» » » » Александр Кондратов - Этруски: загадка номер один


Авторские права

Александр Кондратов - Этруски: загадка номер один

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Кондратов - Этруски: загадка номер один" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Знание, год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Кондратов - Этруски: загадка номер один
Рейтинг:
Название:
Этруски: загадка номер один
Издательство:
Знание
Год:
1977
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Этруски: загадка номер один"

Описание и краткое содержание "Этруски: загадка номер один" читать бесплатно онлайн.



Проблема происхождения этрусской культуры, расшифровки этрусских письмен и происхождения этрусков является «загадкой номер один» современной исторической науки, изучающей древние цивилизации.

Автор вводит читателя в круг вопросов, над которыми работали и работают этрускологи. В книге излагаются основные данные по истории этрусков и существующие теории их происхождения.






А. Кондратов

Этруски — загадка номер один


ГЛАВА 1. Учителя учителей


Римлян называют учителями Западной Европы. Действительно, западноевропейская цивилизация переняла от римской культуры огромное число ее достижений, начиная с алфавитного письма и кончая устройством канализации. Но сами римляне имели своих учителей. Ибо у колыбели римской цивилизации стоит другая, более древняя, созданная этрусками, народом, который и по сей день остается загадочным. И мы недаром назвали нашу книгу «Этруски — загадка номер один». В самом деле: разве не «первым номером» современной исторической науки, изучающей происхождение древних цивилизаций, должен быть поставлен вопрос об «учителях учителей» западноевропейской культуры, культуры, которая после эпохи Великих географических открытий распространилась во все части света, включая нынешние станции зимовщиков в Антарктиде?

На земном шаре немало народов, чье происхождение, история, язык, культура представляются загадочными. И все-таки этруски по праву называются «самым загадочным» народом. Ведь жили они не в далеких экзотических краях, а в самом сердце Европы, изучение их началось в эпоху Возрождения, когда европейцы не знали ничего об Америке, Австралии и Океании, да и сведения об Африке и Азии у них были весьма фантастическими, — однако наши знания об «учителях учителей» меньше, чем о пигмеях Конго, индейцах Амазонки, полинезийцах Океании и других народах, которые именуются «загадочными». Загадка этрусков — это действительно «загадка номер один».

Эта загадка не может не волновать и наших, советских, ученых, изучающих истоки культурного наследия, которым мы пользуемся наряду с другими европейскими народами.

Символом Рима является Капитолийская волчица, вскормившая Ромула и Рема. Легендарным основателем города считается Ромул, от чьего имени и производят само наименование Рим, вернее Рома (это мы, славяне, называем его Римом). Разумеется, это лишь широко распространенный миф. Название «вечного города» дано по реке, на которой он стоит. Ведь древнейшее название Тибра звучит, как Рума. Слово же это, скорее всего, происходит из языка этрусков. Но не только наименованием, а и созданием самого города римляне обязаны своим таинственным предшественникам. Да и скульптура Капитолийской волчицы, олицетворяющая Рим, изготовлена руками этрусского мастера, лишь позднее к ней, уже римлянами, были приделаны статуэтки младенцев Ромула и Рема. И для нас в отличие от древних жителей Рима она приобретает иной смысл: «вечный город» был основан этрусками, а затем от них эстафету переняли римляне.

Неподалеку от окрестностей современной Болоньи археологам посчастливилось найти небольшой этрусский город, более или менее пощаженный временем. По нему можно судить о планировке этрусских городов. Они строились на холмах, ступенчато. В центре, на вершине, воздвигались храмы, ниже геометрически правильно располагалась жилая часть города. Ее обязательной принадлежностью был водопровод… Не правда ли, точная копия древнего Рима, стоящего на семи холмах, каждый из которых увенчан храмами, и снабженного водопроводом (который, кстати сказать, действует и по сей день!)?

Древнейшие дома этрусков были круглыми; покрывались они соломенной крышей. Но очень рано стали появляться и прямоугольные дома, в центральной комнате которых горел очаг. Дым выходил через отверстие в крыше. Аристократы и военная знать, господствовавшие в этрусских городах, жили в домах с атрием, т. е. с открытой площадкой внутри дома, на которой помещался домашний очаг. Все это мы находим позднее в «римском» типе жилого здания. Правильней же называть его «этрусским».

От этрусков переняли римляне и конструкцию храмов, чьи крыши и антаблемент — часть сооружения между крышей и колоннами — украшались скульптурами и глиняными рельефами. Впрочем, порой здесь была даже не преемственность или подражание: многие прославленные храмы Рима воздвигнуты были мастерами-этрусками.

Капитолийская волчица — символ Рима; символ же его вечности и могущества — грандиозный храм на гребне Капитолийского холма, который украшала знаменитая волчица, а также множество других статуй и рельефов. Автором их был скульптор-этруск Вулка из этрусского города Вейи.

Храм на Капитолийском холме; посвященный Юпитеру, Юноне и Минерве, был сделан по приказу последнего царя Рима, Тарквиния Гордого, родом этруска, и его архитектура — типично этрусская. Передняя часть храма — это зал с колоннадой; задняя — три зала, расположенных параллельно друг другу; помещения: центральное, посвященное верховному богу Юпитеру, и два боковых, посвященных Юноне и Минерве.

Этрусскими были не только пропорции, украшения, конструкции, но и материал, из которого сделан Капитолийский храм. Наряду с камнем этруски применяли и дерево. Чтобы предохранить деревянные стены от гниения, их обкладывали сырцовыми плитами. Плиты эти окрашивались в различные цвета. Это, конечно, придавало храму праздничный и веселый вид.

Капитолийский храм несколько раз уничтожался пожарами, но всякий раз отстраивался заново. Причем в том самом, первозданном виде, каким его построили этрусские архитекторы, ибо, по словам прорицателей, «боги против изменения формы храма» — разрешалось только изменять его размеры (хотя по своей величине первый Капитолий не уступал крупнейшим храмам Древней Греции).

Владимир Маяковский писал о водопроводе, «сработанном еще рабами Рима». На самом деле это не совсем так: строительство вели сами римляне по приказанию этрусского царя Тарквиния Приска, правившего Римом.

«Клоака максима» — «великая клоака» — так назвали древние римляне огромную каменную трубу, собирающую излишнюю влагу и воду ливней и уносившую ее в Тибр. «Иногда Тибр гонит воды назад, и различные потоки внутри сталкиваются, но, несмотря на это, крепкое сооружение выдерживает напор», — сообщает Плиний Старший и добавляет, что оно «столь просторно, что по нему могла проехать арба, груженная сеном». Но не только груз сена, но и огромные тяжести, которые провозились поверху этого крытого канала, не могли ничего с ним сделать, — «сводчатая постройка не гнется, на нее падают обломки зданий, которые сами внезапно обрушились или были уничтожены пожарами, земля колеблется от землетрясений, но тем не менее она выдерживает это уже семь сотен лет со времени Тарквиния Приска, являясь чуть ли не вечной», — пишет Плиний Старший.

Минуло еще около двух тысяч лет. Но и по сей день «клоака максима» входит в канализационную систему «вечного города».

Собственно, создание этой постройки и сделало Рим Римом. До той поры тут, на семи холмах, стояли деревушки, а между ними находилось болотистое место — выгон для скота. Благодаря «клоаке максима» оно было осушено и стало центром города — форумом. Сначала центральной площадью, потом центром Рима, затем Римской империи, охватившей почти весь цивилизованный мир античной эпохи, и, наконец, стало символическим наименованием…

Таким образом, этруски создали «подлинный Рим», если даже и допустить, что в деревушках на холмах жили не только они одни, а еще и другие племена, о которых говорят предания римлян.

Еще в XVIII столетии итальянский архитектор Джованни Баттиста Пиранези отмечал, что этруски оказали сильнейшее влияние на «романский стиль архитектуры» — стиль, господствовавший в течение нескольких веков в средневековом искусстве Европы, когда, говоря словами хрониста Рауля Глабнера, автора «Пяти книг истории», жившего в XI в., «христианские народы словно соперничали между собой в великолепии, стараясь превзойти друг друга изяществом своих храмов», и «весь мир единодушно сбросил древнее рубище, чтобы облечься в белоснежные одежды церквей».

Оказывается, что эти «белоснежные одежды церквей» появились все-таки под влиянием «древнего рубища», и даже не «романского», т. е. римского, а еще более древнего — этрусского!

Не только искусство градостроительства, но и систему управления переняли римляне от этрусков. Так, Страбон сообщает, что «триумфальные и консульские украшения и вообще украшения должностных лиц были перенесены в Рим из Тарквиний, так же как фасции, топоры, трубы, священные обряды, искусство гадания и музыка, поскольку римляне применяют ее в государственной жизни». Ведь правители этрусского города Тарквиния, как единогласно утверждают предания, были и царями Рима. И те атрибуты, которые мы всегда связываем с римским господством, на самом деле — этрусские. Например, связки прутьев с воткнутыми в них топорами, тога, отороченная пурпуром, кресло из слоновой кости и т. д…

Об искусстве римского скульптурного портрета написана не одна сотня статей и книг. Обязано оно своим происхождением опять-таки этрускам. «Восприняв у этрусков погребальные обычаи, римляне стали сохранять облик покойного в виде восковой маски. Маски передавали индивидуальные черты родича, пользовавшегося почитанием потомков. Впоследствии скульптурные изображения из твердого металла (бронза, камень) следовали этой художественной реалистической традиции», — пишет профессор А. И. Немировский в книге «Нить Ариадны», посвященной античной археологии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Этруски: загадка номер один"

Книги похожие на "Этруски: загадка номер один" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Кондратов

Александр Кондратов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Кондратов - Этруски: загадка номер один"

Отзывы читателей о книге "Этруски: загадка номер один", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.