Игорь Гуров - Хребет Скалистый

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хребет Скалистый"
Описание и краткое содержание "Хребет Скалистый" читать бесплатно онлайн.
В годы Великой Отечественной войны гитлеровцы похитили картины из музеев Киева, Одессы и Феодосии. Партизаны отбили у фашистов ценности и спрятали в тайнике. Как был разыскан партизанский клад, вы узнаете, прочитав повесть.
— Команду всегда следует выполнять бегом, — пояснил подполковник.
— Да ведь никакой команды не было.
— Нет, была. Я подошел к окну и стал насвистывать песенку о веселом ветре. Сокол — пес дисциплинированный. Не было бы команды, он так и лежал бы под деревом, где я его оставил.
Если Алка после появления Сокола в столовой была удивлена тем, что там происходит, то что уж говорить о Григории Анисимовиче Проценко, который подошел к открытой двери своей квартиры и смотрел на то, что творится в его комнате… Он несколько минут наблюдал молча.
Празднично накрытый стол, стулья, на одном из которых висел форменный китель подполковника милиции, — все было сдвинуто в сторону. Сам подполковник, Алла и Ольга ползали на животе по ковру. Рядом с ними, плотно прижав уши, ползла, как будто выслеживая какого-то невидимого врага, большая овчарка почти черной масти.
— Очень трогательно, — заговорил наконец Проценко. — Дорогие друзья помогают мне воспитывать дочь.
— Гриша! — бросилась к нему Алка. — Я же говорила, что он приедет! сказала она торжествующе. Проценко пожал руку Ольге, а после этого расцеловался с Решетняком.
— Постарел, Грицько, — проговорил Решетняк чуть дрогнувшим голосом.
— А ты все такой же. Наконец-то увиделись!
— Да все никак не удавалось. А тут думаю, во что бы то ни стало пойду. Решил даже не звонить. Пойду, и все тут. И повидаемся наконец.
Проценко обвел глазами комнату.
— Что это за милая зверюшка? — спросил он, кивая на Сокола.
— Это моя собака Сокол, — возвестила Алла с победным видом. — А Оля мне подарила ружье. Вот, смотри. А вот патрончики.
— Ну-ну! Я всегда говорил, что если погибну, то только от рук приятелей, сказал он. — Хорошенькие подарки для молодой девицы! И так растет какой-то станичный атаман, а не девочка. Даже ради праздничного дня щеголяет в штанах. Теперь ей только не достает шашки, черкески и бурки.
— М-да. Действительно, — почесал затылок Решетняк. — Правда, у меня смягчающее обстоятельство, граждане судьи: старый холостяк. Что же касается артистки Театра оперетты…
— Чего же можно ждать от премьерши оперетты, занимающейся охотой на диких зверей? — назидательно спросил Проценко и сам же ответил: — Всего можно ждать. Но вы, подполковник милиции…
— А интересно знать, что подарил своей дочери художник Проценко? — перебил подполковник милиции. — Духи?
Алла фыркнула.
— Букет цветов, перевязанный голубой лентой. Или нет — альбом для стихов, в котором на первой страничке значится: "Кто любит более тебя, пусть пишет далее меня".
Алла и Ольга дружно хохотали.
Проценко вышел на лестничную площадку, постучался в соседнюю квартиру. Через несколько минут он возвратился, толкая впереди себя сияющий лаком и никелем велосипед.
— Вот, получай, — обратился он к дочери, — знаю, что тебе давно хотелось.
Пока Алла переживала еще одну свалившуюся на нее сегодня радость, Решетняк продолжал подсмеиваться над другом.
— Вот это да! — воскликнул он. — Вот это подарок для благонравной девицы! Ты бы ей еще мотоцикл подарил. Очень женское занятие.
Сидевшая на диване Ольга вскочила и склонилась перед Решетняком в глубоком поклоне.
— Спасибо, товарищ подполковник, — проникновенно воскликнула она, нижайшее спасибо! Давно не получала такого прекрасного комплимента.
Решетняк ничего не понимал.
— Охо-хо-хо! Хо! — сняв очки и протирая глаза, смеялся Проценко. — Что, Оленька, нравится? Занятие-то не женское. А что вы скажете, подполковник, насчет чемпионов? Вот премьерша оперетты, например, чемпион края и Российской федерации по мотоциклу.
Решетняк растерянно воззрился на Ольгу.
— Нет. Знаете… Я немного неточно выразился, — заговорил он наконец уже извиняющимся тоном: — я хотел сказать, что мотоциклистки или там велосипедистки мне всегда напоминают почему-то запорожцев.
— Весьма удовлетворена вашей поправкой, — еще в более низком поклоне склонилась Ракитина, — прошу больше поправок не вносить. Боюсь сравнений с древнеегипетскими фараонами… А сейчас наводите в комнате порядок, распорядилась она, — да двигайте стол на место. Нужно же наконец позавтракать.
Ольга убежала на кухню и там застряла. Мужчины сдвинули стол и сели на диван. Алла снова принялась рассматривать велосипед, а потом ушла к Ольге.
Решетняк потянулся за лежащей на стуле кожаной сумкой.
— У меня к тебе небольшое дело, Григорий. Ты никогда не видел этой картины? Не сможешь ли ты определить ее ценность? Я имею в виду денежную ценность. — И Решетняк протянул Проценко маленькую, писанную маслом миниатюру.
Проценко засмеялся:
— Рублей, наверно, двести в комиссионке можно взять. А видать раньше видал. Это миниатюра художника Григория Проценко, вашего покорного слуги и друга детства. — Проценко вдруг посерьезнел. — Постой, постой. Откуда она у тебя?
— Тут еще какая-то иконка, — довольно пренебрежительно сказал Решетняк, не отвечая на вопрос Проценко.
Если миниатюра была тщательно завернута в чистую белую тряпку, то иконка была кое-как засунута в сумку.
Однако Проценко, кинув на нее взгляд, переменился в лице и в волнении вскочил на ноги.
— Сумасшедший! — срывающимся голосом заорал он и, смахнув свою собственную миниатюру на пол, задрожавшими руками схватил то, что Решетняк назвал «иконкой». — Невежда! Варвар! Это же Рублев!
— А кто такой Рублев? — неосторожно спросил Решетняк.
Проценко вскипел еще больше.
— Ты что, серьезно спрашиваешь, — аккуратно положив в центре стола икону, двинулся на Решетняка Проценко, — или ты меня специально позлить явился? Цирк устраиваешь? По поводу подарков паясничаешь, а Рублева — подлинного Рублева! — кое-как засунул в сумку и молчишь! Сколько стоит? Денежная ценность? Рублев не Проценко. Эта «иконка», как ты смеешь выражаться, сотню тысяч стоит. Да разве дело в деньгах? Весь мир преклоняется перед шедеврами Рублева.
— Сто тысяч? — недоверчиво переспросил Решетняк. — Не ошибаешься?
— Ошибаюсь? Андрей Рублев — великий русский художник, живший на рубеже четырнадцатого и пятнадцатого веков. Это необыкновенный живописец. Это проникновенный поэт в живописи. Современники называли его Преподобным и Блаженным за его искусство. Образы Рублева передают возвышенную, духовную красоту человека. Он видел в человеке "земного ангела" и изображал ангела, как "небесного человека". Именно в Рублеве истоки нашего русского национального искусства. До него наше искусство было придавлено византийскими традициями, отрешиться от которых могли лишь с появлением гения. Таким гением и оказался Рублев. Взгляни на эти изумительные краски.
Боясь даже прикоснуться к иконе, Решетняк внимательно разглядывал ее, а Проценко пояснял:
— Вот тут изображен ангел на фоне неба. Сине-голубой цвет неба необычайной чистоты сочетается с темно-вишневым одеянием ангела. Вокруг сияющее золото зеленоватого воздушного тона. К сожалению, сейчас почти утрачен секрет создания этого тона. А эти полутона! Светло-голубые, нежно-сиреневые, золотисто-желтые, прозрачно-зеленые. Благодаря им кажется, что изображение светится изнутри и само излучает свет.
— Гриша, — робко спросил Решетняк, боясь опять попасть впросак, — именно эту икону тебе приходилось видеть раньше?
— Да, это из коллекции Киевской картинной галереи. Во время войны она была эвакуирована к нам и выставлена в нашем музее. Когда фашисты подошли к Кавказу, картины эвакуировали дальше, через Каспий в Среднюю Азию и Сибирь. Часть из них пропала.
— Каким образом? Ты не знаешь?
— Поезд попал под бомбежку, а главное — эшелон не успел проскочить Кавказскую, она уже была у фашистов. Я ведь тогда жил в Тбилиси. Почему у меня и Алка оказалась. Наташа и Николай, уходя в партизаны, отправили ее с бабушкой ко мне. А Агафью Максимовну убило по дороге при бомбежке. Спасибо, ехавшие вместе с ней довезли Аллу до Тбилиси.
— Это я знаю, — осторожно перебил его Решетняк. — А кто может знать хоть какие-нибудь подробности исчезновения картин?
— Никто ничего не знает. Я очень много занимался этим. Но нет никаких концов. Откуда у тебя взялся этот Рублев?
— Расскажу. Подожди минутку.
Решетняк выложил на стол содержимое своей сумки. Тут были две запасные обоймы к пистолету, какая-то потрепанная толстая книга и много различных бумаг.
Из кухни, неся блюда с яствами, возвратились Ольга и Алла.
Взгляд Аллы упал на письменный стол и на книгу, лежащую среди бумаг Решетняка.
— Ой, "Три мушкетера"! — удивилась она. — Вот здорово! Дареное передаривать нельзя, так я тех "Трех мушкетеров", что Васька подарил, оставлю себе, а этих отдам Шурику.
— Постой, постой, — охладил ее восторги Решетняк, — я-то ведь тебе этой книги не дарил.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хребет Скалистый"
Книги похожие на "Хребет Скалистый" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Гуров - Хребет Скалистый"
Отзывы читателей о книге "Хребет Скалистый", комментарии и мнения людей о произведении.