Феодорит Кирский - Сочинения
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сочинения"
Описание и краткое содержание "Сочинения" читать бесплатно онлайн.
4. А что мы дважды подписались под определением, составленным при блаженной памяти Иоанна относительно Нестория, об этом свидетельствуют собственноручные подписи; но это же говорят о нас и те, которые клеветою против нас стараются прикрыть собственную болезнь.
5. Итак, пусть твое преподобие отвратится от говорящих ложь, пусть заботится о мире церковном и старающихся растлевать догматы истины пусть врачует целебными лекарствами или пусть изгоняет из стад не принимающих врачевания как неизлечимых, чтобы они не заражали овец, а нас пусть удостоит обычного приветствия. Ибо о том, что мы мыслим так же, как написали, — об этом свидетельствуют наши сочинения на Божественное Писание и против мыслящих согласно с Арием и Евномием.
6. К сему прилагаю в виде заключения краткое положение: если кто не исповедует Святую Деву Богородицею или называет Господа нашего Иисуса Христа простым только человеком или одного Единородного и Перворожденного всей твари разделяет на двух сынов, — да лишен будет таковой надежды на Христа и да рекут вcu людие: буди, буди! (Пс. 105, 48)
7. Когда это уже высказано нами, удостой, владыко, твоих святых молитв и обрадуй нас ответом во свидетельство того, что твоя святость отвращается клеветников. Я и находящиеся со мною приветствуем все твое по благочестию во Христе братство.
104. Епископу Константинопольскому Флавіану.И въ другихъ письмахъ я уже извещалъ твою святость, что явно клевещутъ на насъ обвиняющіе насъ за наше ученіе, точно такъ же и ныне чрезъ боголюбезнейшихъ епископовъ делаю это, имея ихъ свидетелями правоты (нашихъ) догматовъ, а равно и многія тысячи другихъ людей, которые слушаютъ наши речи въ церквахъ «Востока», и еще прежде нихъ совесть и Всевидца (нашей) совести. Я знаю, что и божественный Апостолъ часто пользовался свидетельствомъ совести: похваленіе бо наше сіе есть, свидетельство совести нашея (2 Кор. 1, 2); и въ другомъ месте: истину глаголю о Христе, не лгу, послушествующей ми совести моей Духомъ Святымъ (Рим. 9, 1).
Итакъ, пусть знаетъ твоя священная и боголюбезная глава, что никто не слыхалъ, чтобы мы когда–либо проповедывали двухъ сыновъ, ибо, по–истине, этотъ догматъ кажется мне отвратительнымъ и нечестивымъ, такъ какъ единъ Господь Іисусъ Христосъ, Имъ же вся (1 Кор. 8, 6). Я признаю, что Онъ и предвечный Богъ и человекъ въ конце дней, и приношу Ему единое поклоненіе, какъ Единородному. Я наученъ также не упускать изъ вида и различія плоти и божества, ибо соединеніе несліянно. Возставая такимъ образомъ противъ бешенства Арія и Евномія, мы совсемъ безъ труда изобличаемъ дерзкое хуленіе ихъ противъ Единороднаго, — сказанное о Господе уничижительно, применительно къ воспринятому естеству, относя къ Нему, какъ къ человеку, a то, что прилично Богу и обнаруживаетъ свойства того (т. е. божескаго) естества, относя къ Нему, какъ къ Богу, при чемъ мы не разделяемъ Его на два лица, но учимъ, что то и другое принадлежитъ одному Единородному: — одно, какъ Богу и Творцу и Владыке всяческихъ, — другое, какъ человеку, ставшему такимъ ради насъ. Божественное Писаніе говоритъ, что Онъ сделался человекомъ не по премененію божества, a по воспріятію человеческой природы отъ семени Авраамова. Объ этомъ выразительно замечаетъ божественный Апостолъ: не отъ ангелъ бо пріемлетъ, но отъ семене Авраамова пріемлетъ, отнюдуже долженъ бе no всему подобитися братіи (Евр. 2, 16–17); и въ другомъ месте: Аврааму же речени быша обеты, и семени его. He глаголетъ: и семенемъ, яко о мнозехъ, но яко о единомъ: и семени твоему: иже есть Христосъ (Гал. 3, 16).
Отвергнувши эти и подобныя изреченія божественнаго Писанія, Симонъ, Василидъ, Валентинъ, Вардесанъ, Маркіонъ и получившій имя отъ маніи (безумія, т. е. Манесъ) называютъ Богомъ только Владыку Христа, не имеющаго ничего человеческаго, но лишь являвшагося людямъ въ виде человека призрачно и мнимо. А мыслящіе согласно съ Аріемъ и Евноміемъ говорятъ, что Богъ Слово воспринялъ только одно тело, а Самъ заступилъ въ немъ место души. Аполлинарій же называетъ тело Господа, — правда, — одушевленнымъ, но отнимаетъ умъ отъ Ставшаго (нашимъ) спасеніемъ, не знаю, откуда научившись такому разделенію души и ума. По ученію божественныхъ Апостоловъ вместе съ плотію была воспринята и разумная и мыслящая душа, и верующимъ обещается всецелое спасеніе (души и тела).
Есть еще и другое полчище еретиковъ, держащееся совершенно противоположныхъ этимъ религіозныхъ воззреній: Фотинъ, Маркеллъ и Павелъ Самосатскій говорятъ, что Господь нашъ и Богъ есть только человекъ. Въ разсужденіяхъ противъ нихъ намъ необходимо было приводить свидетельства о божестве и показывать, что Владыка Христосъ есть и предвечный Богъ. Въ состязаніяхъ съ другимъ сообществомъ, которое называетъ Господа нашего Іисуса Христа только Богомъ, намъ приходилось противопоставлять имъ божественное Писаніе и приводить отсюда свидетельства касательно воспринятаго человечества: ибо врачу следуетъ пользоваться соответствующими болезни лекарствами и предлагать каждому то, что ему подходитъ. Посему прошу твою святость разрушить составленную противъ насъ клевету и обуздать напрасно хулящіе насъ языки: такъ какъ мы и по вочеловеченіи покланяемся одному Сыну Божію, Господу нашему Іисусу Христу, и мыслящихъ что–либо иное называемъ нечестивыми.
Да удостоимся мы твоихъ, владыко, святыхъ молитвъ, чтобы, наслаждаясь божественнымъ благоволеніемъ, мы могли переправиться чрезъ бурное море и достигнуть безветренныхъ гаваней Спасителя.
112. Епископу Антіохійскому Домну [35].Мы уже надеялись, что смутное состояніе кончилось, такъ какъ некоторые известили насъ, что неудовольствіе победоноснаго царя прошло и онъ помирился съ боголюбезнейшимъ епископомъ [36], что уже отложено приглашеніе на соборъ и церквамъ возвращенъ прежній миръ; но нынешнее письмо твоего преподобія сильно опечалило насъ. Нельзя ожидать ничего добраго отъ провозглашаемаго собора, если только человеколюбивый Владыка, по обычному Своему попеченію, не разрушитъ козни возмущающихъ демоновъ. Ведь и на великомъ соборе (— разумею собиравшійся въ Никее —) вместе съ православными подали свои голоса и приверженцы Арія и подписались подъ изложеніемъ веры апостольской; но потомъ они продолжали нападать на истину, пока не растерзали тело Церкви. Тридцать летъ имели общеніе другъ съ другомъ и те, которые приняли апостольскіе догматы, и те, которые страдали хуленіемъ Арія. Когда былъ въ Антіохіи последній соборъ, на которомъ утвердили на томъ апостольскомъ престоле человека Божія великаго Мелетія [37], а потомъ чрезъ несколько дней изгнали его царскою властію, то тогда былъ избранъ Евзоій [38], явно зараженный поношеніемъ Арія, почему преданные евангельскимъ догматамъ тотчасъ же отложились, и съ того момента осталось разделеніе.
Видя это и предвидя подобное, моя несчастная душа скорбитъ и стенаетъ, не ожидая ничего хорошаго: ибо представители другихъ [39] діоцезовъ (οἱ ἐϰ τῶν ἄλλων διοιϰήσεων) не знаютъ заключающагося въ двенадцати «главахъ» яда, но въ виду славы писавшаго ихъ не подозреваютъ ничего гибельнаго, — и я думаю, что занявшій его (Кирилла Александрійскаго) престолъ (Діоскоръ) сделаетъ все, чтобы подкрепить ихъ (12 «главъ») и на второмъ соборе. Недавно писавшій властно въ этомъ духе и анафематствовавшій нежелавшихъ оставаться при нихъ («главахъ») — чего онъ не сделаетъ, председательствуя на вселенскомъ соборе [40]? Да будетъ известно тебе, владыко, что никто изъ знающихъ заключающуюся въ нихъ («главахъ») ересь не допуститъ принять ихъ, хотя бы они решили это дважды. И когда даже многіе безразсудно подкрепили ихъ, мы возстали въ Ефесе и не прежде вошли въ общеніе съ писавшимъ ихъ, какъ, принявши изложенное нами, онъ представилъ согласное сему ученіе, нисколько не упоминая о техъ «главахъ». И твое преподобіе легко можетъ узнать это, приказавъ изследовать самыя деянія (τά πεπραγμένα): ибо, по принятому обычаю, они, конечно, сохраняются, скрепленныя надписями Собора (τῆς συνόδου τὰς ὑπογραϕάς). Ведь имеется больше пятидесяти соборныхъ актовъ (πλείονα ἢ πεντηϰοντα συνοδιϰά), которые показываютъ осужденіе двенадцати «главъ». Еще прежде отправленія въ Ефесъ блаженный Іоаннъ писалъ находившимся при боголюбезнейшемъ Евферіе Тіанскомъ, Фирме Кесарійскомъ и феодоте Анкирскомъ, называя эти «главы» ученіемъ Аполлинарія [41]. И сделанное нами въ Ефесе низложеніе епископа Александрійскаго (Кирилла) и епископа Ефесскаго (Мемнона) было вследствіе составленія и утвержденія этихъ «главъ»: — объ этомъ было писано много соборныхъ посланій (συνοδιϰὰ πολλά) къ победоносному царю и великимъ архонтамъ (τοὺς μεγάλους ἄρχοντας), равно какъ къ народу Константинопольскому и благоговейнейшему клиру. Призванные въ Константинополь, мы имели пять [42] разсужденій (πέντε διαγνώσεις) въ присутствіи самого императора и после послали ему три формальныхъ подтвержденія (τρεῖς διαμαρτυρίας). И боголюбезнейшимъ епископамъ Запада (— разумею Медіоланскаго [43], Аквилейскаго и Равенскаго —) мы писали объ этомъ, свидетельствуя, что оне («главы») полны Аполлинаріева новшества. И самого писавшаго ихъ блаженный Іоаннъ въ своемъ посланіи, переданномъ чрезъ блаженнаго Павла (Емесскаго), упрекалъ за нихъ [44], точно такъ же и блаженной памяти Акакій [45]. Чтобы представить твоей святости это дело въ сжатомъ виде, я прислалъ экземпляръ письма блаженнаго Акакія (Верійскаго) и написаннаго блаженнымъ Іоанномъ къ блаженному Кириллу, дабы ты зналъ, что писавшіе ему о соглашеніи обвиняли его за эти «главы». И самъ блаженный Кириллъ въ письме къ блаженному Акакію показалъ цель этихъ «главъ», сказавъ, что «оне написаны имъ противъ новшества того (Несторія) и что, по заключеніи мира, оне будутъ разъяснены» [46]. Следовательно, и самая защита подтверждаетъ обвиненіе. Я послалъ списокъ всего писаннаго имъ во время соглашенія (τῆς συμβάσεως), дабы ты, владыко, зналъ, что онъ не делалъ объ нихъ никакого упоминанія и что отправляющимся на соборъ нужно взять съ собою писанное во время соглашенія (τῆς συμβίσεως) и ясно сказать, чтó произвело разногласіе и какимъ способомъ было согласовано различествующее. Призваннымъ къ борьбе за благочестіе должно употребить весь трудъ и призывать къ содействію божественную помощь, чтобы сохранить въ целости достояніе, оставленное намъ предками нашими. Изъ боголюбезнейшихъ епископовъ твоей святости следуетъ выбрать единомышленниковъ и отправиться вместе съ ними, а изъ благоговейнейшихъ клириковъ — имеющихъ ревность о благочестіи, чтобы мы, будучи преданы даже своими, не были вынуждены делать что–либо неугодное Богу всяческихъ, или чтобы мы, оставшись одни, не попали въ руки враговъ. Я умоляю: есть вера, въ которой мы имеемъ надежды на спасеніе, — и нужно употреблять всякое средство, чтобы не было внесено въ нее чего–либо нечестиваго и чтобы не повредить апостольское ученіе.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сочинения"
Книги похожие на "Сочинения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Феодорит Кирский - Сочинения"
Отзывы читателей о книге "Сочинения", комментарии и мнения людей о произведении.