Ю. Щербачев - Поездка в Египет

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Поездка в Египет"
Описание и краткое содержание "Поездка в Египет" читать бесплатно онлайн.
Поездка эта относится собственно к 1876 году. Однако, за истекшие семь лет на берегах Нила и Суэцкого канала ничто не изменилось из того, что здесь описано: предлагаемые наброски ни политических, ни экономических вопросов не затрагивают а касаются исключительно путевых впечатлений туриста, осмотревшего то, что осматривалось, осматривается и во веки будет осматриваться в Египте.
Наброски эти разновременно появились на страницах Русского Вестника. В настоящей книжке некоторые утомительные подробности — по большей части археологические — перенесены из текста в примечания.
Далее, все еще в стенах Большого Храма, помещается дворец этого фараона. Главная палата, когда-то обращенная христианами в церковь, сохранила следы роскошных украшений. В одном из отделов, так-называемой комнате предков (chambre des ancetres), скорее похожей на ряд стойл, чем на комнату, найдена обретающаяся теперь в Париже прославленная «Карнакская таблица», на которой Тутмес III подносит дары пятидесяти шести своим предместникам.
За дворцом Карнакский храм кончается, протянувшись на расстоянии без малого 1.200 футов. У задней половины его Близ юго-западной стены расположено небольшое озерцо, именуемое «озером дагабии» и вероятно служившее для известных обрядов (по Геродоту такие обряды происходили ночью и заключались в мимических представлениях. Название озера, быть может, завещано древними Египтянами, у коих священные лодки играли в церемониях важную роль). От средины той же стены перпендикулярный к ней ряд дворов, соединенных или вернее разделенных пропилонами, и затем дромос (аллея сфинксов) направляются к храму богини Мут, с именами Латира и Аулета Птоломеев на остатках ворот и множеством изувеченных, разбросанных по полу черно-гранитных статуй львинообразной богини Пахт. (Аулетом, т. е. флейтовщиком, назывался Птоломей XIII (от 80 до 52), отец знаменитой Клеопатры (VII). За этим храмом огибая его лежит другое озерцо — подкововидное.
Внутри кирпичной ограды, измеренной Диодором, и кругом неё находится еще много храмов (числом до двадцати) всяких размеров и образца; за редкими исключениями, они почти совсем уничтожены; больший, от коего виднеется одно основание, построен Амунофом III и дополнен Менефтой, Рамзесом IV и Птоломеями.
26
Портик опростан еще по приказанию Мехмед-Али, посетившего Эснэ в 1842 году. Общим видом он напоминает «Большой Небесный Покой» в Дендере, но колонны стройнее и выше (55 футов высоты, при 16 с чем-то в обхвате; как и в Тентирском храме — их 24). Капители представляют цветы папируса, виноградные листья, венцы пальм и проч. Картины изображают богов-супругов, Нум Ра и Неб Ну, и детище их Хака-Пе-Хрот, которым цари приносят по заведенному порядку жертвы. Основателями названы Птоломей VII Филометор, мать его Клеопатра I и Эургет II. Полагают, однако, что первым закладчиком был Тутмес III. В надписях упоминаются также римские императоры: Автократор Августа, Тиберий, Клавдий, Веспасиан, Домициант, Траян, Адриан и Антонин Благочестивый.
27
Храм в Эдфу находился в сокровенной религиозной связи с Дендерским: боги их — Орус, покровитель Appolinopolis Magnae (в иероглифах Теб или Худ), и Атор, владычица Тентиры, съезжались по Нилу на свидание. Кроме всяких религиозных, исторических, географических и астрономических сведении, на стенах храма выгравирована еще довольно подробная его автобиография. В ней говорится, что торжество закладки произошло «седьмого эпифа, десятого года царствования Птолемея III Эургета I», то-есть 11-го или 12-го августа 237 до Р. X., — что здание сооружалось разными царями до Птолемея XIV Аулета включительно, что плат, принадлежит архитектору Эй-эли-хотеп-Эр-Си-Пта и проч. (Судя но одной надписи, можно предположить, что этот храм воздвигнут на месте другого времен Тутмеса III). На воротах приведены в египетских локтях размеры как всего здания, так и отдельных его частей. За двором и многоколонным портиком каждое помещение имеет свое имя. Есть тут «звездная комната» для омовения царя, пред входом его в дальнейшие, заветные палаты, «библиотека» с заглавиями содержавшихся в ней сочинений, «Поварская», «Храмина Побед», «Чертог приношений», «Покой бога Сохема», охранителя драгоценных камней и другие.
Пропилоны, замыкающие двор спереди, любопытны во многих отношениях. На лицевой их стороне выдолблены четыре отвесные желоба, куда были вделаны древки знамен; знамена, повествуется на западном пропилоне, предназначались к тому, «чтобы сломить непогоду небес». Слова эти наводят Бругша на мысль, не были ли такие мачтовые флагштоки первообразом громоотводов. 242 ступени, так маю подержанные, что в сравнении с ними истертые лестницы европейских колоколен показались бы тысячелетними, ведут круговым ходом, сквозь четырнадцать ярусов, на верхняя террасы башен: во всяком ярусе к ходу примыкает полутемная комнатка; свет имеет в нее доступ лишь чрез небольшой пробой, снаружи незаметный.
28
Храмы в Кум Омбо посвящены «господину Нильским разливов», зеленому крокодилоголовому богу, Себек-Ра (в одном впрочем есть также придел Оруса), и относятся ко временам Птоломеев. Один начат Филометром, другой Фисконом, кончены же оба при Аулете.
29
В покоях храма еще две так-сказать официальные надписи: одною, французская экспедиция определяет географическое положение острова Фил; другою, весьма темного значения, некто Antonio Calvi свидетельствует о Spedizione Romana времен папы Григория XVI. Эту последнюю надпись я, чтобы не отстать от спутников, занес в памятную книжку: «Gregorio XVI F. R. (т. е. felicitamente regnante), pegli auspici degli Emi pp (eminentissimi padri?) Camberini e tosti fin qui la spedizione romana sul bordo la Fedelta che dal Tevere a questi scogli. Antonio Calvi.»
30
Главные произведения Египта суть следующие: сахарный тростник, хлопок, пшеница, ячмень, кукуруза, рис, лен, клевер (берсим), конопля, всякие бобы и горох, лупин (Lupinus, у нас их сажают в садах), чечевица, рис, табак, мак, сезам, из зерен которого изготовляют халву, красильные вещества хенэ (Lawsonia Inermis), сафлар, лекарственное растение хелбе и проч.
31
В Храме Сети I семь комнат одинакового размера посвящении Ору, Изиде, Озирису, Амону, Армаху, Пта и самому Сети I (подобно другим фараонам, он произвольно причислил себя к лику полубогов). Тут изображены порядок жертвоприношения, служение различным божествам, священные сосуды, утварь и проч. Кругом зал панелями тянутся длинные росписи номенов (провинций). В узком проходе, на одной стене. Сети и наследник его, мальчик с заплетенными волосами, будущий Рамзес II, изъявляют почтение семидесяти пяти своим предшественникам, имена, или точнее иероглифические печати (cartouches) коих теснятся пред названными царями в двух горизонтальных рядах; третий, нижний ряд заключаешь много раз повторенное имя самого Сети, 76-е по числу. Родословная начинается с Мепеса; фараоны приведены не все, а только покровители Абидоса, подобно тому, как в Карнакской Chambre des Ancetres упомянуты лишь благодетельствование Фивам. На противоположной стороне прохода Сети с сыном поклоняются 130 именам богов.
В храме Рамзеса II,тоже посвященном памяти Озириса, найдена копия с родословной Сети, так называемая Абидосская таблица, в последствии перевезенная в Париж. На ней, пред собранием печатей, один, без отца, уже взрослый стоит вступивший на престол Рамзес.
Абидос назывался у Кобтов Абот, на языке иероглифов Ти или Абту; Фараоны первой династии зовутся тинитами (от This Thinis).
Против Абидоса стоял Lepidotum, жители коего поклонялись рыбе Lepidotus (?).
32
«И поставили над ним (то-есть народом сынов Израилевых) начальников работ, чтоб изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов.» Исход, гл. I, ст. 11.
33
Вода гонится только до Эль-Гисра (верстах в четырех от Измаилии), высшей на её дороге точки; далее она уже сама стремится в низменный, стоящий на морском уровне Порт-Саид, куда, вследствие прохождения по трубам на расстоянии шестидесяти слишком верст, притекает настолько чистою, что ее можно пить не цедя. Между Порт-Саидом и Измаилией станции канала наделены водоемами, и, кроме того, на пути труб приблизительно чрез каждые пять верст устроены цистерны. На юг пресной воды не гонится: канал, проведенный от Нила к Измаилии, продолжен отсюда вдоль морского канала до Суэца. Пресный канал от Каира до Измаилии в 1876 году должен был обратиться в судоходный; при мне работали над последним его шлюзом.
34
Книга Бытия, гл. XLVII, стих. 6. «Земля Египетская пред тобою, на лучшем месте земли посели отца своего и братьев своих; пусть живут они в земле Гесем» ст. 11. «И поселили Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел Фараон.» Вероятно этим последним именем Моисей называет страну анахронически, т. е. по имени города выстроенного Израильтянами в последствии (см. прим. 32).
35
Течение на канале образуется только во время прилива или ветра. Почти незаметный в Средиземном море, прилив гораздо значительнее в Красном (в Чермном 1 метр 30 сантиметров, в Средиземном всего 10 сантиметров); он производить течение с юга на север, иногда доходящее до Тимсы. При северном ветре наблюдается обратное явление: вода стремится из Мензалэ к Тимсе. Водораздел морей находится между Тимсой и Горькими Озерами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Поездка в Египет"
Книги похожие на "Поездка в Египет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ю. Щербачев - Поездка в Египет"
Отзывы читателей о книге "Поездка в Египет", комментарии и мнения людей о произведении.