Стас Макарчук - Териберка
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Териберка"
Описание и краткое содержание "Териберка" читать бесплатно онлайн.
Макарчук Стас
Териберка
Макарчук Стас ([email protected])
Териберка
г. Москва - г. Мурманск - р. Териберка - р. Климковка Баренцево море - п. Териберка - г. Мурманск - г. Москва. 28.05.2001 - 12.06.2001
Хотя это не лоция, а общее описание, тем не менее я старался описывать прохождение сложных участков как можно подробнее, естественно перед прохождением оных не поленитесь сойти на берег и составить свое личное мнение.
Почти полугодовая подготовка путешествия по реке Териберке, которая свелась к вождению указательного пальца по картам Кольского полуострова различного масштаба до образования мозолей на оном (в смысле пальце), и поиске любой информации различными методами (библиотеки, интернет и т.д.) привела к находке телефона т. Офицерова С.А., который вроде там был. Мой звонок Сергею Альбертовичу подтвердил эти данные. Офицеров рассказал, что река Териберка представляет собой полу реку. "Полу", так как после постройки двух ГЭС река разделилась на три части. Часть первая собственно река, по которой можно идти (идти в смысле плыть по воде). Заканчивается эта часть на втором после авто моста водопаде ( 30 км от моста). Часть вторая - водохранилище, протянувшееся на 10 км до верхней ГЭС (идти по воде можно, но муторно). Часть третья - каньон между верхней и нижней ГЭСами, пройти который по воде не представляется возможным, так как воды после верхней ГЭС в реке нет. Под словом нет подразумевается абсолютное "нет", то есть, нет ни капли. Это чудо света (ГЭС есть, а воды после нее нет) получилось в связи с тем, что, по словам Офицерова, ГЭС эти нового типа и вода с верхней попадает в нижнею по трубе.
Идти на катамаране по трубе немного боязно, поэтому первоначальный маршрут претерпел некоторые изменения. Было решено проходить Териберку до первого водопада включительно (20 км от моста), и за ним делать волок в реку Климковку, по которой идти до моря и далее по морю в поселок Териберка (всего 75 км от начала маршрута, из них река Териберка 20 км, волок 1 км, река Климковка 26 км и море 27 км). К тому же реку Климковку, по словам местных жителей, донесенных до нас т. Офицеровым, при впадении в Баренцево море пересекает ЛЭП, и дорога, по которой ездят пограничники. Маршрут рассчитывался на 13 дней, с 29 мая по 10 июня. По срокам конечно рановато, но иначе не выходило с отпусками. Мы (я - Стас и Лось - Юра) думали, что будет легкий поход с тремя, а то и четырьмя дневками и халявными пяти-семи километровыми переходами. Наивные и неразумные дети Московской земли. Недоброе мы почувствовали еще 29 мая в 8 утра в поезде проезжая Имандра - озеро, и это за четыре часа до Мурманска. Озеро было полностью покрыто льдом, и на берегах, а также вдоль железки, лежал снег. Ощущение, что это, по Московским меркам, конец февраля, или, в крайнем случае, начало марта. На вокзале выяснилось, что снег не только лежит, но и идет, причем в сопровождении сильного ветра. Там же нас встретили Юрины знакомые, на раздолбанных "Жигулях", в которые влез водитель и наши четыре рюкзака, два с вещами и два с катамараном и рамой. Мы с Юрой и еще одним его знакомым Александром Алексеевичем влезть туда уже не смогли. К тому же весь внешний вид машины кричал о том, что 70 км по проселку до реки она проедет только в кузове большого грузовика (на буксире скорей всего не доедет из-за ходовой). К счастью у мужиков в заначке, то есть на другом конце города, оказался УАЗик, до которого пришлось ехать на троллейбусе, а точнее на двух, одного номера, так как первый поломался. УАЗик новизной так же не отличался, но завелся буквально за десять минут, причем автомобиль этот оказался экологически чистым, то есть весь выхлоп шел в салон, преимущественно в Лося. Так что за два часа езды Лося прилично торкнуло, и он выгрузился у реки Териберка под изрядным кайфом.
Шел снег. Дул ветер. Было очень холодно. Мужики пытались искусить нас водкой и теплом. Другими словами предлагали плюнуть на эту затею, вернутся в Мурманск, и пересидеть там денек, другой в ожидании погоды. Мы были тверды как скала. Проводив грустными взглядами УАЗ, стало ясно, что назад пути нет. Путешествие началось.
Сборка катамарана, упаковка вещей, приготовление чая на примусе заняли часов пять. Примус и пять литров бензина были взяты по совету Офицерова. Очень правильному совету, так как растительность только карликовая и гореть она отказывалась начисто. Периодически идет снег, этакие снежные заряды, сопровождаемый сильным ветром. Рядом с рекой имеется строение, сортир из крыши и двух стен, что бы с дороги не видно было. От взглядов, конечно, защищает, от ветра не очень. Ближе к полуночи катамаран был спущен на воду. Кстати ночь отличается от дня, лишь тем, что ночью холоднее. Солнце не заходит совсем - полярный день почти в полном разгаре. Гребли быстро, чтобы согреться. За первый ходовой день, точнее астрономическую ночь (в дальнейшем, что бы избежать путаницы, время, когда идем, будет называться "ходовой день", а когда спим "ночь", так как шли мы преимущественно реальной ночью, а спали реальным днем) прошли километров 6 и не встретили ни одного препятствия. Первый порог, обозначенный на двухкилометровке, в километре после моста отсутствует, зато метров через 500 после моста есть остатки парома. Остановились на полуострове, который в разгар паводка видимо становится островом, перед первым перекатом, под утро. Выход удобный, снегу по колено, но не везде, а местами. Быстрый ужин и сон. Проснувшись утром, мы просто не узнали местность. Солнышко, на небе ни тучки, тепло. Во время завтрака и перекуров от жары сняли майки. Вид человека, идущего за водой в кроссовках и брюках, но с голым торсом, по колено в снегу и не испытывающего при этом дискомфорта достаточно интересен. Собрались и пошли. Прошли первый перекат, на карте само собой не обозначенный. Вообще карта верна во всем, кроме некоторых порогов. Небольших перекатов много, но первый более менее серьезный порог через 16 км (отсчет всех расстояний от авто моста дороги Мурманск- Териберка). Река разделяется островом. Левая протока - чистый прямой слив, сложности для катамарана не представляет, но валы стоят до метра. Прокатились очень хорошо. Правая протока - мелкая шивера из-за мелкоты своей для ката не проходимая. Берега очень красивые - тундра, местами, покрытая снегом, скальные выходы, камни и карликовые березы. Зеленого цвета практически нет, за исключением лишайников и нашего ката. Правый берег практически очистился от снега, а вот левый: Снежный срез вдоль реки толщиной два метра. И мы с веслами. Зрелище забавное.
Следующее серьезное препятствие на 19 км. Порог, с общим падением метра два. Мы его вначале даже приняли за водопад. Заход от левого берега, далее пересекая основной слив по диагонали вправо и выход по основной струе в центре. Много подводных камней. Категория примерно 2+. Еще через километр сам водопад (20 км от моста). Первый на Териберке. Река разделена небольшим каменным островом на две протоки. Мы шли в левую, но правая видимо тоже проходима. Водопад состоит из двух ступеней с падением на каждой примерно метра по полтора. Проход слева от острова в притирку к нему, так как во второй ступени ближе к левому берегу торчит острый каменный зуб и почти весь слив первой ступени, за исключением того места, где прошли мы, идет на него. Въезд в этот зуб означает скорей всего гибель судна. Водопад переходит в шиверу, длиной метров двести. Мы вырулили из нее почти сразу в небольшой залив на левом берегу, протащили кат вверх к водопаду и прямо напротив него поставили лагерь. Рев водопада во время ночевки это хорошо. Не слышен храп Лося.
Дневка. Она свелась к разглядыванию красот природы. Лось пытался разжечь костер. В принципе прикурить трубку от него удалось, но не более. Примус не заменим. Я как обычно набрал на память камней (килограмма два). Четвертый ходовой (считая дневку) день. Жалкие попытки привести в общечеловеческую норму понятие дня и ночи. Не получилось. Короткий переход (1-2 км) по Териберке и волок. Волок достоин отдельной главы. Сначала была разведка, цель которой сводилась к тому, что бы найти реку Климковку в принципе. Климковка начинается с цепи озер, соединенных ручьями. Озера мы нашли быстро, но дело в том, что они оказались частично замерзшими. Узкие полоски воды, в основном вдоль берега, конечно оставляли надежду на наличие воды в реке, но мы решили убедится и дойти до нее. Это и было сделано через часа три. Даже забрались на гору и просмотрели, сколько смогли реку. Вода есть, и даже течет. Основной признак нужного места выхода на волок из Териберки- резкий, под 90 градусов, правый поворот реки. Перед поворотом река становится шире, появляются острова. Один из первых разделяет реку на две шиверы, мы шли в левую. Далее (на протяжении метров 500) идут три или четыре небольших острова и на левом берегу появляется мыс из щебня с песком. Перед ним залив из которого мы начали волок. Чуть дальше есть еще один залив, соединенный с соседним озерцом ручейком шириной метра полтора и длинной метров пять. Пусть он не вводит в искушение. Выходить на берег из Териберки надо метров на двести раньше, а то мы на это озерцо часа полтора потеряли. Волок происходил сначала в одно маленькое озеро, далее обнося льды в первом и проводя кат по ручью, в другое и еще по одному ручью в большое, замерзшее в центре озеро, из которого и вытекает Климковка. Карта и тут оказалась на удивление подробной. Генеральное направление волока - северо-запад. Длинна непосредственно волока из Териберки в первое озеро - метров сто. Большое озеро, из которого вытекает Климковка слева имеет залив в который впадает ручей. Ручей этот видимо имеет пороги, так как шум слышен со средины озера.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Стас Макарчук - Териберка"
Отзывы читателей о книге "Териберка", комментарии и мнения людей о произведении.