Владимир Аннушкин - История русской риторики. Хрестоматия

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История русской риторики. Хрестоматия"
Описание и краткое содержание "История русской риторики. Хрестоматия" читать бесплатно онлайн.
Хрестоматия по истории русской риторики включает многие впервые публикуемые материалы рукописных риторик XVII‑XVIII вв., а также ставшие библиографической редкостью учебники XVIII – первой половины XIX в. Историко-филологический комментарий позволяет познакомиться с биографиями и творчеством основных ученых-риторов, профессоров академий и университетов.
Хрестоматия может быть полезна учителям-словесникам, преподавателям риторики в средней школе, а также специалистам-филологам.
2) вид избранный притворити, глаголя, яко сие отроча естественно есть чюдно благодатию, избраннейшо достоинством, честностию радостнейшо, в наслаждениих добродетелнейшо;
3) остроту ума и чудную сладость, юже оттуду износит, или во еже восхити начала изрядных художеств, и во еже глаголати остро, сравнити же ум его чистейшему алавастру, отверсту присно во еже изливати сладчайшую воду учителств и прочая;
4) движений или начертаний его красоту, яже раждает ему от всех любовь и прочая;
5) добродетели, случавшыяся в младом возрасте, яко стыд (говение), нравов чистоты, детских играний презрение, мудрование, тягость и прочая;
6) надежду великих вещей, глаголя, коликий свет славы излиет сия пресветлая звезда и самый полуднь лет, яже толико возблиста на возсияние своего возраста. Но довлеет сия лицу отрочати реченая, да приидем же на похвалу отрочате, удобно избереши и иным приличная.
Похвала юноши. О юноше можеши похвалити (по главам сим):
1) добродетели душевныя;
2) силы умныя, яже показует;
3) телесныя дары;
4) еще добродетель юноши благая будет, аще лишится злоб юности естественных сущых.
Похвала мужа. Понеже возраст мужа есть крепкий и цветнейший и изобилен великих добродетелей и ниже удобно похотем работает, невозможно лучше и похвалити, разве аще покажеши в нем добродетели великия и многия и никакому злу и подлежаща или зело малым, яковым же быти оным добродетелем мало после научу.
Похвала старым. Старого похвалити:
1) от твердости ума; яко не повреждается немощию злых от недугов и от повреждений старости;
2) от свойственнаго благочестия и от превосходящаго мудрования;
3) от разума сравняти с великим обычаем вещей;
4) совершенства совершенныя добродетели;
5) к сим приложатся и иные похвалы, яко: аще не разрушится киим‑либо тлением злых, им же возраст оный подлежит.
Похвала царю или царице. Мужие и жены, царие или царицы свойственныя имут похвалы, их же не имат кииждо простый человек. Тем же аз изочту их благо особно.
Похвале цареве от сих добродетелей леть составлятися:
1) еже к Богу благочестия, от еже к подданным свободы, от еже к повинным благоутробия, от еже ко всем человеколюбия и прочая;
2) от прилежания, еже управляти жителство; от правды во еже защищати неповинныя и мучити злыя; от воинския добродетели, во еже сокрушати враги; от мерности, во еже обуздати похоти; от великолепия в градския здания и в дарования и прочая. Царицы похвалы сия суть:
1) от светлости рода;
2) от перваго воспитания возраста благочестна и свята;
3) деторождение и чад изрядное воспитание;
4) еже к мужу покорение;
5) ума мерность, стыд, жизни совершенность, свобода, равность в благополучных вещех;
6) твердость в противных, теплое тщание, ко еже распространити благочестие и прочая.<… >
Вопросы и задания
1. На каком основании Софроний Лихуд выделяет три рода риторики («риторической силы»): Божественное благоглаголание, риторику ироическую (святоотеческую) и человеческую (см. предисловие)?
2. В чем смысл уподобления Лихудом риторики, Бога и души (см. кн. 1, главу 2)?
3. Как Софроний Лихуд иллюстрирует пользу риторики для «воинства» (глава 3)?
4. Какими словами Софроний Лихуд называет основные части (разделы) риторики и в чем их необычность по сравнению с допетровскими сочинениями?
5. Какие сравнения находит Софроний для определения «мест риторских»? Каким образом Софроний предлагает распространять содержание речи в соответствии с каждым внутренним и внешним местом?
6. Что такое красноглаголство? От чего оно происходит? Что такое начертание?
7. Что такое изложение? В чем смысл разных видов изложения: естественного, хотетелного и художественного!
8. Как осуществляется похвала вещам (вне человека) и похвала лицам? Насколько советы Лихуда можно соотнести с современной эпидейктической риторикой? Насколько необычен «образ человека» у Софрония Лихуда? В чем этот «образ» близок идеалам античной Греции, а в чем христианским добродетелям? Можно ли сказать, что современные риторы пользуются приемами похвалы, аналогичными приемам С. Лихуда?
Михаил Усачев
Риторика (1699)
Публикуемая «Риторика» была авторизована Михаилу Усачеву на основании записи в конце списка ГИМ, собр. Щукина, № 803: «Писавый сию книгу, глаголемую риторику, многогрешный книгописец Михаил Иоаннов сын Усачев в лето 7207 (1699) год месяца в день» (л. 154 об.). Впрочем, эта запись может говорить и о том, что Усачев является всего лишь переписчиком сочинения. О самом Усачеве известно также, что он переписал «Азбучный патерик» в 1697 г.
Исследователи Д. С. Бабкин, В. П. Вомперский, А. С. Елеонская пишут о том, что «Риторика» М. Усачева заимствует схему расположения из первой русской «Риторики» 1620 г. На наш взгляд, она вполне самостоятельна. Чтобы представить читателю содержание и композицию «Риторики» М. Усачева в обобщенном виде, предлагаем ее описание по «книгам» и «главам». Л. 4—12 – вступление с определением риторики и описанием 3-х родов речей, 5 разделов риторики и способов овладения риторикой («естество», «наука», «частое употребление» – упражнения и «подражание»). Позднее Ломоносов возьмет из вступления Усачева не только композицию параграфов и основную терминологию, но и в самих определениях «риторики» (1743 г.) и «красноречия» (1747 г.) будет перерабатывать определения Усачева.
Л. 13–51 – «Книга первая. Понеже всяк премудрый ритор долженствует, во-первых, изобрести утверждение предложения своего…» – в 29 главах дано описание общих мест – способов нахождения материала речи. В «Риторике» Усачева классификация «мест врожденных» (происходящих от свойств самого предмета) и «привзятых» (аргументация со стороны) дается наиболее пространно и подробно по сравнению с другими риториками.
Л. 51 —107 – «Книга вторая. О расположении. Расположение есть вторый чин риторский…» Здесь объясняются «части глаголания: начало, повесть, утверждение, заключение» и их проявление в родах речей («показание лиц, действ, вещи», род разсудителный и род судейный).
С л. 107 об. – новая часть «О расположении доводов» с главами о «силлогисме», «ентимеме», «воведении», «прикладе», «сорите», «дилемме».
С л. 117 начинаются непронумерованные главы «о красноглаголании» (по смыслу это начало новой книги), где изложены виды тропов (синекдоха, метонимия, металипс и т. д.) и «схиматов» – фигур речи. Продолжен раздел главами «О приличном положении речений и сказаний» (эта глава опубликована в кн.: Вомперский В. П. Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трех стилей… с. 188–189), «О сложном положении речений», «о точках» (учение о периоде).
На л. 148 об. – 154 – завершение «Риторики» традиционными главами «О памяти», «О естественной фисице», «О произвещении».
Известны 14 списков «Риторики» М. Усачева. Ниже публикуется вступительная часть «Риторики» по списку ГИМ, собр. Щукина, № 803, л. 4—12 об.
Что есть риторика? Риторика есть наука добре, красно и о всяких вещех прилично глаголати. Егда риторика наричется наука добре глаголати, и сим разнствует от неправаго и неграмматичес‑каго глаголания, яко добре глаголати есть грамматически глаголати. Егда же наричется красно глаголати, и сим разнствует от граматики, яже токмо добре учит глаголати, а не красно, сиречь никаковых красноглаголания рядов устроений, образов, начертаний, тропов или схиматов не учит употребляти. Егда же наричется о всяких вещех прилично глаголати, и сим разнствует от многоглаголания сих людей, иже от естества имеют ко глаголанию наклонение. Аще же и красно изглаголати не от науки, но даром естества случится им, обаче неприлично к вещи, ибо недоумеют во утвержение доводов чинно изобрести и оныя чинно расположити: ни начала, ни средины, ни конца во глаголании умеют устроити, кольми же паче чинов сим частем должным усмотрити. Аще убо риторика есть наука о всяких вещех прилично глаголати, тем же риторики веществом суть вся вещи, о них же глаголати возможно, сиречь всякое вопрошение ко глаголанию предложенное.
Глава (1) – я. Вопрошение есть сугубое: неопределенное и определенноеНеопределенное по-гречески thesis – российски положение и предложение – егда о чесом обще вопрошается, сиречь о всем роде, кроме всякаго знаменования лиц, времене, места, действа, наприклад: всякий ли человек по естеству разумети хощет? всякое ли государство мудрость любит?<… >
Определенное вопрошение по-гречески ypothesis (роски‑дело или вина) есть егда о чесом вопрошаем в единстве, еже знаменуемое есть лицем, местом, временем, делом и прочим окрестностями, от них же возглаголется впреди, на приклад: правдою ли Сократис по естеству разумети хощет? истинно ли государство российское мудрости желает?<… >
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История русской риторики. Хрестоматия"
Книги похожие на "История русской риторики. Хрестоматия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Аннушкин - История русской риторики. Хрестоматия"
Отзывы читателей о книге "История русской риторики. Хрестоматия", комментарии и мнения людей о произведении.