Виктор Петров - Колумбы российские

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Колумбы российские"
Описание и краткое содержание "Колумбы российские" читать бесплатно онлайн.
В трилогии Виктора Петрова (1907-2000) «Колумбы российские» повествуется о судьбах русских первопроходцев, основателей Российско-Американской компании, посвятивших свои жизни освоению Русской Америки.
Повести «Колумбы российские» и «Завершение цикла» рассказывают о главном правителе русских колоний Аляски Александре Баранове. Герой романа «Камергер двора» — талантливый государственный деятель царский камергер Николай Резанов, с которым связана одна из самых романтичных и трогательных историй того времени — история его любви к пятнадцатилетней испанке Кончите.
Единственное средство заглушить это похабство, барабанящее в уши, глубже уткнуться в божественные книги, и в унисон, всей братией, на старинные распевы, петь церковно-служебные песнопения.
Упруго надуваются, выпирают паруса, влекут судно вперед, к Америке; пляшет корабль на гребнях высоких волн во время штормов, легко скользит по гладкой поверхности успокаивающегося океана. Все ближе и ближе заветные острова. Временами кажется инокам, что они душу отдают Богу, настолько свирепо треплет и швыряет корабль разбушевавшийся океан; в другие же дни они громко славят Бога за наступивший покой и спасение их от верной смерти.
И все это время по необозримому водному пространству разносится то разухабистое многоэтажное сквернословие, то звуки церковного пения, как бы вступающего в единоборство с ним. Вечная борьба добра и зла, никогда не ослабевающее соревнование. Чем громче крики и ругань, тем сильнее повышают голоса монахи… Устают люди, засыпают, стихает и монашеское пение или чтение молитв.
Закончен, наконец, трудный путь. Показываются очертания острова Кадьяка. Корабль входит в новую Павловскую гавань, построенную Барановым во имя апостола Павла после того, как вспенившийся вдруг океан в 1792 году кинул на берег громадную приливную волну и смыл до основания селение в бухте Трех Святителей.
Если монахи думали, что путь их был тяжел, что общество на корабле хуже некуда и что, прибыв в главную колонию компании, они отдохнут наконец и смогут заняться своей плодотворной просветительской работой, то велико же было их разочарование, когда, сойдя на берег, они увидели кучку небольших изб, ничего общего не имеющих с фантастическим городом Шелихова.
Баранов находился на берегу, когда корабль прибыл из Охотска. Вначале он был искренне рад встретить братию духовной миссии и ее главу архимандрита Иоасафа, к которому он смиренно подошел под благословение. Не виноват он, что члены миссии ожидали увидеть большое селение, описанное им в радужных красках Шелиховым.
Не видно ни благоустроенных келий для монахов, ни добротных изб… ничего… только приземистые хибарки там и здесь, утопающие в грязи, да унылые землянки алеутов. Никто не бросился помогать монахам сойти с корабля, снести их нехитрый скарб.
Архимандрит Иоасаф, стоявший на палубе рядом с Барановым, посмотрел на берег, на унылую картину селения и, с плохо скрытым чувством раздражения буркнул:
— Где будет братия устраиваться-то?..
Баранов сразу почувствовал недовольную нотку у отца-архимандрита, и вдруг горячая волна недоброжелательства и даже враждебности ударила ему в голову. Он внутренне весь закипел и против Шелихова, и против всей компании, кормившей его больше обещаниями, чем поддержкой. С покрасневшим лицом Баранов отвернулся от архимандрита и зло посмотрел на присмиревшую группу монахов — на тех тоже подействовал унылый вид селения. Отвернулся управляющий в сторону, отдал какое-то резкое приказание и буркнул невнятно:
— Устраиваться значит надо…
Позвал Кускова:
— Отведи-ка, Иван, отцов в казарму, пусть располагаются там…
И сам быстро зашагал в свою избу, не сказав больше ни слова отцу-архимандриту.
Иноки взвалили вещи на плечи и пошли следом за Кусковым. Им все еще казалось, что вот сейчас, наконец, они подымутся на бугор и за ним увидят опрятные домики из свежесрубленного леса для миссии, все еще пахнущие смолой, что они теперь смогут обосноваться в приготовленных для них помещениях, смогут наконец отдохнуть от мучительной, бесконечной качки, которая так измотала их.
2
Подошли к длинной, низкой грубосколоченной избе с низкой же дверью. Нужно сгибать голову, чтобы не удариться о косяк, когда входишь в помещение. Это — так называемая казарма, о которой говорил Баранов.
Кусков широко распахнул дверь и вошел внутрь. Следом за ним двинулись монахи. Тяжелый, спертый воздух встретил пришельцев. Остро ударил в нос удушливый запах десятков потных, немытых людских тел с явной примесью сивушной вони. Видно было, что алкоголь в казарме не переводился. Вся казарма в виде одной огромной низкой комнаты была тесно заставлена койками, большая часть которых была занята телами промышленных. Кое-кто спал, тяжело развалившись на койке, кто-то храпел во всю мощь, кто-то громко разговаривал, и весь этот шум и гам беспрерывно сопровождался визгом и взрывами женского смеха. Промышленные развлекались с «девками»-алеутками.
Возмущенный архимандрит остановился на пороге:
— Что это значит? Вы не ошиблись, господин Кусков? Туда ли вы нас привели?! — крикнул он.
Тот спокойно оглядел монахов:
— Трудно ошибиться, отец, других помещений у нас нету! Вот располагайтесь на свободных койках, кладите на них свой скарб.
Иоасаф повернулся:
— Я буду жаловаться Александру Андреевичу. Вы не можете заставить нас жить в одной избе с этими пьяными людьми и гулящими девками. Это безобразие. Вам нужно было бы иметь побольше уважения к нашему монашескому сану…
Кусков пожал плечами и вышел.
— Располагайтесь, как можете! — крикнул он с Порога.
Монахи вышли на двор.
— Подождите здесь, братие, — остановил их отец Иоасаф. — Я пойду к управляющему и выясню, в чем тут дело!
Он быстро зашагал к конторе правителя, размахивая широкими рукавами и полами черной монашеской рясы.
Прошло с полчаса. Наконец, архимандрит быстро вышел из конторы, и по его красному, возмущенному лицу было видно, что понимания у Баранова он не встретил.
Кусков, облокотясь о косяк двери, стоял и спокойно ожидал главу духовной миссии, искоса наблюдая за ним. Иоасаф таким же размашистым шагом с развевающейся рясой подошел к инокам и только молча развел руками, не в силах сказать что-либо от возмущения.
Наконец он обрел дар речи:
— Делать нечего, отцы. Нужно мириться с тем, что есть. Обещает правитель, что скоро построит наши кельи, если мы сами поможем. А сейчас не спать же нам под открытым небом. Уже ночь надвигается. Будем пока что в казарме устраиваться. Спаси, Господь, это злачное место.
Он широко перекрестился и шагнул к двери, которую Кусков нарочито услужливо открыл перед ним. Отец Иоасаф вошел внутрь, и за ним, как послушное стадо, заторопились остальные.
Архимандрит мрачно оглянулся по сторонам.
— Где устраиваться-то? — спросил он, не глядя на Кускова.
Тот молча указал рукой на пустые койки.
— Ну ладно, братие, давайте-ка располагаться, переспим ночь, а там — утро вечера мудренее, может, что завтра и придумаем.
Визг и хохот в углу прервали слова инока. Он брезгливо поморщился.
— Ты, отец Ювеналий, устраивайся вон там, — Указал он высокому, уже полнеющему, спокойному иеромонаху. Тот поклонился, тряхнул русыми волосами и, ничего не сказав, потащил свой мешок в угол казармы.
— Эта вот койка будет для отца-иеромонаха Афанасия. Отец иеромонах Макарий займет койку рядом с отцом Афанасием. Здесь будет отец иеродиакон Нектарий…
Нектарий опустил яркие, жгучие, как угли, черные глаза, горящие на тонком аскетическом лице и, низко поклонившись архимандриту, пошел к своему месту.
— Отец Стефан, вон туда, — приказал Иоасаф маленькому, худенькому иеродиакону. Тот нервно одернул свою порыжевшую ряску и бочком, точно боясь зацепиться за оскверненные грехом койки и стены казармы, прошел на свое место.
Иоасаф оглянулся на оставшихся двух монахов.
— А, вы еще, — вспомнил он смиренно стоявших в стороне иноков Иоасафа и Германа. — Вам придется устраиваться вон на тех двух койках, отцы!
Монахи низко, в пояс, поклонились ему и пошли к назначенным им койкам.
Скромный на вид Герман ничем не отличался от других монахов, однако привлекал внимание всех какой-то особенной, исключительной простотой, а главное — своими яркими, лучистыми глазами, из которых как будто исходило какое-то магическое сияние. Вот такими тихими, излучающие святость, писали древние иконописцы изображения святых угодников, отцов церкви.
Из всех восьми монахов Герман был самый простой, самый смиренный, готовый услужить всем вместе и каждому в отдельности.
Духовная миссия, возглавляемая архимандритом Иоасафом, состояла из восьми человек. Из них шестеро были завербованы в Валаамском монастыре, а двое — иеромонах Макарий и иеродиакон Стефан — были взяты из Коневского монастыря. Нужно сказать, что все члены духовной миссии, положившей начало русской миссионерской деятельности в Америке, искренне стремились в Русскую Америку и мечтали о приведении в православие местных туземцев. Не их вина, что, прибыв на Кадьяк, они нашли: все нужно начинать сначала. То, что им было обещано в Петербурге, оказалось пустыми словами. Естественно, они были возмущены, и это явилось началом трений и невыносимых отношений между ними и Барановым: тот никак не мог взять в толк, как могут монахи требовать него бы то ни было у него в тех условиях, в которых он жил со своими промышленными.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Колумбы российские"
Книги похожие на "Колумбы российские" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Петров - Колумбы российские"
Отзывы читателей о книге "Колумбы российские", комментарии и мнения людей о произведении.