Арсений Зверев - Записки министра

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Записки министра"
Описание и краткое содержание "Записки министра" читать бесплатно онлайн.
Воспоминания Арсения Григорьевича Зверева о своей работе в сфере финансов: от должности агента Московского губернского финансового отдела до министра финансов СССР.
Все это имеет немалое значение в связи с экономической реформой. Государство — главное орудие построения коммунизма — при создании его материально-технической базы стремится лучше использовать кроме моральных стимулов такие рычаги воздействия, как финансы, кредит, премии, рентабельность производства, прибыль и проценты. Довольно долго мы мудрили с процентами за кредит. Если свободные, денежные средства предоставлялись банком, то проценты взимал он; если, наоборот, хозяйственной организацией, то уже банк ей доплачивал. Значит, дело упиралось в единство активных и пассивных операций кредитной системы, а мешала разноголосица при объяснении социально-экономической сущности процентов. Одни рассматривали их как регулятор всего денежного хозяйства, другие сужали их смысл до уровня средства перераспределения национального дохода, способа возмещения банковских расходов, надбавки к кредиту, метода снижения себестоимости продукции и пр. Как ьидно, здесь смешиваются понятия общеэкономические и понятия чисто ведомственные, технические; сущность явления подменяется определением его целевого предназначения. Мне казалось, что ближе к истине стоят те, кто определяет проценты как цену кредита. Справедливость этого положения я пытался доказать оппонентам практически. Как известно, всякая цена подвержена колебаниям вокруг стоимости изделия, а колеблется она под влиянием спроса и предложения. Наркомат финансов не мог прямо вмешиваться в деятельность банков, но па спрос и предложение кредита активно влиял. И после каждого нашего соответствующего крупного мероприятия банкам приходилось изменять цену кредита, варьируя проценты.
Впрочем, интенсивное снижение платы за кредит началось только с 1 января 1955 года, когда были введены самые низкие процентные ставки за все годы. А до того на протяжении 19 лет в основном сохранялись правила, предусматривавшие б процентов годовых за просроченные ссуды, но 4 процента — за ссуды временные и плановые, 2 процента — за расчетные кредиты. Поскольку мы широко пользовались административными рычагами воздействия, стимулирующая роль процентов была на заднем плане. Конечно, перемена порядков относительно только процентов ничего не могла дать. Требовалась увязка с иными регулирующими методами. Необходим был целый комплекс экономических реорганизаций. Поэтому в принципе я относился к роли процентов довольно хладнокровно и во время обсуждения этого вопроса в Совнаркоме, а потом в Совмине СССР просто стремился нейтрализовать различные фантастические предложения кредитников, чтобы они не дергали нашу финансовую систему. Когда Лев Толстой написал свое евангелие, кто-то заметил: «Раньше было четыре евангелия — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. А теперь появилось пятое — от Льва, и нужно оно так же, как телеге — пятое колесо». Примерно сходным образом относился я в 30-е и 40-е годы к предложениям варьировать проценты. Если вся экономическая система пока еще действует по-другому, какой смысл заниматься деталями?
Успешное выполнение пятилетних планов развития народного хозяйства — вот где место главного удара! В ходе осуществления третьей пятилетки национальный доход возрос в 1940 году по сравнению с концом 1937 года на треть, объем промышленного производства — на 70 процентов, розничный товарооборот — на 39 процентов. Вот это достижения! А сберегательные кассы? Они тоже отражали повышение уровня жизни трудящихся. Выросло число сберкасс, увеличились вклады трудящихся.
Когда я анализировал эти цифры, было приятно сознавать, что в них есть доля труда и Наркомата финансов.
Типовой год
В работе наркомата, как и любого другого учреждения, немалую роль играют традиции. Одни из них возникают иод влиянием общих задач, которые стоят перед учреждением, другие накапливаются постепенно, в результате субъективных моментов. Традиции наслаиваются друг на друга, создавая то, что именуется «атмосферой учреждения». Но эти традиции не неизменны. Ведь какие-то люди беспрестанно уходят, им на смену идут новые сотрудники, соотношение и личных представлений, и «почерков работы» меняется.
Все это происходило и в нашем наркомате. Изменялись задачи финансового ведомства в той же степени, в какой третья пятилетка не совпадала со второй, потом Великая Отечественная война — с третьей пятилеткой, и т. д. Тем не менее независимо от любых перемен, обусловленных и жизнью страны и должностными перемещениями, специфические стороны работы Наркомата финансов, естественно, всегда преобладали. Возникла своеобразная схема, хоть и изменявшаяся, и порой очень существенно, но в чем-то все же стандартная. Давайте возьмем некий «средний год» и рассмотрим типовые действия нашего учреждения. Читатель получит наглядное представление о том, что регулярно заботило нас от января до декабря.
План основной экономической и контрольной работы союзного наркомата (министерства) на очередной год состоял обычно из нескольких десятков пунктов. Прежде всего мы занимались годовыми итогами выполнения госбюджета и результатами финансово-хозяйственной деятельности отраслей народного хозяйства. Управления и отделы анализировали годовые отчеты и балансы, а затем вносили предложения, направленные на выявление и мобилизацию внутренних резервов, обеспечение роста производительности труда, снижение себестоимости и издержек обращения. Бюджетное управление совместно с другими управлениями, а также вместе с отделами отраслевого финансирования представляло в мае материалы об исполнении и основных показателях госбюджета.
Параллельно осуществлялся-круг работ, которые в принципе можно разделить с методической точки зрения на три группы: изучение, проверка, подготовка предложений. Изучение вопросов позволяло в дальнейшем внести новые предложения. С изучения возникавших проблем начиналось любое дело. По поручению коллегии или наркома (министра) специально уполномоченный сотрудник либо ведомственное подразделение готовили то или иное задание на изучение вопроса. Потом оно вносилось в план годовой работы с указанием, какое управление или отдел за него отвечают.
Вот появилась в газете статья, допустим, о том, что Таллинский русский драматический театр добился высокой посещаемости своих спектаклей и в результате умелого расходования средств обошелся без государственной дотации. Статья взята на заметку. На одном из заседаний коллегия решила, что целесообразно с этой стороны изучить работу русских театров других национальных республик. Заняться этим поручили управлению финансирования культуры, здравоохранения и соцобеспечения. Сочли возможным дать для этого семь месяцев. Вот пример одного из типовых решений.
Какие же еще вопросы изучались? Любые. Назову выборочно, в порядке иллюстрации, несколько вопросов. Некоторые научно-исследовательские учреждения и организации были ранее переведены на хозрасчет; каковы источники и объем их финансирования за счет собственных средств и насколько правильно они расходуются? Целесообразно ли создать единый методологический центр по подготовке предложений об экономии затрат в народном хозяйстве? Сохранять ли действующий порядок выплаты процентов по расчетным и текущим счетам предприятий, организаций и учреждений? О чем свидетельствует сопоставление производственных и финансовых результатов деятельности опытно-показательных хозяйств и обычных колхозов и совхозов? Насколько разумна существующая практика выплаты авторского гонорара в издательствах наркоматов (министерств) и ведомств? Наблюдаются ли излишества при строительстве кинотеатров? Какова степень эффективности использования легковых автомобилей в таксомоторном парке? Можно ли расширить выпуск товаров народного потребления на базе специализации либо укрупнения предприятий местной промышленности? Как используется сырье в мясной промышленности?
Задания в этой связи получают: контрольно-ревизионное управление, управление финансирования промышленности, управление государственных доходов, наркоматы (министерства) финансов союзных республик, отдел финансирования коммунального и жилищного хозяйства, управление финансирования строительства, управление финансирования сельского хозяйства, отдел кредита и денежного обращения, Научно-исследовательский финансовый институт. Сроки представления материалов — от 3 мая до 1 сентября.
Вторая группа мероприятий — проверка. Она вызывалась различными причинами. Могли поступать сведения о злоупотреблениях на местах. Не раз идею проверки подсказывали в ЦК партии или в правительстве. Кроме того, проверочные работы входили в повседневные обязанности финансовых органов и регулярно планировались независимо от сигналов извне. На основании проверки поступал доклад, по которому при необходимости тотчас принимались меры.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Записки министра"
Книги похожие на "Записки министра" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Арсений Зверев - Записки министра"
Отзывы читателей о книге "Записки министра", комментарии и мнения людей о произведении.