Пьер Монтэ - Египет Рамсесов
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Египет Рамсесов"
Описание и краткое содержание "Египет Рамсесов" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга П. Монтэ была написана для широкой публики, однако она насыщена качественной информацией, несомненно интересной и специалистам. Хотелось бы подчеркнуть, что в отличие от большинства книг, издаваемых в научно-популярных сериях, она является результатом работы крупного египтолога-профессионала. Живое воображение, литературный дар, истинно французская легкость слога и мягкая ирония делают эту книгу увлекательным чтением, доступным читателям разного возраста и уровня образования.
IV. Скульпторы
Скульпторы по камню все же предпочитали работать в отдельных мастерских. У выше упомянутого Дуанехеха они заканчивают монолитную дверь с двумя косяками, притолокой и карнизом, ажурную плиту для фасада дома и монолитную колонну с пальмовидной капителью, похожую на колонны Таниса и Ахнаса. Одни пользуются теслом, другие – долотом, третьи – полировальным гладилом; они работают стоя или сидя на табуретах, а то и прямо на гранитном блоке. Не ожидая, пока они завершат свою работу, рисовальщики с кисточкой в одной руке и палеткой с красками в другой наносят контуры иероглифов, которые будут затем выбиты на камне и закрашены синей или зеленой краской.
В мастерской Рехмира, тоже относящейся к владениям Амона,[326] одновременно в работе находились гигантская статуя фараона, сидящего на квадратном кресле с низкой спинкой, колосс, прислоненный к пилону, сфинкс и стол для жертвоприношений. Мастера сидели и стояли на лапах сфинкса, на его спине, прямо на столе для жертвоприношений или на передвижных деревянных подмостках, которые позволяли обрабатывать лицо и парик колоссов. Одни действовали долотом и молоточком. Другие обрабатывали камень гладилом. Рисовальщик наносил иероглифы на поверхность пилона. Художник раскрашивал их, окуная кисточку в миску с краской. Невольно задаешься вопросом: можно ли было производить столь различные работы одновременно? Правда, скульптор, который обтачивал детали лица, и резчик, высекавший иероглифы, не мешали друг другу, однако полировщику явно здесь нечего было делать, пока скульптор и резчик не завершили свою работу. Что касается художника, то он вообще приступал к работе последним. Таким образом, автор этой картины, очевидно, просто сгруппировал в одной мастерской сразу всех, кто работал на самом деле в строгой последовательности. Но то же самое мы видим и в других мастерских, где изготавливали иные предметы. Египтянам, несомненно, нравилось начинать работу сразу со всех концов. Наступал момент, когда гладило полировщика сталкивалось с резцом или долотом скульптора. Раздавались крики. Тот, кто считал себя правым, поносил соседа, отвечавшего ему шутками. Статую заканчивали в рекордный срок и отправляли в храм или во дворец, где она представала перед восхищенной толпой как свидетельство милости фараона к своим подданным или же любви богов к фараону.
В мастерской скульпторов (XVIII династия, гробница Рехмира)
Перевозка статуи в храм превращалась в настоящий праздник. А если еще статуя была огромной, а дорога – трудной, это событие становилось триумфом египетской техники и организованности. Однажды потребовалось доставить алебастровую статую высотой в тринадцать локтей из мастерской, расположенной в предместье города, на дороге к алебастровым карьерам, в здание, названное в честь его основателя «Любовь Джхутихотепа вечна в Уните».[327] Только благодаря исключительной благосклонности фараона это здание получило имя частного лица и для него была изваяна статуя, которую теперь и собирались перевозить с особой пышностью. Сначала ее установили на прочные сани, состоявшие из двух толстых полозьев, приподнятых с одной стороны и соединенных мощными поперечинами. Алебастр – камень мягкий, поэтому на все места, где веревки могли его повредить, из предосторожности подложили подушки. К этим саням, которые выдерживали груз в пять-шесть тонн, привязали четыре длинных каната. Их должны были тянуть четыре команды: люди, пришедшие с запада и востока нома, воины и, наконец, служители храма.
Перевозка колоссальной статуи (Среднее царство)
Двое людей, не боясь увеличить вес статуи, расположились на ней. Один стоял на коленях и с помощью кадильницы окуривал алебастровый лик благовонным дымом терпентина.[*50] Второй разбрызгивал воду из кувшина, как это делают в храмах перед статуями богов. Водоносы расположились рядом, они должны были поливать землю, чтобы полозья лучше скользили. Несколько человек держали большую толстую доску, которая, возможно, использовалась как рычаг.
Прозвучал сигнал к отправлению. Всеми маневрами руководят начальник работ по изготовлению статуи и его помощник, который передает приказы «умеющим говорить», то есть тем, кто может овладеть вниманием всей этой армии сухопутных бурлаков и вдохнуть в них энтузиазм речью, которая заканчивалась неудержимым возгласом «хайя!». Статуя трогается с места и начинает медленно ползти по дороге, которую предварительно очистили от больших камней. Огромные толпы собрались на обочинах, чтобы полюбоваться редким зрелищем. Воины сдерживают людей. На канале, параллельном дороге, статую сопровождают суда. Матросы и пассажиры присоединяют свои голоса к хору толпы на берегу. На набережной уже установлены накрытые столы для тех, кто тащит статую, и тех, кто лишь смотрит и кричит. На этом апофеозе, разумеется, присутствует и сам герой дня, Джхутихотеп. Он восседает на носилках, которые несут носильщики, а за ним следуют его сыновья, несколько воинов и слуги с циновками и опахалами. Он думает, что более прекрасного зрелища еще не видел его ном: «Князья, которые прежде здесь управляли, чиновники, заботившиеся о вечности в стенах этого города, где я построил алтари над рекой, не могли представить, что я сделал и сделаю для себя. Вот я завершил мой труд для вечности, закончив сооружение моей гробницы, да пребудет она вечно».
Событие, которое мы только что описали, произошло в эпоху Среднего царства, но оно вовсе не было таким уж исключительным, как полагал правитель нома Зайца. То же самое повторялось всякий раз при перевозке царских статуй и когда фараон разрешал частному лицу установить свою статую в храме. Египтяне любили такие массовые работы, завершавшиеся праздником. Люди кричали, много пили. И каждый возвращался домой, довольный этим днем. Известный Кенамон удостоился еще большей милости, ибо в храм перевозилось сразу три его статуи.[328] Огромная толпа сопровождала их приветственными криками и рукоплесканиями. Мужчины несли зонтики из папируса. Жрецы окуривали статуи терпентином; жрицы Хатхор – владычицы Фив – потрясали своими систрами и трещотками. Танцовщицы и акробаты развлекали толпу.
V. Ювелиры, резчики по камню
Производство каменных сосудов, достигшее совершенства еще при I династии, по-прежнему процветало в эпоху Рамсесов. Из алебастра, сланца и мрамора вытачивали кувшины, вазы, сосуды, бокалы и чаши, порой украшенные фигурами людей или животных. Инструмент мастеров был предельно прост. Наиболее типичный – сверло с деревянной ручкой, вверху обтянутой кожей. Зажав каменную заготовку между колен, ремесленник высверливал ее, вращая сверло ладонями. Иногда его постигала неудача. Сверло могло пробить стенку сосуда, но это несчастье было поправимо: мастер аккуратно вырезал поврежденное место и ставил каменную заплату. В гробнице Тутанхамона сохранились образцы каменных сосудов, которые свидетельствуют скорее о мастерстве их изготовителей, чем об их вкусе, и многие предпочли бы им, например, прекрасную амфору из гробницы Пуиемра,[329] украшенную только короткой иероглифической надписью.
Изготовление бус из камня (XVIII династия)
Многие ремесленники занимались обработкой металлов. Сокровищница Бубаста с ее золотыми и серебряными вазами, с ее жертвенными чашами, серьгами и браслетами, а также драгоценные украшения из гробницы Сиптаха из Серапеума, хранящиеся ныне в Лувре, создают впечатление, что изделия эпохи Рамсесов по богатству и разнообразию не могли сравниться с потрясающей коллекцией Тутанхамона или Псусеннеса. Однако заглянем в Большой папирус Харриса, где перечислены щедрые дары Рамсеса III богам. Каждый раз речь идет о золоте, серебре, меди, лазурите и настоящей бирюзе. Двери фиванских святилищ сделаны из золота или меди, сверкавшей как золото. Статуи богов облачались в золото. Жертвенные столы и чаши – из серебра. Декреты о привилегиях Амона высекались на золотых, серебряных и медных пластинах. Роскошь великого дома Амона и его священная ладья не поддавались описанию. В храме Атума в Опе, стояли золотые весы, равных которым не было нигде «со времен богов». На пьедестале сидел большой павиан, вылитый из золота, и наблюдал за правильностью взвешивания. Двадцать одна статуя Нила была изготовлена из всевозможных материалов. Храмам пожертвовано 13 568 статуэток из настоящего лазурита и бирюзы, примерно вдвое меньше из золота и других материалов, но и это уже значительная цифра. Во всех храмах были свои сокровищницы. Добавим к этому драгоценности самих фараонов и частных лиц, и тогда нам удастся составить представление о деятельности ремесленников, работавших с металлом.
В мастерских начинали с того, что тщательно взвешивали золото и серебро и только потом передавали их мастеру.[330] Весы существовали лишь для этой цели, во всяком случае в мире живых, а в загробном их использовали для взвешивания сердец в присутствии Осириса и богов Аментета (Запада, где находился потусторонний мир). Зерно измеряли египетскими мерами. Слитки азиатской меди принимали на счет и не взвешивали. Весы состояли из колонны (она заканчивалась головой Маат, богини истины), вделанного в колонну горизонтального металлического прута и коромысла со стрелкой посередине; на концы коромысла подвешивали на трех шнурах две одинаковые тарелки. Чтобы произвести взвешивание, коромысло с тарелками ставилось на прут так, чтобы оно сохраняло полное равновесие. Гири делались в форме лежащего быка. Металл поступал в мастерские в виде колец. Весовщик клал на противовес гири, придерживал руками колебавшиеся тарелки и проверял, чтобы стрелка стояла вертикально. Писец, вынув из футляра кисточку и палетку, записывал результат в присутствии начальники храмовых мастерских, который затем забирал взвешенное золото и передавал его мастерам.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Египет Рамсесов"
Книги похожие на "Египет Рамсесов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пьер Монтэ - Египет Рамсесов"
Отзывы читателей о книге "Египет Рамсесов", комментарии и мнения людей о произведении.