» » » » Шарль Эннеберг - «Если», 1993 № 05-06


Авторские права

Шарль Эннеберг - «Если», 1993 № 05-06

Здесь можно скачать бесплатно "Шарль Эннеберг - «Если», 1993 № 05-06" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научная Фантастика, издательство газета "Московские новости", Издательский Дом "Любимая книга", год 1993. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Шарль Эннеберг - «Если», 1993 № 05-06
Рейтинг:
Название:
«Если», 1993 № 05-06
Издательство:
газета "Московские новости", Издательский Дом "Любимая книга"
Год:
1993
ISBN:
0136-0140
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Если», 1993 № 05-06"

Описание и краткое содержание "«Если», 1993 № 05-06" читать бесплатно онлайн.




Лунные ловцы на Реке Времени.

Мариам Салганик. Откровение с Востока.

Похищенный Леонардо.

Александр Мень. Апокриф.

Вымышленное путешествие.

Степан Киселев. Назову тебя Кладбищенской Земляникой.

Долина Пламени,

Айвен Сандерсон. Не торопись прощаться с динозавром.

Вторжение на рассвете.

Сергей Ениколопов. Последний аргумент?






Каковы психологические корни агрессивности человека? Помимо множества спекуляций, на этот счет существуют три концепции, которые я коротко приведу.

Во-первых, теория Зигмунда Фрейда, ее также именуют фрейдовско-лоренцовской, так как Нобелевский лауреат по биологии Конрад Лоренц, специалист по поведению животных, внес большой вклад в ее создание. Согласно этой концепции, человек родится с двумя основными разнонаправленными инстинктами: либидо, инстинктом любви, который направлен вовне, как бы с «расширением» мира, и инстинктом смерти (танатоса), обращенным против самого человека, который в естественных условиях неизбежно должен умереть. Вектор инстинкта танатоса в начале жизни, по мысли Фрейда, поворачивается вовне (иначе личность погубит сама себя), и сам этот поворот как раз и диктует человеку враждебное отношение к окружающему. Если вы декларируете любовь к кому-то, писал Фрейд, вы обязательно кого-то ненавидите. Кстати, в 1936 году в одной из статей он сказал, что в России большевики объявили любовь к пролетариату, но трудно представить, что будет с этой страной, с пролетариями, когда покончат со всеми буржуазными элементами… Поразительно прозорливое и точное, учитывая дату, высказывание.

Итак, агрессия есть инстинкт, как всякий инстинкт он достаточно осознан и поддается самоконтролю, однако время от времени энергия начинает переполнять человека и «выплескиваться». Само «количество» такой энергии — во многом результат наследственности, как и у животных. Допустим, можно целенаправленно вывести «дружелюбную» породу комнатных собачек, а сторожевые псы выводятся по «злобной» линии. Обычно же в жизни все перемешано: столько-то агрессивности, столь- ко-то доброжелательности, любопытства и т. д.

Другая концепция, весьма сейчас популярная, объясняет агрессивность тем, что люди повторяют те образцы поведения, которые им даются. Откуда берутся сами «праобразцы», в рамках этой теории не рассматривается. Здесь главное понять, почему конкретный человек ведет себя именно так. Быть может, родители имели привычку драться, возможно, оказала влияние улица, или сцены насилия в кино — то есть образцы предъявлялись. Проводились многочисленные исследования по поводу того, каким образом закрепляется данный образец поведения у мальчиков и девочек, в каком возрасте и при каких обстоятельствах человек наиболее восприимчив к его закреплению; отсюда такое понятие, как «культура насилия». Предположим, ребенок живет на рабочей окраине, где грубость, драки, поножовщина — обычное дело, где родительское внимание выражается, в частности, в порке, и скорее всего эти модели поведения будут воспроизводиться, когда ребенок повзрослеет. Понятно, почему детские дома наполняются детьми родителей-детдомовцев…

И третье направление, — так называемая фрустрационно-агрессивная гипотеза, тоже, кстати, идущая от Фрейда: он бросил идею, потом забыл, и разработка ее началась уже после смерти основоположника психоанализа, перед самой войной. Фрустрация в дословном переводе препятствие; в психологии так именуется и само препятствие, и состояние, вызванное необходимостью его преодолеть. Суть теории заключается в том, что агрессия служит механизмом преодоления.

Я не являюсь адептом какой-то одной из названных теорий, скорее сторонник синтетического подхода, однако замечу, что последняя гипотеза объясняет многие вещи. Скажем, агрессия как отлаженная охрана собственного «я», понимаемого в очень широком смысле. Это может быть защита не от каких-то реальных опасностей, I изживание состояния тревоги, дискомфорта Когда все мыслимые аргументы исчерпаны, можно дать обидчику в лоб и, таким образом, победить в диспуте. Ответный аргумент может быть только такого же свойства. Это наивно и открыто проявляется у детей, у людей зрелых враждебность выражается более сложно и разнообразно.

Существует несколько подходов к классификации агрессивности. Физическое нападение, удары, тычки, укусы в обычной жизни «среднего» цивилизованного человека встречаются сравнительно редко. Зато существует множество форм агрессии словесной. Это может быть ругань, оскорбление. Но формой агрессивности является и злорадство, остроумие, и собеседник такого человека, точно зная, что его никогда не ударят, так же ясно понимает, что более враждебного отношения он еще не встречал. Сплетня или донос — социально приемлемые способы выражения агрессивности, даже, как было в свое время в СССР, культивируемые.

Агрессия может быть прямой (скажем, драка) или косвенной. Последняя нередко носит символический характер: например, удар кулаком по столу (противник отлично понимает, что ударить хотели бы его, а не стол). Когда человек рвет портрет врага или, наоборот, любимого, исключая его из своей жизни, он совершает символическое убийство.

Наконец, различают агрессию враждебную и инструментальную. Первая «привязана» к объекту: например, убийство из ревности, когда главное — отомстить. Когда же грабитель нападает на прохожего, ему нужны деньги. Убийца по найму может быть тех же политических убеждений, что и жертва, любить те же вещи, но в данном случае это несущественно й, конечно, для большинства воюющих, если они не садисты, война является именно инструментом достижения цели.

Надо сказать, что подавленная агрессивность (человек может кипеть, но сдерживаться) часто проявляется в болезнях. Язва, сердечная недостаточность, бронхиальная астма, гипертония, еще до того как в психологию вошло слово «стресс», изучались последователями Фрейда. Занимаясь особенностями больных, они обнаружили, что агрессивность — одна из основных личностных характеристик этих людей; например, высокое артериальное давление обычно связано с высокой враждебностью. Механизм взаимодействия по-настоящему слабо изучен, известно, в частности, что в семьях, где мужчины склонны к насилию, женщины нередко страдают упомянутыми заболеваниями.

В понимании природы агрессивности всегда существенную роль играет самооценка: чем она ниже, тем больше вероятность, что человек агрессивен. Того, кто относится к себе с уважением, в значительной мере перестает задевать мнение и критика других, потому что он знает себе истинную цену.

Не устоявшейся, «плавающей» самооценкой особенно отличается подростковый возраст, границы которого могут быть растянуты от 12–13 до 19 лет. Это время дает человеку фантастическую возможность измениться. Интеллигентные матери после подросткового кризиса часто не могут узнать собственных детей, грубых и агрессивных; наоборот, ребенок из «простой» семьи может далеко оторваться от своей среды. Это период стремительного изменения «я» подростка. Семи-восьмилетний ребенок точно знает, что родители — два всемогущих великана. Но вот он сам за год-полтора перерос маму и папу; девочке на улице вслед оборачиваются — а дома ей по-прежнему велят заплетать косички, проверяют уроки, то есть относятся как к ребенку. Родители меняются медленнее. В это время идет мучительный процесс социализации, поиска своего места в обществе, и подростка, каким бы «бездумным» он ни казался, точит тревога: что со мною будет?

Зрелый человек инстинктивно находит способ снять тревогу, не вредя себе: спорт, поход, гонка на автомобиле, или, допустим, переписка… И это же чувство, переживаемое как величайшее напряжение, дискомфорт, является причиной особенной хрупкости и ранимости человека в переломном возрасте, находя выход в агрессивных действиях, толкая подростков на самые, с точки зрения взрослого человека, странные поступки, иногда даже самоубийство…

До сих пор речь шла о поведении агрессивных людей. Ну а если ты сам подвергся насилию?

Есть западные рекомендации, адресованные людям, попавшим в сложную ситуацию, прежде всего заложникам. Их созданию способствовало необычное поведение людей, захваченных террористами в одном из стокгольмских банков. Заложниками стали множество клиентов, которые, очевидно, вряд ли могли этому радоваться. Но, когда полиция начала штурм банка, заложники «живым кольцом» окружили своих захватчиков.

Поскольку ситуация затянулась, люди начали общаться с террористами и каким-то образом проникаться их проблемами… В результате виновные были наказаны, но все остались целы. Такое поведение было обозначено как «стокгольмский синдром», и здесь есть почти все, что способствует выходу из критической ситуации с минимальными потерями.

Во-первых, надо максимально растянуть ситуацию, если нападающий способен одуматься, дать ему этот шанс. «Закурить есть?», — спрашивает прохожего подвыпивший хулиган, и вместо того, чтобы резко «отшить» его. можно похлопать себя по карманам и пожаловаться, что у самого, понимаешь, кончились… Разумеется, многое зависит от обстоятельств: если улица не пустынна, есть группы мужчин, можно попробовать привлечь кого-то на свою сторону. Но всегда лучше уйти от конфликта, превратить его в беседу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Если», 1993 № 05-06"

Книги похожие на "«Если», 1993 № 05-06" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Шарль Эннеберг

Шарль Эннеберг - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Шарль Эннеберг - «Если», 1993 № 05-06"

Отзывы читателей о книге "«Если», 1993 № 05-06", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.