Б. Дедюхин - СОБЛАЗН.ВОРОНОГРАЙ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "СОБЛАЗН.ВОРОНОГРАЙ"
Описание и краткое содержание "СОБЛАЗН.ВОРОНОГРАЙ" читать бесплатно онлайн.
В книгу вошли произведения, рассказывающие о жизни великого князя Василия II Темного.
– Ныне силы небесные с нами невидимо служат!
Как хорошо, духоподъемно! Но скорее бы кончилось…
Где она там? Василий повернул голову. Марья сразу же ответила ему робко, ласково. Блики свечей играли на ее лице, оно стало каким-то новым, будто не ее. Ровно зоревым ветерком опахнуло. Бывает такой ветерок, когда сядишь на рассвете с удицей на озере. Тихо-тихо, ничто не колыхнется, но только взглянуло на мир краешком солнце, встрепенулся тростник, вспугнув задремавшую камышовку, и теплый ток воздушный одаривает тебя своим тихим прикосновением. Пусть всегда будет так. «Пусть только это и будет,- быстро, горячо попросил Василий,- пусть забуду я смех серебряный, в орешнике пропада…»
Кто-то осторожно дотронулся до его руки:
– Пожалуйте ко святому причастию, великий князь.
Литургия завершилась. После причащения Святых Божественных Тайн – венчание.
Следом за владыкой с кадильницей, держа зажженные свечи, торжественно выступили они на середину храма.
Хор встретил их пением псалма, прославляющего благословенное Богом супружество. Они встали на белый плат перед аналоем, где лежали крест, Евангелие и венцы.
– Имеешь ли ты желание искреннее и намерение твердое быть мужем Марии, которую видишь здесь перед собою?
– Имею, святый отче.
– Не связан ли обещанием другой невесте?
– Нет, не связан.
Дальнейшее он слышал, как сквозь воду, глухо; что Марья Ярославна говорила, да, она согласна, нет, она не связана. А вот он, великий князь Василий, перед святым Евангелием и крестом солгал. Это ужаснуло его и отравило расцветавшую в нем радость.
Началось венчание литургическим возгласом: «Благословенно царство»,- утверждающим сопричастность брачующихся Царству Божию. После прошения о благе душевном и телесном для жениха и невесты, после молитв Создателю о родителях их, здравствующих и почивших, о единомыслии, долгоденствии, целомудрии, взаимной любови и мире, чадородии, о благах земных и венце неувядаемом на небесах наступило самое главное.
Трижды перекрестив венцом жениха, владыка дал ему приложиться к образу Спаса, невесте после того же – к образу Пречистой Богородицы, украшающему, венец, потом благословил обоих: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их»,- и возложил им венцы на головы. Теперь на всю последующую жизнь, многотрудную, долгую, полную искушений, они друг для друга царь и царица, подмога надежная, верность нерушимая. И жена теперь не властна над своим телом, но муж. Равно и муж не властен над телом своим, но жена. И жена пусть боится опечалить мужа. И муж пусть боится опечалить ее и лишиться ее любви. И не должны они уклоняться друг от друга…
Потом прочли Евангелие о Браке в Кане Галилейской, молитву о браке честном и ложе непорочном и принесли чашу с вином, кою новобрачные испили после благословения ее владыкой, уже соединенные перед Господом во единого человека, и чаша эта значила общую судьбу с общими радостями, скорбями и утешениями и единую радость о Господе. Вкушение чаши сей означает что, старея в этом мире, все молодеют для жизни, которой неведом вечер.
Жарко горели свечи в руках молодых, а не плавились, холодны были снаружи. Огонек на твердом воске, словно в маленькой чашечке. Брачный обет их теперь до той поры, пока смерть разлучит, но смерть и соединит их после общего Воскресения в Царствии Небесном, и об этом просит владыка:
– Восприими венцы их в Царствии Твоем.
Наконец владыка соединил руку Василия с маленькой крепкой рукой Марьи под епитрахилью и обвел новобрачных трижды вокруг аналоя в знак вечного их шествия отныне вместе, «тяготы друг друга нося».
Во время последнего обхода потянул из алтаря сквознячок, и пламя свечи свалилось на сторону, затрепетало, вот-вот оторвется. И оторвалось бы, если бы не успел Василий защитить его ладонью. Огонь прожег лишь один бок чашечки, жидкий воск соскользнул вниз и тут же застыл. Василий осторожно подровнял наплыв на свече, облегченно вздохнул, словно избежал неведомой большой опасности.
– Возложили вы на себя общий крест и отныне всегда будете исполнены благодатной радостью нынешнего светлого дня.- Владыка снял с их голов венцы, приветствуя уже не жениха и невесту, но супругов: – Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися, якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делян вправде заповеди Божия. И ты, невесто, возвеличисе якоже Сарра и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, храняще пределы законе, зане тако благоволит Бог.
Снова молитвы – и наконец разрешенный поцелуй. Дрогнувшей рукой Василий приподнял фату – губки твёрдые, горячие, безответные.
Еще раз молодые приложились к образам, коими благословили их перед обручением родители. Провозгласили молодым многолетие – и таинство бракосочетания совершилось. Да не будет сокровище это похищено или осквернено суетою и страстями мира сего! Да хранится оно, драгоценное и живительное, потаенно во глубине души!
8
Зимнее солнце пошло уже на склон, когда венчание закончилось. Запряженные попарно лошади свадебного поезда застоялись, заиндевели так, будто были все одной серой масти. Как только молодые вышли из собора, звонари снова ударили во все кремлевские колокола. От великого трезвона лошади вздрогнули в испуге, иней посыпался с них, сверкая в косых лучах солнца. Во время венчания ясельничьи бояре стерегли проход между санями невесты и аргамаком жениха, никому не позволяя пройти тут. Теперь все смешалось.
Вслед за новобрачными вышли в клубах теплого воздуха свахи, посаженые, дружки, родня, знатные гости,- начали рассаживаться по разнообразным – с верхом и открытым – повозкам. Лошади вовсе пришли в беспокойство. Соборная площадь наполнилась конским ржаньем, скрипом упряжной сбруи, лихими покриками возниц.
Дорога свадебному поезду предстояла немалая, молодые посетят все ближние монастыри, гнать лошадей будут нещадно, чтоб к вечеру вернуться на свадебный пир.
Первый раз остановились у Андроникова, что на Яузе. У въездных ворот сторожили их юродивые, нищие, ребятишки из окрестных домов. Всех щедро одарили монетами, прошли мимо могил основателя обители Андроника, изографа Андрея Рублева, богоугодных иноков, почивших здесь. Возле трапезной толпились окоченевшие от долгого ожидания монахи, черные на белом снегу, как галки. Марья Ярославна внесла как вклад образ Пантелеймона целителя, ягумен принял его благоговейно, поцеловал и велел псаломщику Спасской церкви установить его в иконостас. Василий Васильевич пообещал насельникам обители отдать рыбные ловы на Оке. Чернецы поздравили молодых, угостили монастырскими медами; новобрачных-вишняком, единственным напитком, какой разрешалось откушать им, а остальным поднесли ковши со стоялыми, крепкими. После пития меду из скляницы великий князь потоптал ее ногой, а опричь него никому топтать не разрешалось. Остатки скляницы полагалось, собрав, кинуть в реку. Что и было исполнено. В Яузу.
Певчие монастырские опять пели многая лета князю и княгине, пели большим демеством, напев старинный, взятый с греческого, несколько гнусливый, в один голос, но очень стройный и благородный.
На дворе потеплело, небо стало заволакиваться. Покойно и мирно было внутри монастырских стен. «Благодать Божия живет здесь,- подумал Василий, вбирая взглядом гущину обнаженных дерев со старыми грачиными гнездами, тонкую вязь крестов на куполах, тихих иноков в черных одеждах.- А что, коли бы я вот так… глаз не поднимая всю жизнь?…» Странно было, что в такой час, только что от венца, пришло к нему это желание – остаться здесь навсегда и меду вишневого больше не пити, никого не воевати, и никакую Марью не пояти. Она теперь все глядела сквозь фату ему в лицо неотрывно. И было от этого не радостно, а только стыдно.
Дальше путь шел по Болвановской дороге к Крутицкой обители. Тут все в точности повторилось, только одарила монахов молодая великая княгиня не иконой, а золотом шитыми пеленами. Игумен обратился с просьбой к великому князю: есть у монахов в лесу свои борти, но вот инок, умевший с пчелами обращаться, ушел в мир иной, а больше никто не обучен этому делу. Василий Васильевич сказал, что передаст монастырю своего бортника Андрейку Грача, чем очень порадовал братию.
Еще ниже по течению Москвы-реки на том же, левом берегу стоял Симонов монастырь, а от него свадебный поезд повернул назад и возвратился в Москву по Ордынской дороге с заездом еще и в Алексеевскую обитель.
По всему пути на обочины выходили, кроме сирых да убогих, еще и жители мимоезжих деревень: крестьяне, мастеровые люди, бортники либо ловцы,- и всем перепадали от новобрачных серебряные монетки, которые запасены были впрок.
Но деревня Посестрия оказалась совершенно безлюдной, никто не вышел за княжеской милостыней.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "СОБЛАЗН.ВОРОНОГРАЙ"
Книги похожие на "СОБЛАЗН.ВОРОНОГРАЙ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Б. Дедюхин - СОБЛАЗН.ВОРОНОГРАЙ"
Отзывы читателей о книге "СОБЛАЗН.ВОРОНОГРАЙ", комментарии и мнения людей о произведении.