Борис Данилов - Жизнь-поиск
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жизнь-поиск"
Описание и краткое содержание "Жизнь-поиск" читать бесплатно онлайн.
Встретив незнакомый термин или желая детально разобраться в сути дела, обращайтесь за разъяснениями в сетевую энциклопедию токарного дела.
Б. Ф. Данилов
ЖИЗНЬ — ПОИСК
ОТ АВТОРА
Все, что есть ценного на земле, создано руками рабочих.
Ф. ЭнгельсРуководители хозяйственных и партийных организаций нередко просят новаторов: «Научите молодых рабочих тоже быть искателями нового в технике, помогите им стать новаторами». И чаще всего они получают уклончивый ответ. Причину этого нетрудно понять. Ведь для того чтобы стать новатором, т. е. создать что-то действительно новое в технике, нужно прежде всего знать и уметь делать все, что знали и умели до тебя тысячи искуснейших мастеров в данной области.
Автором полезного и нужного стране изобретения обычно становится мастер своего дела, изучивший и освоивший все работы своих предшественников. А это совсем не просто. Поэтому я хочу предупредить читателей: те из них, которые думают, что найдут в этой книге «руководство к выращиванию молодых новаторов», должны будут разочароваться — руководства тут нет. Его и не может быть. Путь к изобретательству долог и труден, оно требует постоянной учебы на протяжении всей жизни, ибо никакая школа, никакой институт не могут заменить опыт жизни.
В. И. Ленин завещал нам: «Учиться, учиться и еще раз учиться!» Я понимаю этот завет так, что учиться надо и когда ты молод, и когда у тебя седина на висках.
Из рядов нашей молодежи вышло немало замечательных новаторов и изобретателей, и все они, прежде чем сказать свое слово в технике, прошли большую и порой суровую школу жизни, научились отлично работать теми методами, какие считали лучшими их предшественники и учителя. Я лично всегда готов учить молодых рабочих сложнейшему искусству токаря-лекальщика, а вот научить их новаторству не могу.
Получив необходимые знания и навыки, изучив весь опыт новаторов какой-то отрасли техники, человек инициативный сам станет на путь новаторства, если в нем, как говорят, есть «искра божья», если он способен дерзать.
С. М. Киров говорил: «Нужно дерзать… коммунист всё может». И не случайно почти все наши наиболее известные новаторы — члены Коммунистической партии.
В этой книге я хотел показать, что в нашей стране каждый рабочий, любящий свою профессию и умеющий дерзать, может внести свой скромный вклад в дело технического прогресса нашей Родины.
С момента выхода в свет первого издания книги прошло более трех лет. За это время советский народ, претворяя в жизнь решения XXIV съезда КПСС, успешно выполнил план четырех лет девятой пятилетки, много сделал для дальнейшего оснащения промышленности и сельского хозяйства новейшей техникой. В борьбе за технический прогресс рабочие-новаторы по-прежнему были в первых рядах, принимали горячее участие в создании и освоении новой техники и технологии, вносили свой вклад в совершенствование производства, без отрыва от своей основной работы создавали новые высокопроизводительные, надежные и долговечные инструменты и устройства.
Во втором издании книги я несколько расширил публицистическую часть, а также прибавил описание некоторых технических новшеств, созданных за последние три-четыре года. Сделать это заставило следующее обстоятельство. После выхода в свет книга обсуждалась на читательских конференциях ряда заводов, и на них довелось услышать заявления, подобные сделанному фрезеровщиком московского 1-го Государственного подшипникового завода В. Берниковым: «После того как мы прочитали вашу книгу, в нашем инструментальном цехе по ее материалам было подано 13 рационализаторских предложений, и все они внедрены с большим эффектом для производства». Примерно то же самое приходилось слышать и на других заводах.
Видимо, описание технических новинок, сделанное в популярной форме, приносит пользу, поэтому я и решил несколько развить эту часть книги.
Во втором издании исправлены также некоторые неточности, на которые указывалось в письмах и отзывах, полученных автором и издательством по первому изданию. Всем, кто прислал свои замечания, приношу глубокую благодарность.
ГЛАВА 1
Я учусь работать
УЧЕБА
Детство мое было трудное, как у большинства детей, одившихся в годы первой мировой войны. Родился я в Ульяновске — тогдашнем Симбирске, но в 1918 г. отец ушел в Красную Армию и мать с тремя ребятишками перебралась в Петроград.
Отец больше к нам не вернулся. Время было тяжелое, голодное, шел 1920 год. Один за другим умерли мои брат и сестра, а мы с матерью кое-как перебились, и я вскоре пошел в школу. Учился, как говорят, «средненько», звезд с неба не хватал.
Из событий детских лет особенно запомнились два. Однажды как-то вечером в январе на улицах Петрограда вдруг остановились трамваи и автомобили, надрывно заревели заводские гудки и паровозы. Я спросил прохожего: «Что это?» Он ответил серьезно, как отвечают взрослому: «Умер Ленин…» Я уже знал о Ленине и как-то всем своим существом почувсгвовал — случилось самое тяжелое и непоправимое.
Другим событием, которое запомнилось, было большое наводнение в 1924 г., когда Нева вышла из берегов и затопила множество улиц огромного города. На нашей улице на Петроградской стороне пароходы и буксиры спасали жителей и переправляли их с одной стороны на другую, высаживая прямо в окна второго этажа. Все это было так необычно и страшно, что врезалось в память навсегда.
Поскольку родных братьев и сестер у меня не стало, я сильно привязался к двоюродным братьям — Александру и Виктору. Они были старше меня, и я старался подражать им во всем.
Не забуду тот день, когда впервые увидел настоящее производство. Мой двоюродный брат Александр Лаврентьев, бывший беспризорник, оказался человеком больших способностей. В 1924 г. он был начальником печатного цеха довольно крупной типографии имени Григорьева. И вот как-то, когда мне было 13 лет, Саша привел меня в цех и представил рабочим как младшего братишку.
Удивительно доброе и благожелательное отношение рабочих-печатников прямо-таки потрясло меня, и я решил: лучшие люди на свете — это рабочие!
Еще запомнилось то уважение, с каким относились пожилые рабочие к моему брату, бывшему вдвое моложе их. Он был опытный печатник и коммунист, поэтому его и выдвинули на руководящую работу.
Саша пристрастил меня к спорту, выучил ходить на лыжах и бегать на коньках, народной, а потом и академической гребле. Стадион печатников на Крестовском острове стал для меня своим.
Другой двоюродный брат, Виктор, работал обмотчиком на заводе «Электрик». Он был заядлый книжник. Давал мне читать книги о путешествиях, о дальних плаваниях, о разных странах. По вечерам и в белые ночи мы с ним часто ходили в порт и с завистью глядели, как отплывают в дальние страны корабли.
В одну из белых ночей я и еще двое таких же сорванцов тайно отплыли на парусной лодке от причала у Биржевого моста на Неве и отправились в свое первое «дальнее плавание» по Финскому заливу.
Снаряжение тайно готовили в течение двух недель, так что были довольно хорошо обеспечены, и все же в открытом море мы, конечно, встретились с многочисленными трудностями. Это было первое испытание нашей мальчишеской стойкости и выносливости. И мы не сдались, не повернули сразу домой. Проплавали почти три недели, приставали к берегу в Петергофе, Ораниенбауме, Сестрорецке, Лисьем Носу и еще в нескольких местах на берегу Финского залива. Ловили рыбу, купались, загорали, готовили себе обед на костре. По возвращении нас ждала хорошая взбучка от родителей, которые уже решили, что мы утонули.
Но в конце концов после долгих дебатов старшие все же смирились с нашей страстью к морскому бродяжничеству, и на следующее лето мы снова плавали, теперь уж «на законном основании». Старшие даже помогли снарядить нашу экспедицию.
…В 199-й трудовой школе I и II ступени, где я проучился 9 лет, хорошо была поставлена спортивная работа. Преподаватель физкультуры привил нам, ученикам, любовь к спорту, которая не покинула меня до сих пор, через 40 лет.
В 1930 г., когда мы закончили 9-й класс, было объявлено, что будет 10-й класс и что надо учиться еще год. Однако я, как и многие товарищи по школе, учиться еще год не захотел. Мой отчим, работавший электромонтером на заводе имени Свердлова, согласился с моим желанием и однажды предложил пойти с ним на завод: «Может быть, понравится, тогда будешь у нас работать». Отчима на заводе все знали, он проработал там 25-лет. Он водил меня по цехам, показывал разные станки и машины. Мне понравилось на заводе. Как я потом узнал, это был старейший в стране станкостроительный завод «Феникс», основанный 100 лет назад. Находился он на Выборгской стороне, между знаменитыми заводами «Арсенал» и Ленинградским металлическим.
В годы первой пятилетки машиностроительные заводы очень нуждались в инструментальщиках, и руководство станкозавода имени Свердлова решило организовать инструментальную школу. Однако Ленинградский обком профсоюзов расширил это полезное начинание и на базе завода открыл большое училище инструментальщиков, готовящее кадры для всех инструментальных цехов ленинградских предприятий. В училище было принято 700 ребят, окончивших в 1930 г.: 8-й и 9-й классы средней школы. Срок обучения был установлен в три с половиной года. По окончании училища выдавался аттестат за 10-й класс. Таким образом, молодой человек получал среднее общее образование и специальность токаря или слесаря-инструментальщика от 3-го до 5-го разряда тогдашней 8-разрядной сетки. Отчим устроил меня в одну из групп токарей этого училища.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жизнь-поиск"
Книги похожие на "Жизнь-поиск" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Данилов - Жизнь-поиск"
Отзывы читателей о книге "Жизнь-поиск", комментарии и мнения людей о произведении.