» » » » Кирилл Якимович - На фланге линии Маннергейма. Битва за Тайпале


Авторские права

Кирилл Якимович - На фланге линии Маннергейма. Битва за Тайпале

Здесь можно скачать бесплатно "Кирилл Якимович - На фланге линии Маннергейма. Битва за Тайпале" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательский дом «Вече», год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Кирилл Якимович - На фланге линии Маннергейма. Битва за Тайпале
Рейтинг:
Название:
На фланге линии Маннергейма. Битва за Тайпале
Издательство:
ООО «Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-9533-4926-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "На фланге линии Маннергейма. Битва за Тайпале"

Описание и краткое содержание "На фланге линии Маннергейма. Битва за Тайпале" читать бесплатно онлайн.



Издание представляет собой подробное и наиболее полное описание истории трехмесячного сражения советско-финской войны 1939–1940 года в районе реки Тайпалеен-йоки (ныне р. Бурная), на самом восточном фланге линии Маннергейма. Книга основывается на многочисленных архивных и документальных источниках и дает широкое представление об условиях военного быта как советских, так и финских войск.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся отечественной военной историей и историей Карельского перешейка.






В таких условиях воевать кораблям не с руки. Ко всем погодным трудностям начались перебои с углем, потому что подтянуть груженую баржу от Шлиссельбурга до Сауналахти с каждым новым декабрьским днем стоило все больших и больших усилий.

В середине месяца спасатели сняли с камней канонерку «Ораниенбаум» и отбуксировали ее в район деревни Полуторно. Затем на зимовку ушли два тральщика и все катера.

После этого корабли флотилии еще несколько раз выходили на рейд, обстреливая берег противника, но с каждым днем делать это становилось все труднее. Последний выход был осуществлен 12 января. Затем со льдом стало невозможно бороться.

С началом серьезных январских морозов в бухте Сауналахти грустно вмерзли в лед два сторожевых корабля, два тральщика «32» и «34» и два буксира «Тюлень» и «Водолаз». Выйти в открытое море Ладоги им удалось только весной, уже после окончания войны, да и то для того, чтобы быть отправленными обратно в Кронштадт. В декабре 1939 года закончилась их «морская» эпопея, но никак не боевая. С наступлением зимы орудия кораблей стали служить дополнительной артиллерийской поддержкой воюющих на заснеженном побережье частей.

Но прежде, для полноты общей картины боевых действий на востоке Карельского перешейка в начале декабря 1939 года, необходимо рассказать еще об одном сражении — попытке форсирования Вуоксы у финского поселка Кивиниеми.

Каменный мыс

День независимости Финляндии 1939 года ознаменовался не только переправой советских войск через Тайпалеен-йоки. Приказ Ворошилова предписывал ударить по финским силам, объединенным в III армейский корпус, с двух направлений — у Тайпале, на крайнем восточном фланге, и у Кивиниеми, через узкую порожистую протоку меж двух вытянутых озер, Вуоксен-вирта и Суванто-ярви.

Кивиниеми, «каменный мыс», с глубины веков был известен своим удобным стратегическим положением. Расположенный на пересечении водного и сухопутного путей, соединяющих разные области Карельского перешейка, поселок издавна был привлекателен для людей.

За время его существования протекающая по «Кивиниемскому горлу» река успела поменять направление своего течения. Мосты, соединяющие его берега, разрушались и возводились заново. Один из первых мостов, подвесной, т. е. закрепленный с помощью цепей, был даже платным, представляя собой прообраз современных платных магистралей.

Как и в районе Тайпале, после окончания Северной войны российскими военными инженерами здесь было сооружено укрепление, получившее имя «Кивиниемского шанца». Предназначенный для обороны южной стороны протоки, редут был оборудован по классическим фортификационным правилам XVIII века, имел ров по периметру своих земляных валов и пороховые погреба. Впрочем, как и его восточный сосед, «Кивиниемский шанец» никогда не участвовал в сражениях.

С постройкой в 1917 году железной дороги, соединяющей Петербург и Кексгольм, значение Кивиниеми повысилось. Теперь построенная здесь станция стала важным железнодорожным узлом, который пропускал через себя грузы, прибывшие с южного приграничья и с восточной части Перешейка. Через протоку перебросили еще один мост — железнодорожный, который находился на том же месте, что и нынешний.

В отличие от нынешнего шоссейного моста его предшественник был в два раза уже, то есть не обеспечивал одновременного двустороннего движения транспорта, а его конструкция не могла выдерживать современные нагрузки. Железнодорожный мост по своему виду напоминал современный, имея параболическую форму металлических ферм. Особенностью этих мостов как было тогда, так и остается по нынешнее время то, что они не имели тогда и не имеют сейчас промежуточных или серединных опор, так называемых «быков». Следовательно, заложив значительный заряд тротила посередине конструкции, оба моста было легко обрушить с последующим очень непростым их восстановлением.

В период гражданской войны 1918 года, когда почти весь Карельский перешеек был в руках финских коммунистов, Кивиниеми стал одним из немногих важных населенных пунктов, в котором сохранилась власть финской белой гвардии. Именно отсюда был организован поход на юг, к Рауту и далее к границе, завершившийся разгромом красногвардейцев и вытеснением остатков их частей в Советскую Россию.

Словом, Кивиниеми всегда был значимой точкой на карте, но когда началась разработка планов строительства оборонительной линии Карельского перешейка, в силу своего географического положения и природных условий построенные здесь в двадцатые годы фортификационные сооружения можно было пересчитать по пальцам. Бетонных было всего три — два у железнодорожного моста и один у шоссейного, простреливавший восточную часть акватории Вуоксы. Это сооружение у моста являлось артиллерийско-пулеметным ДОТом, подобного которому не было больше ни в одном укрепленном узле линии Маннергейма. В двух помещениях сооружения, смотря в противоположные стороны, находились орудие и пулемет. Вдоль протоки, на восток, был направлен ствол пулемета, а в противоположном направлении — орудие.

Несмотря на малочисленность укреплений, их эффективность была достаточно высокой для предотвращения переправы противника через бурлящий водный перепад, в чем в декабре 1939 года советские войска и убедились.

К 6 декабря к Кивиниеми подошли передовые роты 90-й стрелковой дивизии. Необходимо отметить, что дивизии этой достался один из наиболее неудобных секторов наступления. Единственной приличной дорогой в полосе ее продвижения было Кексгольмское шоссе, окруженное слева и справа неприветливыми холмистыми еловыми лесами, болотами и овражистыми речками. Учитывая, что в первый же день войны это соединение увязло на приграничной территории и два дня не могло продвинуться из-за ожесточенного сопротивления финнов в деревне Липола, продвижение его частей проходило довольно вяло в связи с усталостью и «потрепанностью» личного состава и матчасти. Только за 30 ноября 1939 года дивизия потеряла двенадцать танков, десять тракторов и два орудия. Кроме этих потерь, пять танков из приданного дивизии танкового батальона еще предстояло вытаскивать из трясины, в которую они угодили, пытаясь обойти противника с фланга. Что же касается живой силы, то за пять суток, предшествующие подходу красноармейцев к озеру Вуоксен-Вирта, это соединение потеряло без малого пятьсот человек убитыми и ранеными. Самое удивительное, что при отсутствии сильных морозов в начале декабря среди потерь числились шестьдесят два человека обмороженными.

Кроме вышесказанного, первоначальные планы наступления 90-й дивизии вообще не предусматривали выход ее частей к протоке между озерами. 5 декабря два ее полка, 286-й и 173-й, захватили приходской центр Валкярви (ныне Мичуринское) и были готовы на следующий день продолжать движение в направлении мыса Ораваниеми, что в двадцати километрах западнее Кивиниеми. Третий полк дивизии, 588-й стрелковый, вообще завяз в перестрелке с противником при подходе к финским укреплениям на реке Салменкайта.

«С рассветом 6.12.1939 части дивизии продолжали свое продвижение на север, однако задача частей была изменена, так как в 3.00 начальником штаба дивизии полковником Вехиным было принято по телефону приказание командира 50-го стрелкового корпуса, переданное лично начальником штаба корпуса: „90-й СД преследование противника в направлении Ораваниеми прекратить. Дивизии немедленно изменить направление продвижения с северного на северо-восточное с задачей к рассвету 7.12.1939 сосредоточиться в районе Ойяла-Кивиниеми“»[25].

Командир дивизии полковник Зайцев, ругая про себя вышестоящее начальство, отдал приказ командирам полков менять курс на северо-восток. При этом он все-таки выделил по одной-две роты из каждого полка для продолжения первоначального наступления, чтобы хоть какими-то силами выйти к берегу Вуоксы в районе Ораваниеми и иметь представление о том, что там происходит. Основные же войска, как было указано в новой «вводной», были перенаправлены к Кивиниеми. Находившийся западнее других 588-й стрелковый полк из-за своей дислокации вообще пришлось возвращать назад в Валкярви, дожидаться его прибытия, а потом выступать по дороге, ведущей на северо-восток.

Пока высшие командиры 90-й дивизии предпринимали необходимые действия по переброске своих медленно движущихся и очень инертных колонн с западного направления на восточное, непонятно откуда возник слух, что в районе Кивиниеми уже находятся подразделения 461-го полка 142-й дивизии, которые полностью очистили от противника весь южный берег озерной системы Вуоксен-Вирта-Суванто-ярви.

461-й полк действительно был близок к новому месту назначения полков 90-й дивизии, но непосредственные подходы к мостам в Кивиниеми с южной стороны успешно оборонялись 3-м батальоном 30-го полка 10-й дивизии финнов. Так называемый «предмостный плацдарм» оставался в руках неприятеля.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "На фланге линии Маннергейма. Битва за Тайпале"

Книги похожие на "На фланге линии Маннергейма. Битва за Тайпале" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Кирилл Якимович

Кирилл Якимович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Кирилл Якимович - На фланге линии Маннергейма. Битва за Тайпале"

Отзывы читателей о книге "На фланге линии Маннергейма. Битва за Тайпале", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.