» » » » Александр Аузан - Институциональная экономика для чайников


Авторские права

Александр Аузан - Институциональная экономика для чайников

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Аузан - Институциональная экономика для чайников" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: О бизнесе популярно, издательство Фэшн Пресс, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Институциональная экономика для чайников
Издательство:
Фэшн Пресс
Год:
2011
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Институциональная экономика для чайников"

Описание и краткое содержание "Институциональная экономика для чайников" читать бесплатно онлайн.



Книга, в которую вошли все статьи серии "Институциональная экономика для чайников". Заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики МГУ Александр Аузан доказывает, что мир — это сборище иррациональных и аморальных оппортунистов, и объясняет, как выжить нём. Читатется легко, показывает многое под новым углом. Несмотря на некоторую простоту, обобщения и пробелы, будет полезна всем интересующимся экономикой, например менеджерам-управленцам, школьникам 9-11 классов и студентам (дополнение к обществознанию и экономической географии).






При этом надо помнить, что модернизация не происходит автоматически, даже если ждать ее очень долго. и уравновешивающие ценности, которые помогут компенсировать нашу тотал ьную креативность, политую недоговороспособность и зацикленность на духовности, вовсе не обязательно появятся сами собой. но что можно сделать, чтобы уравновешивающие ценности появились?

Начнем с культуры. можно ли говорить о том, что при наших духовных традициях мы можем быть прагматиками? легко. потому что, на мой взгляд, важнейшее достижение последних 20 лет — это невиданный в истории скачок от экономики дефицита к обществу потребления. если посмотреть на прочие завоевания 1990-х, то окажется, что и с демократией, и с собственностью, и с рынками дела у нас обстоят, мягко говоря, не идеально. а вот общество потребления есть, и именно его развитие является, как мне кажется, стремниной российской истории и трансформаций последних десятилетий. это единственная сфера, в которой россия имеет полный набор институтов: от гламура и потребительского кредита (пусть недолгого и несовершенного) до законодательства о защите прав потребителей (возможно, лучшего в европе).

Как это получилось? все дело в том, что у миллионов людей, которые выходили из ссср, было одно несомненное и горячее желание — иметь возможность выбора (не только колбасы, но и книг, фильмов, информации). что для этого нужно? — рассуждали они. — демократия? пусть будет демократия. рынок и частная собственность? пусть будут и они тоже. при этом и рынки, и частная собственность, пусть и своеобразные, в советском союзе были: потому что можно было, например, статусы обменять на трубы, трубы на алмазы, алмазы на деньги, а директор завода фактически имел контрольный пакет своего предприятия. а вот общества потребления точно не было, потому что вершиной этого самого потребления, тщательно скрываемой за заборами цековских дач, был уровень европейского среднего класса.

Если посмотреть на политику, можно обнаружить, что каждый режим в последние десятилетия был крепок до тех пор, пока он вел к обществу потребления. в чем была проблема горбачева? он довольно успешно справлялся с идеологическими и политическими преобразованиями, а вот с экономикой дефицита не справился — и потерял поддержку. при этом ельцин получил огромный кредит доверия в абсолютно катастрофических условиях. почему? он все время двигался в сторону общества потребления. а на чем получил поддержку путин? на «путинской стабильности», на расширении рынков, когда общество потребления выросло за пределы москвы и петербурга, а торговые сети шагнули в областные и районные центры.

Возьмем политическое поведение 1990-х годов. оно отлично укладывается в потребительские «эффекты веблена» — демонстративное поведение, присоединение к большинству и феномен сноба. что такое партии интеллигенции в 1990-е годы? типичный феномен сноба: я поддерживаю эту партию, потому что кроме меня ее никто не поддержит. когда обыватели говорят: нам не нужна своя партия — мы всегда поддерживаем победителя, — это типичное присоединение к большинству. ну а демонстративное потребление — это когда бизнесмены партию покупают: да, у нас есть партия в госдуме, пусть не самая важная, зато наша собственная, можем себе позволить такую роскошь.

Я вовсе не пою осанну обществу потребления — это далеко не самая красивая штука в мире, у него есть множество издержек. но именно его нужно взять за точку отсчета. рациональная потребительская традиция, сложившаяся за последние десятилетия, уже распространилась на политическую сферу — просто теперь ее необходимо развернуть в сторону потребления государства. пока же мы имеем тромб — сакральное государство (см. главу 4), которое является ценностью, препятствующей развитию, потому что невозможно улучшить то, что нельзя трогать руками. когда вы начинаете относиться к государству прагматически, как к производителю публичных услуг, вы, опираясь на рациональную потребительскую традицию, выступаете как граждане, которые потребляют государство.

Чтобы эта аналогия стала более явной, можно сделать одну простую вещь: дайте людям на руки их 13 % подоходного налога, и пусть они каждый месяц относят эти деньги государству. они очень быстро начнут задавать вопросы: где школы? где дороги? где больницы? на что потратили наши деньги? сейчас, когда подоходный налог за людей платит работодатель, у них возникает перевернутая картина мира: они считают, что государство, хотя, конечно, и ворует, но при этом их благодетельствует, а вот бизнес — химичит. из-за этого странного рудимента советской практики люди не могут прийти к простой мысли о том, что не они обязаны государству, а государство обязано людям — платя налоги, они вправе требовать тех услуг, которые нужны им.

При этом нельзя забывать о том, что крупнейший массовый производитель неформальных институтов — это школа. именно она прививает представления о том, что хорошо, а что плохо, какие ценности совместимы, а какие — нет. в постоянных спорах о начальном и среднем образовании, как мне кажется, теряются два принципиальных момента.

С одной стороны, как бы нам ни хотелось оставить все как есть, чтобы не сделать хуже, менять школу мы просто вынуждены. результаты международных тестирований показывают, что россия не просто отстает в сфере образования — у нас от начальной школы к университету у человека падает креативность. мы тушим ту креативность, которая рождена в россии культурой и семьей (чего не было раньше, потому что советская школа давала в этом смысле очень высокий результат). значит, что-то надо делать.

С другой стороны, не стоит винить во всех бедах российского образования правительство, потому что школа — всегда в большей мере продукт общества, чем государства. правительство мало что может сделать, если не существует учительского сообщества, если родители не участвуют в жизни школы. многие сейчас сокрушаются: «ах, власть хочет, чтобы семьи платили школе». я на это отвечаю: «семьи и должны платить — но не деньгами, а вниманием и участием». как раз с образовательным бюджетом проблемы бы не было, если бы под ним не скрывались совершенно не образовательные траты. рассуждения о том, что в южной корее на образование тратится 16,5 % ввп, в финляндии — 13 %, а у нас — 3,5 %, и от этого все наши беды, на самом деле не вполне оправданны. допустим, мы поднимем расходы до 8 % — я вполне за, — но что произойдет с этими деньгами? две трети нашего образовательного бюджета — это оплата услуг, поэтому деньги попросту уйдут обратно в трубу (плюс какое-то их количество достанется производителям компьютеров и программного обеспечения). можно ли считать это образовательным бюджетом? я не уверен. для того чтобы деньги расходовались на образовательные нужды, внутри школы должны существовать силы, которые были бы в состоянии администрировать бюджет, управлять им. автономию нельзя дать школьному зданию, ее можно дать кому-то в школьном здании — учителям или родителям, а в идеале тем и другим вместе.

Главная проблема школы — это проблема общественного взаимодействия, причем не только учителей и родителей, но и, например, университетов. приведу пример: мне кажется, что одной из самых главных находок 1990-х годов была идея соросовского учителя, авторство которой принадлежит замечательному биологу валерию николаевичу сойферу. идея очень простая: вознаграждение лучших учителей определяется не школой, не родителями, не министерством, а долголетними итогами. у выпускников сильных университетов спрашивали: «кто в школе, 7–8 лет тому назад, больше всего повлиял на ваше формирование?» именно так выявляются люди, которые заведуют человеческим капиталом нации, а дальше уже их могли бы поддерживать те же самые продвинутые университеты.

Будучи крупнейшим производителем неформальных институтов, школа и сама является институтом, который нужно обустраивать. как? на мой взгляд, через сообщества субъектов, которые принимают непосредственное участие в образовательном процессе. школа станет площадкой общественной коммуникации и сможет успешно прививать необходимые нам ценности — уважение к стандартам, законам и компромиссам. договороспособность должна утверждаться путем объяснения детям, что компромисс — это хорошо, это решение комбинаторной задачки, это оптимизация.

Что же касается стандартов и законов, то здесь едва ли не главную роль играет такой институт, как суд. ведь если суд в принципе работает, то работает он по единым правилам. вы можете творчески осмысливать свою ситуацию в рамках стандарта, но вы не можете выходить за эти рамки, потому что иначе суд просто не сможет принять решение. при этом независимый суд как институт обустроить на удивление легко.

Прежде всего потому, что у нас много хороших, нормальных судей — гораздо больше, чем кажется. они опытнее, чем были в 1990-е годы, они лучше знают действующие законы и проще осваивают новые. проблема в том, что ими манипулируют. хотят ли этого судьи? нет. никакой конкурентоспособный человек не хочет, чтобы его решения манипулировались, потому что тогда его конкурентоспособность никому не нужна — на его место можно посадить любого человека с минимальным (или номинальным) юридическим образованием. точно так же в управляемом суде не заинтересованы хорошие следователи. зачем они нужны, если можно взять оперативника с хорошими кулаками, который будет выбивать показания для необходимого судебного решения?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Институциональная экономика для чайников"

Книги похожие на "Институциональная экономика для чайников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Аузан

Александр Аузан - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Аузан - Институциональная экономика для чайников"

Отзывы читателей о книге "Институциональная экономика для чайников", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.