олицетворение супружеской верности и материнства.
108
Собор св. Марка в Венеции построен в 829–832 гг. (перестроен в 1073–1095 гг.; фасад завершен в XV в.). Над центральным порталом поставлены четыре бронзовых коня IV–III вв. до н. э., привезенных в 1204 г. из Константинополя. Бронзовые византийские двери XI в.
109
С книгой лев — герб Венецианской республики.
110
Пинд — горный хребет, которым владел Аполлон (греч. миф.).
111
Киферон — гора, где находилась пещера — приют нимф-прорицательниц (греч. миф.).
112
Белый Андрей (псевд.; наст. имя — Бугаев Борис Николаевич; 1880–1934) родился в Москве. Окончил естественное отделение математического факультета Московского университета. Постоянно интересовался как точными науками, так и мистическими и религиозными учениями востока и запада (теософией и оккультизмом, философией В. Соловьева, А. Шопенгауэра, Р. Штейнера, неокантианством). Первая книга вышла в 1902 году («Драматическая симфония» — ритмическая проза), первый сборник стихов — «Золото в лазури» (1904), где выступил вполне сложившимся поэтом. Сборник «Пепел», посвященный памяти Некрасова (1909), создан под влиянием революционных событий 1905 года. А. Белый был теоретиком «младшего» символизма.
В послеоктябрьский период творчества писал преимущественно прозу: историческую эпопею «Москва», повести, литературные мемуары.
Стихотворения А. Белого печатаются по тексту издания: Андрей Белый, Стихотворения и поэмы. М. — Л., «Советский писатель» («Библиотека поэта». Большая серия), 1966.
113
Метнер Эмилий Карлович (1872–1936) — музыковед, близкий друг А. Белого; руководил музыкальным отделом журнала «Золотое руно».
114
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская поэзия начала ХХ века (Дооктябрьский период)"
Книги похожие на "Русская поэзия начала ХХ века (Дооктябрьский период)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Максим Горький - Русская поэзия начала ХХ века (Дооктябрьский период)"
Отзывы читателей о книге "Русская поэзия начала ХХ века (Дооктябрьский период)", комментарии и мнения людей о произведении.