Нерсесов Яков - Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба"
Описание и краткое содержание "Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена истории и культуре цивилизаций доколумбовой Америки от проникновения первобытных племен на территорию Нового Света до завоевания Центральной а Южной Америки испанскими конкистадорами. Впервые в отечественной исторической литературе предпринята попытка собрать, систематизировать и изложить в доступной для широкого круга читателей манере многочисленные зарубежные и отечественные публикации по истории доколумбовой Америки.
Вполне возможно, что при изучении загадочных «татуировок» Наска следует исходить не из современных представлений об окружающем нас мире, как материальном, так и духовном, а из того, что у любой древней, в том числе и доколумбовой цивилизации, развивавшейся в изоляции от цивилизаций Старого Света, могла быть собственная, своеобразная или даже уникальная оценка мира как Космоса. Следовательно, те, кто создавал и затем использовал рисунки и линии в долине Наска, должны были иметь иное, чем у нас, мироощущение, в частности представление о необходимости жить в полной гармонии с окружавшей природой. Для этого древним жителям Наски, очевидно, достаточно часто приходилось обращаться к своим богам, особенно к божествам-предкам.
Многие индейцы древней Америки верили в существование мифических предков-животных, поэтому нельзя исключать, что в Пампа-де-Наска древние жители создавали… свой гигантский «храм» под открытым небом! Возможно, замысловатые фигуры пустыни Наски изображали именно мифических предков-животных, т. е. для местных аборигенов были животными-покровителями.
Поскольку у многих индейских народов духовное общение с предками-покровителями часто происходило в виде религиозного обряда с облачением в костюм или шкуру почитаемого животного, символизирующим перевоплощение в него, то почему бы не предположить, что нечто подобное существовало у наска. Тогда становится понятным, для чего в контуре каждого рисунка, изображающего животное, есть своего рода «окно» (оно служило «входом» в фигуру животного-божества, т. е. для воплощения в того или иного предка-животного), а все рисунки связаны особой системой линий и полос.
Предположим, что древнеиндейский жрец (а может, просто человек, идущий на поклон к богам) сначала двигался по главной широкой полосе-дороге Пампа-де-Наска, ведущей к «храмам» (фигурам предков-животных), затем сворачивал в нужном ому направлении по одному из многочисленных узких ответвлений от основной дороги к фигуре того или иного предка, животного-покровителя: к обезьяне, кондору, птице, пауку, игуане и т. д. Входя в фигуру своего покровителя, т. е. как бы перевоплощаясь в него, он восхвалял своего духа-покровителя — тем самым еще более усиливая свой духовный контакт с ним. Пройдя всю фигуру, т. е. «воплотившись» на какое-то время в том или ином животном-предке, человек как бы получал возможность «пообщаться» со своим покровителем-божеством — набраться от него сил, получить совет на будущее и т. п. Затем индеец медленно по многочисленным линиям-ответвлениям возвращался от божества назад, в реальный мир, опять на широкую (главную во всей пампе) полосу-дорогу Каждой фигуре, очевидно, соответствовал свой маршрут, ведь к каждому «храмику» (фигуре предка-животного) вела своя «дорога».
Все эти секреты Пампа-де-Наска могла знать только очень небольшая группка жрецов — каста посвященных во все таинства общения при помощи «татуировок» Наски с богами, т. е. с предками-животными. В какой-то момент древнеперуанской истории по неизвестным нам причинам секреты эти не были переданы следующему поколению местных служителей культа. Связь поколений оказалась прерванной: религиозные тайны передаются только от посвященного к посвященному…
В завершении нашего путешествия по пустыне Наски хочется отметить следующее. До окончательного ответа «расшифровки таинственных «татуировок» еще, очевидно, далеко, и это дело будущих поколений исследователей, вооруженных более полными и точными, чем наши, знаниями. Вероятно, именно им придется ответить еще на несколько нелегких вопросов, связанных с насканской «картинной галереей»: каким образом эти рисунки могли создать с такой невероятной точностью люди, которые не умели летать и не видели с высоты своих творений? Как они добились того, что лучи заходящего солнца касались горизонта точно над линией длиной в несколько сот метров с максимальными отклонениями в… пять сантиметров?! Какими «приборами» при этом пользовались? Кто руководил всей этой крупномасштабной «стройкой»?! Вопросы… Вопросы? Вопросы!
На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий н. э. прибрежная культура Наска пришла в упадок, оставив после себя не только изумительные творения своих гончаров-вазописцев и ткачей, но и загадочные «татуировки» Пампа-де-Наска…
Однако не только создатели древнеперуанских прибрежных цивилизаций Мочика и Наска заслуживают нашего пристального внимания. Даже та скудная информация об обитателях горных районов Анд позволяет сделать вывод, что по уровню культурного развития они не уступали населению побережья.
Предыстория инков: Тиауанако и Уари
Что мы знаем о Тиауанако?
Одними из предшественников инков были индейцы из высокогорного (более 3,8 тыс. м над уровнем моря) Тиауанако (VIII–XIII вв. н. э.), располагавшегося на Боливийском плоскогорье в окрестностях крупнейшего (площадью 8300 кв. км) из высокогорных озер соленого озера Титикака,
Окружающая его пуна, или безлесное высокогорное плато, поражает воображение своей дикостью и мрачностью. Это скалистое плато с жесткой травой ичу постоянно обдувают злые ветры с высоких гор. В этом труднодоступном районе Анд за день по четыре времени года: весна начинается с восходом солнца, в полдень господствует лето, вечером царит осень, а ночью правит бал суровая и лютая зима.
Ни один древнеперуанский памятник культуры, кроме, пожалуй, Чавина и Куско, не вызывал у первых европейцев такого волнения и таких фантастических домыслов о его происхождении, как Тиауанако. Долгое время Тиауанако считали останками некой легендарной «мегалитической империи», возникшей чуть ли не 16–17 тыс. лет назад. В древности ежегодно стекавшиеся в южные окрестности озера Титикака многочисленные паломники якобы приносили с собой огромные каменные глыбы, из которых собственными руками возводили мощные стены своего «священного града». Некоторые особо ретивые «исследователи» считали, что к строительству Тиауанако причастны… скандинавские викинги! Есть и другие, порой нелепые версии происхождения Тиауанако: например, Адам и Ева обитали в… Тиауанако, или Тиауанако построили… космонавты-инопланетяне. Сегодня такие версии, придающие Тиауанако ореол загадочности, вызывают лишь скептические усмешки ученых.
Исследователи не исключают, что Тиауанако, подобно центральноамериканскому Теотиуакану, был городом-государством с некой подвластной ему окрестной территорией. Среди руин этого древнего южноамериканского культурного центра, чье население могло насчитывать десятки тысяч (от 20 до 40 тыс.) людей, наиболее впечатляют самая крупная постройка города — Акапана, 15-метровая пирамида с основанием 230 метров, и Каласасайя — приподнятая над поверхностью земли платформа площадью около 1300 кв. м, окруженная четырехгранными каменными столбами. Именно на ней находится знаменитые Ворота Солнца, которые сложены из гигантских 3-метровых андезитовых глыб, весящих много десятков тонн.
Тиауанакские скульпторы были большими мастерами своего дела, оставив после себя множество великолепных статуй (иногда высотой 7 м), запечатлевших скорее всего образы воинов и жрецов. Изящные изделия гончаров Тиауанако не уступают керамике Наска. Порой тиауанакские вазописцы позволяли себе причуды, изображая такие фантастические существа, как, например, крылатые пумы и т. п. Тиауанакцы, несомненно, знали искусство обработки металлов — им были знакомы золото, серебро, медь и бронза; они также были искусными ткачами.
Эта, безусловно, интереснейшая горная культура еще недостаточно изучена. Однако предполагается, что к концу своего существования Тиауанако оказывало существенное культурное влияние не только на свои окрестности, но и на южное Перу, вплоть до пустыни Атакама в Чили.
Уари — наследница Тиауанако?
Результатом культурного влияния Тиауанако, по мнению некоторых ученых, могло быть появление во 2-й половине 1 — го тысячелетия н. э. культуры Уари с одноименным центром, населенным десятками (?) тысяч людей, в горной долине Аякучо в Центральном Перу. Его стены и укрепления, здания и храмы нанимали 10 000 кв. м. Архитектура и скульптура Уари заметно уступали Тиауанако в искусности.
Не исключается, что именно культура Уари распространила свое влияние почти на всю территорию Перу накануне возникновения государства инков, став чуть ли не первой «империей» в Перу в доколумбову эпоху. (Впрочем, это всего лишь гипотеза.) Ее семерным форпостом, очевидно, был город-крепость Виракочапампа в горной долине Кахамарке, а южным — Пикильякта (фантастический лабиринт из более 500 комнат и коридоров) близ Куско. Принято считать, что горная «империя» Уари оказала огромное влияние на развитие современных ей прибрежных культур.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба"
Книги похожие на "Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Нерсесов Яков - Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба"
Отзывы читателей о книге "Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба", комментарии и мнения людей о произведении.