А Лурье - Адмирал Г И Бутаков
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Адмирал Г И Бутаков"
Описание и краткое содержание "Адмирал Г И Бутаков" читать бесплатно онлайн.
Внешнеполитические события конца 60-х годов XIX столетия - усиленная подготовка Пруссии к войне и разгром Франции осенью 1870 года - показали необходимость решительного переустройства вооруженных сил России. "Тогда поняли и у нас, - писал русский военный министр Д. А. Милютин, - как несвоевременно было заботиться исключительно об экономии, пренебрегая развитием и совершенствованием наших военных сил. Заботы о сокращениях и сбережениях отодвинулись... на задний план; заговорили о том, достаточны ли наши вооруженные силы для ограждения безопасности России в случае каких-либо новых политических пертурбаций в Европе"{144}.
В течение октября 1870 года главный штаб проделал большую работу по подготовке устава о всесословной воинской повинности и по реорганизации вооруженных сил России.
Проект положения о всеобщей воинской повинности, разработанный Милютиным, в основном предусматривал: включение всех лиц в возрасте от 21 до 41 года в состав регулярной армии или флота, в иррегулярные и в запасные войска и в ополчение, зачисление на действительную службу и в ополчение путем жеребьевки, а не посредством рекрутского набора, установление льготного освобождения от воинской повинности в связи с семейным положением, введение льгот по образованию, установление общего срока службы - в армии 10 лет, на флоте 7 лет, при этом, если наличная численность армии позволяла, допускалось увольнение во "временный отпуск" и до истечения этого срока.
В 1871-1873 годах проект военной реформы рассматривался в специально созданных для этого комиссиях и в Государственном Совете и, наконец, 1 января 1874 года был утвержден.
Военная реформа в России была враждебно встречена Германией, Австрией, Англией и другими западноевропейскими государствами, боявшимися усиления военной мощи России. Отрицательно отнеслись к реформе и консервативные круги русского общества. Но широкие массы населения России встретили реформу с большим удовлетворением, так как она значительно облегчала бремя военной службы для податных сословий.
Уже в первые годы реформа дала большие результаты. Количество призываемых ежегодно возрастало, кроме того, создание резерва увеличивало контингент войск, могущих быть в случае войны призванными на фронт. В самом деле, если в 1873 году запас составлял 710 тысяч человек, то к 1886 году он вырос до 1524 тысяч человек, несмотря на потери в войне 1877-1878 годов. Таким образом, в результате проведения реформы создавались условия для превращения вооруженных сил России в массовую армию буржуазного типа.
В дальнейшем в положения о прохождении воинской службы были внесены некоторые изменения. Значительно сокращались, например, льготы по образованию, освобождались от воинской службы сроком на пять лет лица, владевшие торгово-промышленными предприятиями; представители имущих классов пользовались и другими льготами. Все это сводило на нет всеобщую воинскую повинность. "В сущности, - писал В. И. Ленин, - у нас не было и нет всеобщей воинской повинности, потому что привилегии знатного происхождения и богатства создают массу исключений"{145}.
Бутаков встретил военную реформу 1874 года весьма сдержанно. Он считал недостаточным семилетний срок действительной службы матроса на флоте. Бутаков не понимал, что после реформы служить на флот придут квалифицированные люди с производства и что при семилетнем сроке службы будет создаваться запас специалистов флота, которыми в случае войны можно будет быстро укомплектовать корабли флота, в том числе и вступающие в строй.
* * *
В 1870 году Балтийский флот насчитывал в своем составе четыре броненосных фрегата, каждый из них водоизмещением по 3492 тонны и с двумя-тремя орудиями калибром 280 мм, три броненосных батареи, имевшие водоизмещение по 3340 тонн и по 6-12 орудий калибром 203 мм, и, наконец, 13 башенных канонерских лодок, водоизмещением 1566-1881 тонна каждая, с двумя-четырьмя орудиями 229-мм калибра на каждой лодке. Считая, что задача обороны Кронштадта и подступов к столице выполнена, морское министерство приступило к строительству мореходных броненосцев, броненосных и неброненосных крейсеров. Еще в 1869 году по проекту вице-адмирал а А. А. Попова{146} на Галерном острове в Петербурге был заложен первый мореходный броненосец "Петр Великий" водоизмещением 9665 тонн, со скоростью хода 14,3 узла, вооруженный четырьмя 305-мм орудиями, расположенными в двух башнях. Это был сильнейший броненосец того времени.
Одновременно с проектированием и строительством "Петра Великого" А. А. Попов работал над проектом океанского крейсера. Такой крейсер, по замыслу кораблестроителя, должен был иметь большую скорость ход, дальность плавания, мощную артиллерию и достаточно-толстую броню. В 1869 году Попов совместно с корабельными инженерами Н. Е. Кутейниковым и И. С. Дмитриевым представили проект океанского крейсера. По этому проекту в Петербурге были построены два корабля водоизмещением по 4600 тонн каждый - "Генерал-адмирал" и "Герцог Эдинбургский". Первый из них вступил в строй в 1875 году, а второй - двумя годами позже. "Генерал-адмирал" был вооружен четырьмя 203-мм и двумя 152-мм нарезными орудиями и имел скорость хода 13,6 узла. "Герцог Эдинбургский" был вооружен десятью 152-мм орудиями и имел скорость хода 15,2 узла. Оба корабля имели невиданную до тех пор на крейсерах броню - шестидюймовый пояс шириной в 7 футов по ватерлинии.
Эти корабли были сильнейшими крейсерами того времени. Они намного превосходили по своему вооружению и мореходности английские крейсера, на которых, кстати сказать, были установлены устаревшие гладкоствольные орудия, заряжавшиеся с дула. Вполне понятно, что спуск этих крейсеров на воду привлек внимание иностранных государств. В английском парламенте, например, было официально заявлено, что "русским первым удалось осуществить идею броненосных крейсеров с броневым поясом по ватерлинии".
После Лондонской конференции 1871 года у России появилась возможность возродить Черноморский флот. Однако в силу экономической отсталости средств на строительство флота она не имела. Поэтому для прикрытия наименее защищенных районов черноморского побережья - Днепровско-Бугского лимана и Керченского пролива - было решено построить броненосные суда, небольшого размера, с малой осадкой, толстой бронёй и сильной артиллерией, которые совместно с береговыми: укреплениями могли бы противодействовать нападению противника с моря.
Такие суда были построены в 1871-1876 годах по проекту вице-адмирала А. А. Попова. Это были круглые броненосцы береговой обороны "Новгород" и "Вице-адмирал Попов". Каждый из них имел водоизмещение 2671-3550 тони, диаметр 30,8-36,6 метра, осадку 3,8-4,1 метpa, скорость хода 7-8 узлов, два 280-305-миллиметровые орудия, броню 229-356 миллиметров. Однако этот тип кораблей - "поповок" - на флоте не удержался из-за их неустойчивости на курсе, вращения после выстрела и других технических недостатков.
Таким образом, накануне русско-турецкой войны 1877-1878 годов Россия на Черном море флота не имела. Невелик был и корабельный состав Балтийского флота. "К сожалению, - писал в своих "Воспоминаниях" И. А. Шестаков (впоследствии управляющий морским министерством), - было над чем вздыхать всей России!.. 25-летнее управление флотом генерал-адмирала... привело к совершенному расстройству наших морских сил"{147}.
Деятельность морского министерства, возглавлявшегося генерал-адмиралом великим князем Константином Николаевичем, начала в этот период подвергаться все более и более резкой критике.
В феврале 1877 года в присутствии высших чинов флота и под председательством генерал-адмирала собрался Морской Технический комитет. Перед ним стояла задача решить, каким должен быть тип современного броненосца, т.е., другими словами, определить боевые качества корабля этого класса: его вооружение, броню, скорость хода, дальность плавания, форму корпуса, в том числе предельную осадку для Черного и Балтийского морей и т.д.
Вопрос о тактико-технических данных броненосных судов возник потому, что броненосец "Петр Великий" и броненосные крейсера "Генерал-адмирал" и "Герцог Эдинбургский" хотя и имели прекрасные тактико-технические данные, но в боевых условиях проветрены не были, поэтому сделать окончательные выводы об их достоинствах и недостатках не представлялось возможным. Испытание же первой "поповки" показало, что корабли этого типа не могут развивать большой скорости хода{максимум пять узлов), что из-за прекрасной остойчивости они предрасположены к стремительной качке, что затрудняет артиллерийскую стрельбу при плохой погоде. Да и обходилось строительство "поповок" очень дорого.
Заседания Морского Технического комитета вмели чрезвычайно важное значение для дальнейшего строительства флота, так как на них были вскрыты причины плохой организации этого важнейшего для России дела. Именно об этом говорит обнаруженный недавно в архиве протокол заседаний и приложенная к нему "Записка адмирала Г. И. Бутакова о броненосном флоте"{148}.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Адмирал Г И Бутаков"
Книги похожие на "Адмирал Г И Бутаков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А Лурье - Адмирал Г И Бутаков"
Отзывы читателей о книге "Адмирал Г И Бутаков", комментарии и мнения людей о произведении.