Владимир Короленко - Том 3. Рассказы 1903-1915. Публицистика

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 3. Рассказы 1903-1915. Публицистика"
Описание и краткое содержание "Том 3. Рассказы 1903-1915. Публицистика" читать бесплатно онлайн.
В том включены рассказы 1903–1915 гг. «С двух сторон», «Братья Мендель» и др., публицистические работы «Несколько мыслей о национализме», «Легенда о царе и декабристе», «Земли! Земли!», «Письма к Луначарскому» и др., большинство из которых впервые публикуются в советское время в составе собрания сочинений, а также статьи и воспоминания о писателях.
Зайцев В. А. (1842–1882) — публицист и литературный критик, сотрудник журнала «Русское слово», резко полемизировавший с «Современником» и «Отечественными записками».
…скептицизм, доведенный дальше известного предела, становится подлостью… — В статье «Наша университетская наука» (1863) Писарев писал: «Скептицизм, проведенный в жизнь с неумолимой последовательностью, называется систематической подлостью».
…был изображен гетевский метаморфоз. — Имеются в виду иллюстрации к трактату Гете «Метаморфоза растений» (1790). В примечании к первой лекции цикла «Жизнь растения» К. А. Тимирязев писал: «На лекции в буквальном смысле развертывалась превосходная (в несколько сажен длиною) картина, принадлежавшая кисти нашего знаменитого писателя В. Г. Короленко, в то время еще бывшего студентом Петровской академии» (Тимирязев К. А. Соч.: В 10 т. М., 1938. Т. 4. С. 50).
Феодалы*
Впервые: Короленко В. К свету. СПб., 1904.
Черновик рассказа под названием «Волшебство» был написан в начале дек. 1900 г. В 1904 г. Короленко вновь возвратился к этой теме, заново переписал рассказ и озаглавил его «Феодалы». В 1913 г., готовя ПСС (1914), Короленко еще раз переработал рассказ, о чем писал жене 30 дек. 1913 г. (см.: Собр. соч. Т. 10. С. 501). В примечаниях к «Феодалам» Н. В. и С. В. Короленко, готовя Собр. соч., приводили неопубликованное письмо Короленко к В. И. Ардатскому, в котором он так писал об этом рассказе: «Я писал не путеводитель и не географическое описание приленского края, а картины нравов… Географическая точность была для меня на втором плане. Мне был важен контраст, а этот контраст между ямами и маленьким узелком приисковой жизни взят точно с натуры. Шушминской волости, например, нет, но писарь одной из волостей Витимского (кажется) округа все-таки написал циркуляр о „нейтралитете“, который был напечатан в то время в газетах. Наш ночлег, встреча с главой спиртоносов, величавый заседатель, экспедиция на Лену, для чего Никифоров являлся к заседателю, борьба разных властей, все это подлинные факты, как и временные станки в ямах. Вообще вся бытовая сторона верна, а это и есть „существенное“» (Собр. соч. Т. 1. С. 493–494).
В Крыму*
Впервые рассказы «Емельян» и «Рыбалка Нечипор»: Рус. богатство. 1907. № 11, под загл.: Рассказы о встречных людях. В ПСС (1914) под общим загл.: В Крыму. В основу рассказа легли впечатления Короленко от поездки в Крым на лечение в 1889 г., которые он подробно изложил в письмах к жене (см.: Полн. поем. собр. Т. 51. С. 132–163).
Братья Мендель*
Впервые: Полн. поем. собр. Т. 22.
Рассказ был начат в 1915 г. 12 мая 1916 г. Короленко писал Елпатьевскому: «В ноябре одним духом написал половину повести (три листа), а после этого — смерть Иллариона, поездка на похороны, жаба и т. д.» (Собр. соч. Т. 10. С. 539). Рассказ остался незаконченным. Горький в письме к жене писателя так оценивал это произведение: «XXII том я читал с наслаждением и — с грустью. С грустью не только о том, что нет уже человека, который мог писать такие вещи, как „Талант“ и „Братья Мендель“, но и о том, что, отдавая свои силы художника борьбе за справедливость и против бытового зверства, он не дописал этих вещей… Превосходно по четкости, по пластике и мудрой простоте начаты „Братья Мендель“. Похоже на старых французских мастеров, как Проспер Мерные…» (Огонек. 1946. № 6. С. 24).
Меламед — учитель еврейской школы.
Тосефта (тосафот; др-евр. — дополнение) — сборник толкований Моисеева закона, сходный с Мишной (вторичный закон); содержит преимущественно законодательно-религиозные постановления, не вошедшие в Мишну. Является источником для библейской экзегетики. Экзегетика — раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием смысла и содержания Библии. Моисеев закон — Пятикнижие Моисеево — христианское и иудейское наименование первых пяти книг Ветхого Завета; Тора.
Треф — еда, запрещенная Талмудом. Талмуд — свод религиозных трактатов, закрепивших идеологические, культовые и религиозно-правовые представления иудаизма.
Шема, Тефила — наименования вечерней и утренней молитв в иудаизме.
Талес, тфилим — молитвенное облачение.
Агада — часть Талмуда, где излагается древняя история еврейского народа.
Цадик (др-евр. — святой, проповедник) — в хасидизме — глава паствы. По учению хасидизма, цадик — праведный заступник перед богом, ему открыта Книга судеб, он чудотворец и ясновидец. Хасидизм — откровенно мистическое течение в иудаизме.
Амгаарец — невежда.
«…земля поглотит меня, как Корея». — Согласно Библии, Корах (Корей) восстал против Моисея и под ним и его сторонниками разверзлась земля.
«Записки еврея» — эта книга писателя Г. Богрова вышла в Петербурге в 1874 г.
Хусид (др. — евр. — праведник) — последователь религиозно-мистической секты, возникшей в XVII в.
Апикойрес — вольнодумец.
Несколько мыслей о национализме*
Впервые: Рус. богатство. 1901. № 5; без подписи, под загл. «Патриотизм, национализм» и «Лига русского отечества». Статья вошла в 6 т. ПСС (1914), по тексту которого и печатается.
В одной из статей, напечатанных года три назад в «Русском богатстве»… — Вероятно, Короленко ссылается на статью П. Юшкевича «Социологические взгляды Дюрхгейма», в которой автор цитировал отрывок из работы французского социолога, где говорилось, что если улучшение здоровья «отвечает какой-нибудь тенденции, то это значит, что нормальный тип неосуществим» (Рус. богатство. 1898. № 11. С. 108).
…гг. Эстергази, и Гонгов, Буадефров, и Анри Режисов, и Геренов… — Короленко перечисляет противников пересмотра дела капитана французской армии еврея А. Дрейфуса, лично обвиненного в продаже германскому правительству секретных документов. Действительным шпионом был Эстергази.
…Ланских, Ростовцевых, Милютиных… — Короленко перечисляет крупнейших деятелей «эпохи освобождения», готовивших и проводивших крестьянскую, военную и судебную реформы 1861–1863 гг.
…полной, по выражению Аксакова, «черной неправды» и «всякой мерзости». — Возможно, Короленко имеет в виду записку К. С. Аксакова «О внутреннем состоянии России», представленную Александру II в 1855 г., в одном из разделов которой Аксаков писал: «Современное состояние России представляет внутренний разлад, прикрываемый бессовестной ложью… Всеобщее развращение или ослабление нравственных начал в обществе дошло до огромных размеров» (Русь. 1881. № 27).
…с аспирациями умершего легитимизма… — Аспирация (перен.) — стремление, запросы. Легитимизм — возникшая в начале XIX в. во Франции и других странах Западной Европы теория, признающая главным принципом государственного устройства историческое право на власть легитимных («законных») династий.
…Мещерский, написавший в виде приветствия ко дню юбилея г-на Суворина… — Имеется в виду «Дневник от 28 февраля 1901 года» (день празднования 25-летнего юбилея издательства А. С. Суворина «Новое время»), опубликованный В. П. Мещерским в газете «Гражданин» 4 марта.
Рошфор В. И. (1830–1913) — французский публицист и политический деятель, противник пересмотра дела Дрейфуса.
«Я только еще начал действовать, — говорил когда-то Лассаль, — и страсть уже кипит в народе». — Вероятно, Короленко пересказывает здесь эпизод из трагедии немецкого философа-публициста и писателя Ф. Лассаля (1825–1864) «Франц фон Зикинген», главный герой которой говорит в решительную минуту своим соратникам: «…мы не у конца, а у начала дела», на что его секретарь так отвечает ему о настроении народа: «Среди крестьян идет брожение глухое…» (Лассаль Ф. Франц фон Зикинген. СПб., 1873. С. 197, 214).
Охабень — верхняя длинная одежда с прорехами под рукавами и четырехугольным откидным воротом. Мурмолка — старинная меховая или бархатная шапка с плоской тульей. В народном творчестве считались признаками щегольства.
Сыромятников С. Н. (псевд. Сигма, 1864–1937), Энгельгардт Н. А. (1867–1942) — сотрудники «Нового времени». Комаров В. В. (1838–1907) — с 1883 г. издатель газеты «Свет». Исповедовали и пропагандировали монархические и националистические взгляды.
…как свидетельствует г-н Аф. Васильев… — Здесь и далее Короленко цитирует статью Аф. Васильева «Об исконных творческих началах и о бытовых особенностях русского народа» (С.-Петербургские ведомости. 1901. 15 мая).
«…в то время, как во всех крупнейших государствах Запада…» — Короленко цитирует статью Нестора (В. П. Святковского) «Беседа с Андре Шерадамом».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 3. Рассказы 1903-1915. Публицистика"
Книги похожие на "Том 3. Рассказы 1903-1915. Публицистика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Короленко - Том 3. Рассказы 1903-1915. Публицистика"
Отзывы читателей о книге "Том 3. Рассказы 1903-1915. Публицистика", комментарии и мнения людей о произведении.