» » » » Олег Химаныч - Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики


Авторские права

Олег Химаныч - Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики

Здесь можно скачать бесплатно "Олег Химаныч - Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство ЗАО «Партнер НП», год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Химаныч - Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики
Рейтинг:
Название:
Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики
Издательство:
ЗАО «Партнер НП»
Год:
2009
ISBN:
978-5-90362-502-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики"

Описание и краткое содержание "Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики" читать бесплатно онлайн.








Неуютно, грязно, сыро было в жилых помещениях корабля. После дезактивации я спустился в машинное отделение и был поражен царящим запустением. Помещение выглядело так, будто корабль долгое время находился в затопленном состоянии. На пайолах — густой налет ржавчины, от животных, которые временно размещались здесь, остались сено и помет.

О других кораблях. Во время взрыва погиб эсминец «Урицкий». Он плотно припечатался ко дну Черной губы и разломился на три части. Другой эсминец — «Карл Либкнехт», тоже пострадал. Его вытащили на пол корпуса на берег как раз в том месте, где я с моряками металлическими крюками таскал звенья мертвых якорей.

За день или два до отправки кораблей к месту базирования произошел такой эпизод. Я поднимался по трапу, чтобы подменить вахту. В это же время в кубрик спускались трое адмиралов. Кто из них был старшим, я не определил из-за их одинаковой экипировки. Я слышал, как одному из них доложили о состоянии радиационной обстановки на корабле и в помещениях. На это адмирал после недолгих раздумий ответил: «На то они принимали присягу»

Меня, случайно услышавшего, эта фраза покоробила. Неужели, подумал я, люди, по мнению адмирала, такой же подопытный материал, как те животные, которые использовались в эксперименте ради науки? Та адмиральская фраза до сих пор занозой сидит в моем сердце.

Везли домой «грязь»

3 октября 1955 года мы вышли из Черной губы кильватерным строем. Через какое-то время сигнальщик нашего корабля заметил, как из корпуса подлодки, которая шла за нами, вытекает солярка. Видимо, в момент взрыва она получила трещину или иное повреждение в районе топливной цистерны. Флагман приказал этой лодке вернуться.

На подходе к острову Колгуев разыгрался шторм. У нас в котельном отделении случилась авария — лопнули водогрейные трубки в котле. Такие повреждения обычно устранялись отчаянными героями. Иного выражения и быть не может — попробуйте проникнуть в паровой коллектор при температуре 200 градусов по Цельсию и заглушить повреждения! Но наш котельный машинист, фамилию его я уже не вспомню, сделал это, и мы снова двинулись своим ходом. Но через полчаса или чуть больше ситуация повторилась. Тогда мы стали на якорь. К нам подошел «Гремящий». Он откачал в свои цистерны часть нашего мазута и ушел. Нам же пришлось ждать буксира из Поноя.

13 октября 1955 года мы стали у причала № 5 на Яграх. Теперь этот район называют Южными Яграми. Не сомневаюсь, первыми радиационными загрязнителями острова Ягры и заводской акватории стали эсминец «Куйбышев» и остальные опытовые корабли, которые вернулись с Новой Земли.

Хождение по мукам

Перед увольнением в запас заместитель командира корабля по политчасти капитан II ранга В. Лисов провел с нами беседу и рекомендовал нам в случае ухудшения здоровья обращаться к партийным секретарям горкомов, райкомов, обкомов. Дескать, они знают, куда вас направить на лечение. Но в конце 80-х вся система КПСС рухнула, и мы — первые испытатели атомного оружия — остались ее заложниками. И как бы мы ни пытались теперь доказать, что «мы не верблюды», а стать ветеранами подразделений особого риска практически невозможно (речь идет о начале 90-х годов, — Прим. О.Х.).

Например, северодвинский военкомат по моей просьбе квалифицированно сделал запросы. База атомного полигона — войсковая часть 77510 — проверила факт моего участия в первом атомном испытании. И надо же, по спискам мое нахождение на полигоне не подтверждается.

Уважаемые господа чиновники! Мы в своих официальных заявлениях, как правило, указываем не только ФИО, но и номер в/ч — 36093. Под таким номером значился Краснознаменный эсминец «Куйбышев». Корабли бригады опытовых судов на атомное испытание в Черной губе 1955 года пришли либо своим ходом, либо с буксирами. Но все пришли с укомплектованным личным составом. И как же вы можете решать судьбу конкретных участников, если не удосуживаетесь уточнить: а был ли он в составе команды корабля на момент испытания или в это время находился в Сочи?

В моем личном деле есть запись: «За образцовое выполнение особого правительственного задания объявить благодарность старшине II статьи Догадину Ю.Ф. Главком ВМФ адмирал С.Г. Горшков». Эту запись перед увольнением в запас я видел своими глазами. Она запомнилась мне потому, что благодарность главкома подтверждала мою причастность к «особому правительственному заданию». Не скрою, что по молодости эта причастность была и тайным предметом, если так можно выразиться, «гражданского тщеславия». Но теперь, оказывается, все это не находит подтверждения в архивах. И, скорее всего, по лености работников военных архивов.

Как же установить истину? Считаю, что это входит в обязанность нашего горвоенкомата, на воинском учете в котором состою. Его работники должны составить квалифицированный запрос. Но за восемь месяцев после моего обращения в военкомате этого так и не было сделано. Надо ли объяснять разницу между моим личным письмом командиру Новоземельского полигона, а также в архив ВМФ и официальным запросом горвоенкомата?

Я глубоко убежден, что все мои бывшие сослуживцы, жившие в одном со мной кубрике, имеют право относить себя к ветеранам подразделения особого риска. в ноябре 1956 года северодвинец Василий Парфентьевич Кобелев, отслужив в армии, вернулся на молотовский завод № 402. Без малого через год после этого бригаду слесарей-достройщиков цеха 40, в которой он работал, откомандировали на Новую Землю. Здесь на полигоне готовились ядерные испытания. Эти и последующие события стали роковыми как для Василия Парфентьевича, так и его товарищей по бригаде.

— Летом 1957 года у нашего заводского причала стояли опытовые корабли, их готовили к отправке на Новую Землю, и мы на них работали. На старом эсминце «Грозный», он стоял у цеха 9, требовалось обеспечить герметичность иллюминаторов, дверей, люков. Помнится, с этим делом почему-то не поспевали, так что отправляли корабль в спешке.

Военный гидрограф Анатолий Жилинский руководил исследованиями Новой Земли в период развертывания здесь испытательного полигона Ветеран Советской Арктики — гидрографическое судно «Мурман». На его долю выпало и время Великой Отечественной, и годы «холодной войны» Транспорт военной гидрографии «Сирена». Этот гражданский сухогруз был мобилизован во флот, служил, и теперь одна из бухт Новой Земли носит его название Моряки штабного судна «Эмба». В центре их командир — капитан- лейтенант Александр Паншин Моряки штабного судна «Эмба»: Борис Починков (в центре), Леонид Крючек (справа) Штабное судно «Эмба» — бывший финский грузо-пассажирский пароход датской постройки. Его хорошо помнят моряки 241-й бригады опытовых кораблей, северодвинцы и те, кто в конце 50-х бывал в Белушьей губе Сержант гаубичной артиллерии Василий Кобелев, годы службы в Германии. Новая Земля еще впереди Старшина военного буксира МБ-101Виктор Ясинский, конец 50-х Водолаз Николай Тюриков не раз прошел Северный морской путь на ледоколах. Работал он и у берегов Новой Земли Матрос лихтера «Вига» Юрий Агафонов Финские буксиры постройки верфи «Крейтон-Вулкан» стали надежными извозчиками. Лихтерные перевозки на Новую Землю — это их работа Лихтер «Вига» — типовое несамоходное транспортное средство, которыми на Новую Землю доставлялась основная масса грузов для строящегося полигона Легкий артиллерийский крейсер «Молотовск», построенный в Северодвинске, тоже участвовал в обеспечении первых испытаний ядерного оружия на Новой Земле Корабль-лаборатория ЦЛ-80 — эсминец проекта 30-бис. На его борту группа ученых «снимала показания», наблюдая атомные взрывы со стороны моря Эсминец «Безукоризненный». Корабль специально прибыл на Северный флот из Севастополя, чтобы участвовать в обеспечении атомных экспериментов Офицеры североморских сторожевиков 42 проекта. Крайний справа — Валентин Орлов Старшина эсминца «Безукоризненный» Николай Старицкий. Снимок на фоне знамени корабля в те годы считался поощрением по службе Дивизион сторожевиков проекта 42 в североморской базе. Эти ходкие корабли несли службу по охране полигона Дальномерщик большого охотника ПК- 206 Геннадий Белозеров Большой охотник ПК-206. Большими эти корабли были только по названию, но на свирепой волне Баренцева моря держались молодцами В бригаду Бердяшкина входили и эсминцы проекта 7: «Гремящий», «Грозный» и «Разъяренный». Этим ветеранам Северного флота выпало погибнуть в атомном пекле новоземельских испытаний Старшина подлодки С-84 Сергей Минушкин, конец 50-х Старшина эсминца «Разъяренный» Константин Сесь, конец 50-х Эсминец типа «Новик» (снимок военной поры). К таким кораблям относились опытовые корабли 241-й бригады: «Урицкий» («Реут»), «Куйбышев» и «Карл Либкнехт»

Первым, сутками раньше, из Молотовска отбыл «Гремящий» — тоже из эсминцев довоенной постройки. Точнее — его увел буксир. Эсминец не мог дать нужного хода, потому что у него работала только одна турбина, и он ею подрабатывал, а буксир его тащил. На «Гремящем» ушли большинство ребят из нашей бригады — бригадир Александр Алешин, электросварщик Владимир Симановский, сборщики-достройщики Вениамин Пестовский, Николай Засухин, газорезчик Анатолий Порядин. Я, Анатолий Бызов и Владимир Андреев ушли на эсминце «Разъяренный», который стоял у пирса на Яграх.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики"

Книги похожие на "Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Химаныч

Олег Химаныч - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Химаныч - Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики"

Отзывы читателей о книге "Кузькина мать Никиты и другие атомные циклоны Арктики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.