» » » » Алексей Иванов - Message: Чусовая


Авторские права

Алексей Иванов - Message: Чусовая

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Иванов - Message: Чусовая" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Современная проза, издательство азбука-классика, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Иванов - Message: Чусовая
Рейтинг:
Название:
Message: Чусовая
Издательство:
азбука-классика
Год:
2007
ISBN:
978-5-91181-280-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Message: Чусовая"

Описание и краткое содержание "Message: Чусовая" читать бесплатно онлайн.



Книга Алексея Иванова, лауреата множества литературных премий, автора знаменитых романов «Золото бунта», «Сердце Пармы», «Географ глобус пропил», знакомит читателей с теми местами, где происходит действие всех этих романов, и прежде всего — с рекой Чусовой.

Чусовая — река легендарная. Возможно в России из всех уральских рек только Чусовую и знают. Так уж сложилось: говорят — «Урал», вспоминают — «Чусовая». И не случайно. Урал без Чусовой — как паруса без мачты, как кони без упряжки, как планета без орбиты. В прошлом «государева дорога», по которой шли «железные караваны», ныне — прекрасный туристический маршрут, по которому скользят байдарки, непревзойденный национальный парк горнозаводской природы, Чусовая тесно вплелась в историю Пермского края, историю Урала, историю России. А с легкой руки Алексея Иванова, одного из лучших отечественных писателей, — еще и в историю современной русской литературы.

Книга впервые публикуется в авторской редакции.






Подобное положение дел могло существовать лишь в феодальном государстве. Подлинно свободный капитал не потерпел бы игры по таким правилам. Горнозаводская держава держалась в первую очередь на феодализме. Поэтому четвёртый признак «горнозаводской цивилизации» — крепостная зависимость основной массы работников.

«Горнозаводская цивилизация» своим существованием обязана была «приписке» крестьян к горным заводам. Её начали практиковать с самого начала XVIII века, а отменили в 1807 году. И время существования «цивилизации» закономерно взято в «рамки» восстаний приписных крестьян. Первое случилось в 1703 году в Кунгуре, последнее — в 1800 году в Ревде. А пик, понятно, пришёлся на 1774 год, когда бушевал пугачёвский бунт. «Полковник» Иван Белобородов, который рушил заводы по Сылве и Чусовой, был «горнозаводской ипостасью» пугачёвщины.

Но всё-таки горные заводы — это заводы. Здесь мало одной лишь физической силы или выносливости. Здесь нет места вековым традициям, как на крестьянских полях. Здесь — технология, которая совершенствуется очень быстро (особенно в Европе). Здесь нужны мозги. А разум закрепостить трудно. Законом можно закрепостить тело, религией — душу. Разум же закрепощается только деньгами. (До закрепощения идеологией в XVIII веке ещё не догадались.) Поэтому на горных заводах те, кто руководил производствами, вовсе не были крепостными Левшами. Лесковский Левша — мастер, конечно, но ремесленник. А на горных заводах нужны были специалисты. И они работали только за деньги. К тому же иностранные «спецы», которых было очень много, предпочитали не просто деньги, а большие деньги. И пятый признак «горнозаводской цивилизации» — высокая степень капитализации в отношениях с профессионалами. Так что опять прав русский народ: «Кому война, а кому — мать родна».

Под «профессионалами» не стоит понимать одних лишь иностранных наёмных специалистов. Капитализация отношений касалась даже крепостных работников — лишь бы они понимали толк в своём деле. Например, рудознатцы пользовались свободой передвижения и обходились без подорожных грамот от хозяев, а потому часто имели и собственный бизнес.

По военному закону строился не только суд, а именно быт народа. На многих заводах работные денег вообще не видели, а получали зарплату и расплачивались в лавках «кожанками» — кожаными ярлычками. Продовольствие для работных заготовлял заводчик. На некоторых заводах работным выдавали продукты бесплатно — как в армии. А там, где за пропитание приходилось платить, стоимость продовольствия всё равно была не рыночной. Шестой признак «горнозаводской цивилизации» — пригородный тип сельского хозяйства.

Уральские поля не могли прокормить уральские заводы, потому здесь и не было пахарей с сохами. Да и самих полей не было. Кормильцами Урала были Кунгурский край и зауральские слободы. В Кунгур от казённой Кушвы вёл Гороблагодатский тракт, который после пристани Ослянка превращался в Кунгурский. В зауральский Шадринск из демидовских Невьянских заводов вела Старая Шайтанская дорога, которая за пристанью Утка превращалась в Шадринский (Тюменский) тракт.

Основательнейшую и обширную оценку горнозаводского хозяйства Урала в 1899 году дал знаменитый учёный Дмитрий Иванович Менделеев. В своей книге «Уральская железная промышленность» о сельском хозяйстве Урала Менделеев писал: «Но все усилия были напрасны: хлеба тут или не вызревают — как и вишни, или родятся плохо, так что свой овёс обходится раза в три дороже привозного. Приписывают это высокому положению над уровнем моря и избытку влаги. Но отчего бы это ни происходило, важно обратить внимание на невыгодность здесь земледелия…»

А на заводах расцвело пригородное хозяйство — мелкое животноводство и огородничество. Это ведь на Урале впервые появилось «русское спасение» — огороды, где работали «заводские жёнки». Вот кому надо петь «оду русскому огороду». А угрюмые заводы на это были согласны. Летом они миролюбиво гасили адский огонь доменных печей, чтобы работный люд отправился на покосы заготовить сено своим лошадёнкам и коровёнкам. Можно вспомнить, что и Данила-мастер начинал жизнь подпаском…

Исконно русский, то есть природно-обусловленный характер «горнозаводской цивилизации» выражался в ином ритме, нежели крестьянское «посев — страда — отдых». На заводах каждой работе было своё время. Осень — добыча и подвоз руды. Зима — производство древесного угля и металла. Уголь выжигали зимой, чтобы не было лесных пожаров. А короткий зимний день заодно и ограничивал рабочую смену, ведь зимней ночью огромные корпуса цехов и рудничных дворов освещать было нечем. Зима — это время транспортировки готового металла на пристани, ведь телеги не выдержат нагрузок, а сани — выдержат, да и санные дороги удобнее и надёжнее колёсных. Весна — накопление воды в прудах, строительство судов и сплав продукции. Лето — всеобщий отпуск для сенокоса.

Спутник Д. Менделеева С. Вуколов в 1899 году замечал: «Мне впервые пришлось познакомиться здесь с этим оригинальным явлением на Уральских заводах — „страдой". „Страда" является как бы отдыхом от тяжёлой заводской работы. Во время страды почти все работы прекращаются, действуют обыкновенно только домны, но иногда и они останавливаются».

Так что технологии технологиями, а всё равно работа заводов определялась сезонами. Седьмой признак «горнозаводской цивилизации» — включённость в природные циклы.

Поскольку природа оставалась всё-таки «главнее» технологий, признак по «топливу» приходится ставить лишь восьмым по счёту. Восьмой признак «горнозаводской цивилизации» — вода прудов и древесный уголь как главные энергоносители. Древесный уголь был необходим для горения доменных печей. На хворосте железо из руды не выплавишь, а про каменный уголь тогда ещё и не мечтали, хотя первые залежи каменного угля были найдены на Урале в 1736 году. Вода же приводила в движение все заводские механизмы — рудобойные молоты, воздуходувки печей, пилы. Так что это сама природа распорядилась «посадкой» горных заводов именно на Урале: здесь рядом и руды, и леса, и реки.

Мощность завода в первую очередь определялась двумя факторами: богатством доступных рудных залежей и полноводностью реки, на которой стоял завод. Понятно, что природа не шахматная доска, где все клетки одинаковы. И поэтому заводы по мощности были разными. А производство металлов требовало соблюдения всех стадий технологической цепочки. На руднике нельзя было изготовить пушку. Рудник мог только «наломать» руду и обжечь её. Превратить руду в чугун мог только чугуноплавильный завод. Если же нужно железо, то его требовалось отковывать из чугуна на железоделательном производстве. А сделать из железа гвоздь в доменном цеху тоже было нельзя: требовалось перевезти железную болванку на кузнечную фабрику. Более сложные предметы или машины приходилось изготавливать на сверлильных, токарных и механических фабриках, на шлифовальных мельницах. Так что технологические стадии производства продукции были разбросаны по разным заводам. Д. И. Менделеев писал об этом обстоятельстве: «Существует на Урале такая несообразность, как отделение на далёкие расстояния переделочного производства от доменного».

Стадии обработки металла связывали заводы друг с другом, как каторжников сковывает общая цепь. Поэтому заводы объединялись в системы горных округов, где наличествовали предприятия всех стадий металлопроизводства и металлообработки. И административное деление уральской «державы» зависело не от территориальной близости, а от технологии. Девятый признак «горнозаводской цивилизации» — внеэкономическая взаимозависимость заводов.

Это сейчас возможно приватизировать финальную стадию производства и наживаться с продаж. Всё объясняется тем, что между звеньями технологической цепочки существуют товарно-денежные отношения и поэтому незачем обладать сразу всей цепочкой. А «горнозаводская цивилизация» не позволяли приватизировать лишь яблоки с яблони, оставляя все заботы о земле и дереве другим. Она требовала, чтобы хозяин или покупал всё «дерево», или убирался восвояси. Потому что между «звеньями цепочки» не было денег; рынок начинался только «на выходе» из «цивилизации», а внутри её была «круговая порука». Но сращением власти и капитала этот принцип был доведён до своей противоположности.

Наконец последний, десятый признак «горнозаводской цивилизации» — «железные караваны» как главный способ транспортировки продукции.

Это не второстепенный, «технический» вопрос. Это вопрос значимости и жизнеспособности горного завода. Путь «железных караванов» — русло, по которому текла река смысла всей «горнозаводской цивилизации». «Железные караваны» плавали не только по Чусовой, но и по Сылве, Койве, Серебряной, Межевой Утке, Яйве, Каме, Белой, Уфе, Аю, Вишере… Сплав «железными караванами» был важен не только в техническом или экономическом, но и в философском смысле. Но разговор о сплаве будет отдельным.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Message: Чусовая"

Книги похожие на "Message: Чусовая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Иванов

Алексей Иванов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Иванов - Message: Чусовая"

Отзывы читателей о книге "Message: Чусовая", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.