Джоан Флетчер - Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой"
Описание и краткое содержание "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой" читать бесплатно онлайн.
Клеопатра.
Едва ли не самая известная женщина в мировой истории.
Легенды, которые рассказывают о ней, настолько противоречивы, что их можно счесть ложью или поэтическим преувеличением.
Так какой же была Клеопатра в действительности?
Слабой правительницей, попавшей в жернова непростой эпохи, — или умным, циничным политиком, готовым ради независимости Египта на все?
Была ли она так красива, как принято считать?
И наконец, покончила ли она с собой — или была убита?
Книга доктора Джоан Флетчер не только развенчивает многие легенды о Клеопатре, но и раскрывает тайны великой царицы.
Но платить войскам было нечем. В отчаянии Птолемей X решил обратиться за помощью к своему тезке. Войдя в подземную погребальную камеру Сема в Александрии, где покоилась мумия Александра, он совершил самый ужасный кощунственный акт — похитил золотой саркофаг Александра Великого и переложил его прах в «гроб из прозрачного камня»[101]. Александрийцы, узнав, что золотой гроб их любимого Александра переплавлен, чтобы заплатить тем, кто сражался против них, пришли в ярость и прогнали Птолемея X из Египта. Они гнались за ним по морю почти до самого Кипра, и во время морского сражения он погиб.
Лафур, чей младший брат был убит буквально на пороге его дома, незамедлительно отплыл в Египет и снова стал фараоном. Празднуя во второй раз коронацию в Мемфисе, которую проводил его племянник Петубастис II, он взял к себе в соправительницы свою дочь Клеопатру-Беренику III, потому что та, как это знали даже римляне, по свидетельству Цицерона, пользовалась большой популярностью у александрийцев. Затем Лафур переключил внимание на продолжавшиеся волнения на юге. Верных короне людей он заверил, что «величайший из богов, царь Сотер, достиг Мемфиса и что Гиеракс во главе значительных сил направлен наводить порядок в Фивах. Мы информируем вас об этом, чтобы вы не теряли мужества»[102].
Хотя «значительные силы» действовали эффективно и в Фивах восстановили порядок, неожиданно возникла серьезная внешняя угроза, когда римляне объявили, что Птолемей X завещал им Египет. Однако увязшие в собственных проблемах, многие римляне считали, что любой назначенный в Египет прокуратор будет представлять угрозу стабильности их и так уже шаткой республике. Поэтому при диктаторе Корнелии Сулле приняли решение, что пока Лафур может продолжать править.
Для внимательного отслеживания событий в 86 году до н. э. в Александрию прибыл сторонник Суллы полководец Лукулл, тепло встреченный Лафуром, который подарил ему изумруд с вырезанным изображением царя. Расположившийся в гостевых апартаментах дворца, Лукулл был настолько поражен богатством и изобилием предметов искусства, что начал приобретать книги для своего дома в Риме и не жалел денег на коллекционирование произведений греческого искусства, подражая своему господину, Сулле, который вывез из Олимпии, Дельф, Эпидавра и Афин большое количество произведений искусства в качестве образцов необходимой, хотя заимствованной культуры. На республику обрушилась лавина восточного богатства, и многие римляне сочли, что причина неизбежного упадка в «иностранных нравах» и «гнусной роскоши»[103], привнесенной из-за рубежа.
Такие же несметные богатства достались Риму во время войны против Митридата VI Понтийского, который захватил остров Кос в 88 году до н. э., сокровища Клеопатры III и ее внуков. Когда Сулла прибыл в Понтийское царство для мирных переговоров, одному из этих царевичей, сыну Птолемея X, удалось проникнуть в лагерь Суллы, его увезли в Рим, и он стал крайне важным осведомителем о делах Птолемеев.
Лафур умер в возрасте шестидесяти одного года в 81 году до н. э., оставив Клеопатру-Беренику III единственной наследницей, и Рим воспользовался случаем, чтобы вмешаться. Следуя птолемеевской традиции совместного правления в лице монархов мужского и женского пола, Сулла послал в Александрию своего юного протеже, царевича Птолемея, чтобы тот занял трон вместе с пользовавшейся большой популярностью, но уже немолодой мачехой и двоюродной сестрой. Хотя александрийцы прозвали его «Парисактом», («Узурпатором»), Птолемей XI полностью соответствовал статусу соправителя. Не желая довольствоваться ролью младшего партнера женщины после долгих лет отсутствия при дворе, он убил ее на девятнадцатый день совместного правления. Любой советник сказал бы ему, что это неразумный шаг: александрийцы, по обыкновению, ворвались во дворец, вытащили его в гимнасий и разорвали на куски с жестокостью, не виданной с тех пор, как они мстили за смерть Береники II и Арсинои III в 203 году до н. э.
Затем, несмотря на сомнительные утверждения, что молодой Птолемей XI якобы все завещал Риму, александрийцы, пользуясь своим македонским правом выбирать следующего царя, направили послов в Понт, дабы предложить корону Египта и Кипра оставшимся царевичам Птолемеям. По всей вероятности, они были сыновьями Лафура и Селены, но римляне, претендовавшие на Египет, заявили, что они незаконнорожденные[104]. Даже если они родились у одной из второстепенных жен Лафура, обычно называемых любовницами или наложницами в моногамной культуре, подобной Риму, такие обвинения ничего не значили в Египте или Македонии, где современная интерпретация законности рождения не служила непременным условием для института монархии.
Невзирая на мнение Рима, новоизбранный египетский царь Птолемей, сухопарый мужчина с крючковатым носом двадцати пяти лет от роду, прибыл в конце 80 года до н. э. в Александрию, город, который он не видел с детства. В январе 79 года до н. э. он женился на Клеопатре V Трифене, вероятнее всего дочери Лафура и, возможно, Селены, потому что молодоженов назвали «Любящими отца богами» и «Брато-сестролюбящими богами». Они серьезно отнеслись к своему божественному статусу, и если раньше к царям обращались «государь», то теперь все петиции к Птолемею XII начинались со слов «божественный государь». Он также принял эпитет «Неос Дионис», некогда принадлежавший Птолемею IV. Новый царь играл на флейте с большим мастерством и показал себя «не мужем, но флейтистом и фокусником»[105], за что получил прозвище Авлет («Флейтист»), считавшееся почетным в культе Диониса. Такие музыкальные способности высоко ценили в среде спартанских военных, и музыка в греческой культуре занимала такое же место, как драма, уходившая корнями в дионисийские мистерии. Авлет в развевающейся накидке, венце из плюща и с рожками регулярно устраивал представления, вовлекая в них придворных. Так он почитал бога птолемеевского дома.
Римляне неодобрительно относились к подобным выходкам, и, считая, что зазорно развязно плясать и открыто напиваться и что мужчина всегда должен быть прилично одет, писатель Ливий выразил мнение многих римлян, согласно которому македонцы в Египте «выродились»[106].
Если абстрагироваться от дегенеративных увеселений, то первые пять лет правления Авлета были небогаты событиями, хотя отмечалась некоторая сдержанность в отношениях между царем и его двоюродным братом, верховным жрецом Петубастисом II, который, конечно, сам мог претендовать на трон. Но поскольку у Авлета имелось на него больше прав, Петубастис II довольствовался тем, что, соблюдая законный порядок престолонаследия, оставался духовным лидером египтян до своей смерти в 76 году до н. э. в Мемфисе. Примирение наступило после того, как его четырнадцатилетнего сына и преемника Пшеренптаха III возвели в сан верховного жреца во время пышной церемонии в Александрии. «Царь сам остановил военную колесницу. Он возложил мне на голову золотой венец славы с фигурой царя и украшенный настоящими драгоценными камнями. Меня сделали его пророком»[107].
Облеченный полномочиями царственного двоюродного племянника Авлета, Пшеренптах III ответил любезностью на любезность во время запоздалой коронации в Мемфисе, на которой Птолемей XII Филопатор Филадельф Неос Дионис получил традиционное культовое имя «Наследник Бога-Спасителя, избранник Птаха, образ правды». И тогда юный верховный жрец гордо произнес: «Я возложил урей[108] на голову царя в день объединения Двух Земель и совершил все обряды во Дворце юбилеев. Я также совершил службу, скрытую от посторонних глаз». Тот же самый источник сообщает, что царская семья совершила поездку по стране, а потом в Мемфисе состоялся государственный прием, на котором царь «с придворными, женами, царскими отпрысками вкушали еду и приятно проводили время и присутствовали на празднике всех богов и богинь».
Хотя Авлет и Клеопатра V Трифена произвели на свет дочь Беренику IV в период между 80 и 75 годами до н. э., упоминание о «его женах» и «царских отпрысках» свидетельствует, что были и другие женщины, чьи дети официально признавались у египтян законными, несмотря на утверждение римлян, что Береника IV была единственной «законной» дочерью Авлета, лишь на том основании, что она родилась от его первой жены Клеопатры V Трифены. Тем не менее по какой-то причине Трифена попала в немилость, и ее имя не встречается в официальных источниках после августа 69 года до н. э., когда, как известно, родилась вторая дочь от женщины, личность, возраст и даже национальность которой неизвестны.
И это загадочное обстоятельство, конечно, разочаровывает, поскольку тем ребенком была Клеопатра Великая.
ЧАСТЬ II
3
БОГИНЯ НА ИСТОРИЧЕСКОИ АРЕНЕ: ЮНЫЕ ГОДЫ КЛЕОПАТРЫ
Итак, можно предположить, что матерью Клеопатры была одна из второстепенных жен Авлета, упомянутых в египетских источниках, скорее всего аристократка из династии мемфисских жрецов[109]. Если это так, тогда понятно, почему Клеопатра хорошо знала культуру и язык коренного народа. Но при отсутствии прямых доказательств в пользу такого предположения некоторые ученые утверждают, что Клеопатра на тридцать две части была гречанкой, на двадцать семь частей — македонкой и на пять — персиянкой. И несмотря на постоянные кровосмесительные отношения между братьями и сестрами в роду Птолемеев, где время от времени появлялись личности, страдавшие ожирением и психической неуравновешенностью, у самой Клеопатры ничего подобного не наблюдалось.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой"
Книги похожие на "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джоан Флетчер - Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой"
Отзывы читателей о книге "Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой", комментарии и мнения людей о произведении.