Дмитрий Макаров - Пора перестать верить историческим мифам
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пора перестать верить историческим мифам"
Описание и краткое содержание "Пора перестать верить историческим мифам" читать бесплатно онлайн.
Макаров Дмитрий
Пора перестать верить историческим мифам
Юрий АФАНАСЬЕВ
Пора перестать верить историческим мифам
ЕСПИ взять краткосрочные тенденции, скажем, в масштабах десятилетия, и долгосрочные, а они исчисляются 300 - 400 годами, то все, к большому сожалению, указывает на укрепление все той же авторитарной власти, которая всегда существовала в России.
МИФЫ КАК РИФЫ
ВПРОЧЕМ, историкам не следует быть моралистами и не пристало судить категориями "добра" и "зла". Как и не надо им плодить мифы, а следует констатировать то, что было, и пытаться объяснить, почему это произошло. Вот князь Александр Невский, святой и великий герой, избивал и мучил русских людей совсем не меньше, чем татары.
Пожалуй, еще больший миф создан вокруг личности Дмитрия Донского тоже героя и предводителя русской рати во время Куликовской битвы, с которой напрямую связывается освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Конечно же, у Дмитрия Донского даже в мыслях ничего не было похожего. Это все позднейшие "приписки".
Дмитрий Донской пошел "воевать" Мамая. А кто такой был Мамай? Он предводитель одной из военных противоборствующих группировок в Орде. Мамай не был из рода Чингисхана и потому считался узурпатором власти. Дмитрий Донской двинул против него свои дружины как против преступника, незаконно захватившего власть. Когда русский князь разбил Мамая, Тамерлан и другие ордынские предводители поздравили его с победой над "общим врагом". Как известно, после Куликовской битвы русские еще сто лет платили татарам дань. Были и набеги, пожары Москвы и других русских городов.
Никто не спорит о том, что битва на Куликовом поле имела огромное значение: она показала русским, что татар можно бить. Но правы были те историки, которые писали, что Русь унаследовала татаро-монгольский тип государственности и ордынские порядки.
Этот тип власти проистекает из конфликта и устанавливается не в результате согласия, а в езультате уничтожения одной из противоборствующих сторон. Если в Западной Европе еще с XIII века решение проблемы власти становилось результатом компромиссов, уступок, соглашений под началом законодательства (вспомним Великую Хартию вольностей в Англии), то у нас ничего этого не было.
"СУМБУР ВМЕСТО МУЗЫКИ"
В РОССИИ всегда был только один субъект истории - это государственная власть. Других субъектов власти в России нет - ни в виде городов, ни в виде сословий. Когда бояре подняли в свое время голову, их уничтожили, дворяне набрали силу - их уничтожили, а при советской власти уже окончательно уничтожили крестьян. Церкви, тоже претендовавшей на роль субъекта в истории, в России всегда была уготована подчиненная роль.
Возьмем хотя бы идею о "симфонии", то есть слиянии государственной власти и религии, которая пришла к нам из Византии и утвердилась окончательно при царе Иване III. Суть ее заключается в том, что "христианской церкви должно соответствовать христианское царство". У нас оно трансформировалось в "соответствие Православной Русской Церкви Православному Русскому Царству". Термин "симфония" утвердился в России во времена Золотой Орды и довольно странным образом.
Православная Церковь признала царя и призывала верующих молиться за него, а им в то время был для русских ордынский хан, мусульманин. В течение более двухсот лет Церковь всячески способствовала укреплению царской власти, то есть власти Орды. Когда Орда пала и на Руси к власти пришли московские князья, то Церковь осталась. Затем наступил синодальный период, когда РПЦ превратилась в один из департаментов государственной власти. Русский царь-реформатор Петр I издевался над Церковью, ее сущностью, высмеивал ее обряды. И в конце концов согнул ее, поставил на колени еще на двести лет. Потом был короткий интервал, когда во главе Церкви был патриарх Тихон, не воспринявший власть большевиков и сопротивлявшийся их давлению. С 30-х годов, после смерти Тихона, начинается долгий сергианский (по имени патриарха Сергия) период лояльности к советскому строю. РПЦ сначала приучала свою паству к терпимости, а потом призвала к солидарности с властью коммунистов, а теперь с демократами.
Почему я говорю об этом? Состояние "симфонии", подразумевающее в российских условиях, что один из ее участников господствует, а другой покорен, привело к нерасчлененности светской, государственной сферы и духовной, церковной.
Сегодняшний день показывает, что власть в России формируется на основе спайки монополий и авторитарно-олигархической верхушки. Мифы продолжают жить, и на старой основе оживает государственный патриотизм, который всячески поддерживался на протяжении всей русской и советской истории. Державность, которая была при Петре, все ее атрибуты возрождаются...
За ней - постоянная агрессивность и экспансионизм, который берет начало со времен возвышения Москвы. Россия всегда жила завоеваниями, присоединяя к себе новые земли... В истории России не было даже относительно продолжительного периода без войн... Завоевывали или обороняли. И никогда не думали о том, как лучше обустроить эти территории, а только как их больше захватить.
Разногласия между центральной властью и регионами и отсутствие региональной политики - все это идет от отсутствия привычки строить отношения на основе взаимного согласия.
НЕ ВСЕ ТАК ПЛОХО
НАДО помнить, что "русская духовность" - понятие не пустое, несмотря на свою кажущуюся абстрактность. Многие черты российской жизни достойны того, чтобы на них посмотреть повнимательнее, как на наше национальное достояние. Среди главных этих черт можно назвать: сострадание, желание прийти на выручку, солидарность, бескорыстие. По западным меркам, это что-то непонятное, но это "что-то" свойственно нашим людям и проявляется довольно часто. Я бы продолжил этот ряд и поставил туда мечтательность, склонность к философии, к размышлениям не о современной жизни, а о чемто значительном, великом.
Запад сейчас переживает глубочайший духовный кризис, так как ценности его пуританской, протестантской морали, доведенные до крайности, оборачиваются эгоизмом, неустроенностью, безжалостностью и жестокостью. Для меня освобождение от мифов отнюдь не означает забвения всего того, что было великого в российской истории, или пренебрежительного к ней отношения.
Авторитаризм будет присущ нашей политической системе до тех пор, пока и со стороны власти, и со стороны русской интеллигенции не будет мощного протеста против того, что происходит на наших глазах. Этого не будет, если не возникнет желания критически переосмыслить очень многие трудные страницы в истории, взглянуть непредвзято на "святая святых" мифов: от идеи "симфонии" до истинных трактовок поступков "героев".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пора перестать верить историческим мифам"
Книги похожие на "Пора перестать верить историческим мифам" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Макаров - Пора перестать верить историческим мифам"
Отзывы читателей о книге "Пора перестать верить историческим мифам", комментарии и мнения людей о произведении.