Жан Флори - Идеология меча. Предыстория рыцарства

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Идеология меча. Предыстория рыцарства"
Описание и краткое содержание "Идеология меча. Предыстория рыцарства" читать бесплатно онлайн.
Книга швейцарского исследователя Ж. Флори посвящена проблеме формирования идеологии дворянского сословия. Анализируя редкие, малоизвестные исторические материалы, автор рисует картину эволюции взглядов на войну и роль воина в раннесредневековом обществе, в результате чего идеологические основы рыцарского самосознания выступают рельефно и обоснованно. Данный период тем более интересен, если учесть, что кодекс «рыцарской чести» и миф о «честной и благородной» войне оказали последующее влияние на европейскую культуру XVIII–XIX вв.
Книга написана живым, образным языком и будет интересна широкому кругу читателей.
350
См выше, с 155
351
Защита церквей упоминается семь раз, справедливое правление — три раза, защита родины — два раза, защита вдов и сирот — один раз О pauperes речи нет
352
Folz R. Le monde germanique //Histoue Unwerselle Paris, 1957, t II, p 610 (Coll Pleiade;
353
Ordo II, 2 //Elze R Die Ordines fur die Weilie und Kronung des Kaisers und der Kaisenn Hannover 1960, S 45
354
См выше, прим 5 на с 168, где можно найти текст этой молитвы
355
Ordo отгоновской императорской коронации, VIII, 1 Promissio imperatons promitto < > те protectorem ас defensorem esse hums sanctae romanae ecdesiae in omnibus utihtatibus < > (Обещание императора обещаю < > во всех случаях быть покровителем и защитником святой римской церкви) Текст по Elze R Op at, S 17, или Schramrn P E К К Р, IV, p 182
356
Текст, сопровождающий передачу меча асаре gladtum per manus episcoporum < > (прими меч из рук епископов < >), обрывается после vim equitatis ехегсеач (проявишь силу справедливости) и таким образом исключает покровительство верным, преследование ложных христиан, защиту вдовы и сироты Нам неизвестны причины этого урезания, как и предшествующего ему молчания
357
См Elze R Op at,S 5455
358
См.: Elze R. Op. cit, S. 28, 42–43. Возможное, но рискованное объяснение: повышение идеологического значения рыцарства во второй половине XII века, когда в некоторых ритуалах посвящения меч уже связывается с изучаемой нами этикой. Тогда следовало бы говорить о возвращении суверенам через посредство рыцарства формул, первоначально разработанных для них же. Отмегим, что эти церемонии коронации происходят перед алтарем святого Маврикия, одного из главных «военных» святых, ставших патронами рыцарства.
359
См текст: Vogel С. et Elze R. Op. cit., p. 379.
360
Cm. Flori J. Chevalerie et liturgie, упомянутая глава, р. 270 ss.
361
Benedictio ensis (благословение меча) — тексты см. Vogel С. et Elze R. Op. cit., p. 379; Franz A. Op. cit., p. 294.
362
См выше, с 171, прим 38
363
Об этой враждебности и об общем упадке королевской и епископской власти см Lemangnier J. F. Le pouviur royal aux premiers temps capetiens, 9871101 Paris, 1965, p 7379
364
Cp. Bhgny В. L Fgltse et les ordres rehgieux dans le royaume de Bourgogne aux XI et XII stecles Grenoble, 1960, p 465 Однако роль Клюни в грегорианской реформе не следует переоценивать, как указывает Д Ноулс Knowles D Les moines Chretiens Paris, 1969, p 51–53 вслед за Г Телленбахом Tellenbach G И monachesimo reformato e i laici nei sec XI e XII III laici nella societas Christiana dei secoh XI e XII Milano, 1968, p 118–142, см также PoulinJ С L idealdesaintetedans I Aquitaine carolingienne, d apres les textes hagiographiques (750–950) Laval, Quebec, 1975
365
Cm Lemarignier J. F. et Gaudemet J. Histoite des institutions francaises аu Moyen Age les institutions ecclisiastiques. Paris, 1962, p 5462
366
Duby G Les trots ordres Op at, p 177
367
На эту тему см у Р. Грегуара, «стать чуждым мирским нравам», о презрении к миру в средневековой латинской монастырской литературе, в изд. Le mepnse du monde, Paris, 1965, p 4749
368
Cp. Congar Y. Les laics et l'ecclesiologie des ordres, chez les theologiens du XI-е et XII-е biecles /// Laici nella societas Christiana dei secoli XI e XII 3'' settimana Internationale di Studio Mendola Milano, 1968, p 93
369
Ratherius Veronensis. Praeloquia, 1,11, P L 136, col 236
370
Ibid, col 235 См также I, 13
371
Da Milano I. La Spiritualita dei laici nei «Praeloquia» di Raterio da Verona //Raterio da Verona, convegni del centro di Studi sulla spiritualita medievale, X Todi, 1973, p 35–93, особенно р 48
372
На эту тему см. Моr С. G. Raterio di fronte al mondo feudale // Raterio da Verona Ibid,p 165–186 См также Chelmi J. Les laics dans la societe ecclesiashque carolingienne //I laici nella societas Christiana Op at, p 23–55
373
Ratherius Veronensis Praeloquia I, X, 23 — P L 136, col 167
374
О положении дворянства в то время см. Kallfelz H. Das Standesethos des Adels im 10. und 11. Jahrhundert. Wurzburg, 1966, Tabacco G / «Liberta del re» nella Italia carolingia e post carolingia. Spoleto, 1966
375
Ratherius Veronensis. Praeloquia I, II, 3 — P L 136, col 149150
376
Batany J. Sa these «Les engines et la formation du theme des etats du monde», chapitre 10, p 367 См также Cardim F. Alle radici Op at, p 221, Cavallan V. Raterio e Verona Qualche aspetto di vita cittadina del X secolo Verona, 1967
377
Ratherius Veronensis Praeloquia I, II, 4 — P L 136, col 272273
378
См, например Halphen L. Le Comte d'Anjou аи XI' siecle. Paris, 1906, p 151–177, Boussard J L'origine des families seigneunales dans la region de la Loire moyenne // С С М, 5, 1962, p 302–332 Общий обзор см. Werner К F Untersuchungen zur Fruhzeit des franzosischen Furstentums, 910 Jhdt //Die Welt als Geschichte 1958, S 279–283,1959, S 187, 1960, S 117119
379
См. Chedeville A. Chartres et ses campagnes, XI'-XII' siecles Paris, 1973, p 254
380
Ср. Lemangnier J. F. Les fideles du roi de France, 936–987 // Recueil de travaux offerts a Clovis Brunei Paris, 1955, t II, p 138–162, Structures monastiques et structures politiques dans la France de la fin du Xе et des debuts du XIе siecle / /Sethmane di Studio sull Alto Medtoevo, p IV Spoleto 1957, p 357400
381
См. Dhondt J. Etudes de la naisbance des principautes territoriales en France (IX–X' s.) Brugge, 1948
382
Duby J L'lmage du prince en France au debut du XIе siecle // Cahiers d Histoire, 1972, p 211216
383
Cm Bosl К Potens und Pauper Begnffsgeschichthche Studien zur gesellschafthchen Differenzmrung lm fruhen Mittelalter und zum «Paupensmus» des Hochmitelalters // Festschrift О Brunnei Gottingen, 1963, S 6087
384
Здесь существует два варианта толкования. К. Эрдман Erdmann С. Die Ent tehung des Kreuzzugsgedankens Stuttgart, 1955, S 78, полагает, что «Vita Geraldi» была написана в основном для мирян, чтобы показать, что святая жизнь и их состояние совместимы По мнению П Руссе Rousset P Note sur la situation du chevalier a l'epoque romane / / Litterature et hnguistique Recueil d etudes offertes а В Gagnebin Lausanne, 1973, p 196, аббат Клюни хотел с помощью этой «Vita» воспитывать монахов Впрочем, оба толкования не совсем несовместны, как мы сейчас увидим
385
Eudes de Cluny Vita sanctt Geraldi coimtis Aunhacensis, P L 133 col 675
386
Ibid, col 662, 664, 671 О роли Одона Клюнийскою в формировании новой мирской духовности см Rosenwem В Н and Little L К Social Meaning in the Monastic and Mendicant Spnituahties //Past and Present 63, 1974, p 432
387
<> Christus more suo glonosus inihtem (< > По обычаю своему славный воин Христов) Ibid, col 664
388
Athleta coeleshs militiae Ibid, col 669
389
На эту тему см Prinz F. Klerus und Krieg im Mittelalter Untersuchungen zur Rolle den Kirche beim Aufbau der Konigshenschaft Stuttgajt, 1971
.
390
Licuit igitur laico homini in ordine pugnatorum posito gladium portate lit ineime vulgus velutnnocuum pecus a lupis, ut scuptum est, vespertims defensaret (Мирянину, входящему в ordo pugnatorum, дозволено носить меч, дабы, как сказано в писании, защищать безоружный люд, словно в вечерние часы беззащитный скот от волков) Ibid, col 647
391
Ibid
392
Duby G Les trots ordres Op at, p 126
393
Delaruelle E. Essai sur la formation del'iduedecroisade//B L £, 45, 1941, p 24
394
< > Et tamen ita protectus a Deo sit, ut gladium suum, stcut supia diximus, nunquam humano sanguine cruentaveiit (< > И однако Бог так хранил его, что свои меч, как мы уже сказали, он ни разу не обагрил человеческой кровью) Vita Geraldi, P L 133, col 647
395
<> Invitus itaque tenebatur in saeculo (< > Против желания остался в миру) Ibid, col 675 Об отношениях рыцарей и монастырей, в частности, в связи с Одоном Клюнийским, см Rousset P Note sur la situation du chevalier a l'epoque romane, op at, p 196199
396
Об этом см DelaruelleE Op at, p 25
397
Vila Geraldi, ibid, col 671, а особенно 607, где аббат Клюни подчеркивает, что истинная религия состоит в презрении к миру См также похвалу монашеству, col 554 и 675
398
Vita Geraldi, und, col 692 О Geralde qui merito bonus vocans qms jam ent, sicut tu, sustentator tndtgentium? Quis nutntor pupillorum, vel defensor viduarum? Quis dolentium consolator? Certe quis potentiae tuae culmen ita pauperibus in Christi? (О Геральд, кому ты по праву вознесешь хвалу, чтобы он был, подобно тебе, помощником нуждающихся? Кто еще питал сирот или защищал вдов? Кто утешал скорбящих? Воистину, кто сделает ниже вершину твоей обильной помощи столь бедным людям?) О подоплеке духовности см Poulin J С L'ideal de samtete dans I'Aquitaine carolingienne d'apres les sources hagiographiques (750–950) Laval, Quebec, 1975, p 125 ss
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Идеология меча. Предыстория рыцарства"
Книги похожие на "Идеология меча. Предыстория рыцарства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жан Флори - Идеология меча. Предыстория рыцарства"
Отзывы читателей о книге "Идеология меча. Предыстория рыцарства", комментарии и мнения людей о произведении.