Юрий Степанов - Эскадренный миноносец «Новик»
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Эскадренный миноносец «Новик»"
Описание и краткое содержание "Эскадренный миноносец «Новик»" читать бесплатно онлайн.
Аннотация издательства: Эсминцы-»новики» в отличие от миноносцев прежних типов явились первыми подлинно многоцелевыми кораблями. Благодаря своим высоким мореходным и маневренным качествам, большой автономности, сильному артиллерийскому вооружению и приспособленности к минным постановкам они эффективно решали такие задачи, как разведка, дозорная служба, нарушение морских коммуникаций противника, набеговые операции на его порты, охранение своих кораблей и транспортов. Эсминцы-»новики» принимали активное участие в военных действиях против германского флота на Балтийском и Черном морях во время первой мировой войны, Октябрьском вооруженном восстании, в гражданской и Великой Отечественной войнах. Впервые в литературе рассмотрена история проектирования и постройки одного из выдающихся кораблей отечественного военно-морского флота – эскадренного миноносца «Новик», который в течение многих лет был самым сильным и быстроходным кораблем этого класса в мире, а также однотипных с ним кораблей. Специальные главы посвящены боевой деятельности эсминца «Новик» и его собратьев. При подготовке книги использованы материалы Центрального государственного архива Военно-Морского Флота СССР, Центрального военно-морского музея и Центрального военно-морского архива.
Прим.: Описание событий "Ледового похода" и затопления Черноморского флота конечно надо читать с учетом требований тогдашней историографии (см. год издания).
Юрий Григорьевич Степанов, Игорь Федорович Цветков
Эскадренный миноносец «Новик»
Степанов Ю. Г., Цветков И. Ф.
Эскадренный миноносец «Новик». – Л.: Судостроение, 1981. – 224 с. Тираж 115000 экз.
Аннотация издательства: Эсминцы-»новики» в отличие от миноносцев прежних типов явились первыми подлинно многоцелевыми кораблями. Благодаря своим высоким мореходным и маневренным качествам, большой автономности, сильному артиллерийскому вооружению и приспособленности к минным постановкам они эффективно решали такие задачи, как разведка, дозорная служба, нарушение морских коммуникаций противника, набеговые операции на его порты, охранение своих кораблей и транспортов. Эсминцы-»новики» принимали активное участие в военных действиях против германского флота на Балтийском и Черном морях во время первой мировой войны, Октябрьском вооруженном восстании, в гражданской и Великой Отечественной войнах. Впервые в литературе рассмотрена история проектирования и постройки одного из выдающихся кораблей отечественного военно-морского флота – эскадренного миноносца «Новик», который в течение многих лет был самым сильным и быстроходным кораблем этого класса в мире, а также однотипных с ним кораблей. Специальные главы посвящены боевой деятельности эсминца «Новик» и его собратьев. При подготовке книги использованы материалы Центрального государственного архива Военно-Морского Флота СССР, Центрального военно-морского музея и Центрального военно-морского архива.
{1} Так помечены ссылки на примечания.
Предисловие
Более шести с половиной десятилетий прошло со времени вступления в строй эскадренного миноносца «Новик», которое ознаменовало собой подлинную революцию в развитии кораблей этого класса. На испытаниях «Новик» показал небывалую скорость – 37,3 узла! Впервые в русском флоте на этом корабле были установлены паровые турбины и котлы с нефтяным отоплением. На его палубе впервые были поставлены двухтрубные торпедные аппараты и рельсы для транспортировки мин заграждения.
Таких быстроходных, сильных кораблей к концу 1917 г. на Черном море было 13, а на Балтийском – 17. «Новик» и его многочисленные собратья прожили долгую жизнь в рядах русского и советского флота. Они принимали активное участие в военных действиях против германского флота на Балтийском и Черном морях во время первой мировой войны, Октябрьском вооруженном восстании и гражданской войне. Эсминцы типа «Новик» «Самсон» и «Забияка» входили в состав отряда кораблей, который во главе с «Авророй» был послан Центробалтом накануне Октябрьского восстания в помощь рабочим Питера.
В июне 1918 г. один из черноморских «новиков» – эсминец «Керчь» – по приказу В. И. Ленина потопил на Новороссийском рейде корабли Черноморской эскадры, чтобы они не достались интервентам.
В годы предвоенных пятилеток Военно-Морской Флот нашей страны пополнился новыми эскадренными миноносцами и лидерами, которые вместе с «новиками» образовали на Северном и Тихоокеанском флотах первые соединения боевых надводных кораблей.
Сам «Новик», носивший впоследствии имя первого председателя ВЦИК Я. М. Свердлова, и однотипные с ним эсминцы участвовали в военных действиях на Балтике, Баренцевом и Черном морях, на Тихом океане в годы Великой Отечественной войны. Не случайно в рассказах о «Новике» названию корабля все чаще сопутствует эпитет «легендарный». Легендарный – это прежде всего прославленный, вызывающий восхищение. Правда, тот же эпитет «легендарный» произносят и в том случае, когда фактов об интересующем предмете мало и со временем они дополняются фантазией, вымыслом и догадками. К эскадренному миноносцу «Новик» как нельзя лучше применимы оба значения понятия «легендарный». Сегодня составить представление о внешнем виде «новиков» можно только по фотографиям, немногим моделям, хранящимся в музеях, а об их боевом прошлом узнать из архивных документов, что порой недоступно широкому кругу любителей истории русского и Советского Военно-Морского флота, интерес к которой в последнее время возрастает.
Именно поэтому авторы решили познакомить читателей с наиболее яркими страницами истории отечественного дореволюционного судостроения, рассказать о замечательных кораблях – эскадренных миноносцах нового типа, их создателях, о верфях и заводах, где строились эти корабли, раскрыть панораму сражений и событий, в которых они участвовали. На страницах книги авторам хотелось придать рассказам о «Новике» документальный характер, основанный на фактах из долгой жизни этого действительно легендарного корабля.
В книге использованы материалы Центрального государственного архива Военно-Морского Флота (ЦГА ВМФ) и фондов Центрального военно-морского музея (ЦВММ).
Главы 1-3, § 5. 5 написаны И. Ф. Цветковым, главы 4-6 – Ю. Г. Степановым.
Авторы весьма признательны профессору В. В. Ашику, капитану 1 ранга П. К. Азарову, капитану 1 ранга запаса Н. А. Залесскому, инженерам Е. М. Лисовской, В. И. Костюнину и работникам ЦГА ВМФ СССР, оказавшим большую помощь при работе над книгой.
Пожелания и критические замечания авторы просят направлять по адресу: 191065, Ленинград, ул. Гоголя, д. 8, издательство «Судостроение».
Глава 1. Накануне закладки «Новика»
В середине сентября 1862 г. на Балтийском флоте проходили необычные учения. К шхуне «Метеор», стоявшей на якоре, медленно подходила броненосная канонерская лодка «Опыт» с необычным тараном. Он представлял собой пороховой заряд весом до полутора пудов, который крепился к концу 15-метрового бревна (шпирона), служившего продолжением форштевня броненосной лодки. Когда дистанция между судами сократилась до нескольких метров, на «Метеоре» раздался сильный взрыв, а «Опыт» отошел от подорванного им корабля, не получив повреждения.
Так в русском флоте были проведены испытания нового оружия. Его назвали минным тараном.
Докладывая в Морское ведомство о результатах проведенных испытаний, председатель комиссии адмирал Г. И. Бутаков писал: «Всеми этими опытами Комиссия под моим председательством пришла к убеждению, что идея миноносных судов заготовляет нам возможность иметь самое сильное оружие из всех досель придуманных, а заряд в 1 пуд произведет страшное разрушение в неприятельском судне при совершенной безопасности от этого для минного судна» {1} .
Успешные испытания минного тарана имели не только огромное значение для дальнейшего развития минного оружия в русском флоте, но и для создания нового класса боевых кораблей – миноносных судов. Первым типом таких судов стали, минные катера.
В 1876 г. ученик Г. И. Бутакова, будущий флотоводец и ученый С. О. Макаров предложил оборудовать большой быстроходный пароход несколькими паровыми катерами с шестовыми минами. Спущенные на воду катера могли атаковать неприятельские броненосные суда прямо на месте их стоянок. Этот проект С. О. Макарова был сравнительно быстро рассмотрен Морским ведомством и одобрен. Принятию такого решения способствовала начавшаяся в 1877 г. русско-турецкая война.
Г. И. Бутаков. (стр. 8)
По проекту С. О. Макарова пароход «Великий князь Константин» вооружили четырьмя паровыми минными катерами: «Минер», «Чесма», «Наварин», «Синоп». Эти катера при водоизмещении 6 т развивали скорость до 10 уз, и каждый нес на борту по одной шестовой мине.
Наиболее смелой и удачной боевой операцией этого немногочисленного минного отряда была атака турецкого броненосца «Ассари Шевкет» на Сухумском рейде. В ночь на 12 августа 1877 г. минами с катеров «Наварин» и «Синоп» русские моряки нанесли этому броненосцу настолько серьезные повреждения, что он не смог принимать участия в боевых действиях до конца войны.
Настоящую революцию в развитии миноносных судов произвело изобретение самодвижущейся мины – торпеды. Впервые в мире в 1865 г. самодвижущуюся мину с пневматическим двигателем создал русский изобретатель, по профессии художник-фотограф И. Ф. Александровский{2}. Однако предложение И. Ф. Александровского, впрочем как и многие другие изобретения русских самородков, было похоронено в архивах Морского ведомства. Царское правительство предпочло купить за границей патент на изготовление мины англичанина Уайтхеда. В 1876-1877 гг. заводы Лесснера и Обуховский в Петербурге освоили серийный выпуск торпед, значительно улучшив конструкцию английского образца.
Первая в мире успешная атака торпедами была совершена 14 января 1878 г. Катера «Чесма» и «Наварин» двумя торпедами потопили сторожевой турецкий пароход «Интибах».
Высокая эффективность минных катеров в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. была доказана. Однако ее опыт подсказывал, что от катеров нужно переходить к более крупным судам, которые, по словам С. О. Макарова, имели бы «хоть сносные морские качества». Первые такие корабли, получившие название миноносок, имели водоизмещение уже около 20-30 т. Паровая машина обеспечивала миноноскам скорость 13 уз. Они были вооружены вначале одной, а затем двумя торпедами. К 1880 г. в русском флоте насчитывалось свыше 100 кораблей этого класса, входивших в его состав вплоть до начала русско-японской войны.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Эскадренный миноносец «Новик»"
Книги похожие на "Эскадренный миноносец «Новик»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Степанов - Эскадренный миноносец «Новик»"
Отзывы читателей о книге "Эскадренный миноносец «Новик»", комментарии и мнения людей о произведении.