Константин Скурат - История Поместных Православных церквей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Поместных Православных церквей"
Описание и краткое содержание "История Поместных Православных церквей" читать бесплатно онлайн.
Несколько пояснительных слов о структуре данного учебного пособия. Оно состоит из 10 глав, каждая из которых посвящена раскрытию истории отдельной Поместной Автокефальной Православной Церкви.
Порядок расположения Церквей соответствует существующему в Русской Православной Церкви диптиху.
Здесь сразу же может возникнуть вопрос: в каком порядке следовало бы перечислять все Поместные Православные Церкви в списках этих Церквей? Самый естественный порядок – это хронологический, т. е. распределение Церквей по времени их основания. Этот порядок удобен при возникновении новых Поместных Церквей: новая Церковь ставится в конце списка. Действительно, в древнейшем памятнике христианской письменности — «Пстановлениях Апостольских» (кн. VII, §46. Казань, 1864. С. 243—244) употребленименно хронологический порядок: Иерусалимская Церковь поставлена на первое место, а Римская на пятое. Но отцы Шестого Вселенского Собора употребили иной принцип – политическое значение кафедральных городов той или другой Поместной Церкви, поэтому древнейшая Иерусалимская Церковь ими была поставлена на пятое место. «Определяем, заявили они, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом Древнего Рима, и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым понем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима»(правило 36; ср. правило 3 Второго Вселенского Собора).
Отсюда можно заключить, что существующие списки Поместных Церквей не имеют основ догматических. Они не означают и каких–либо преимуществ власти одной Церкви над другой. Все Автокефальные Поместные Православные Церкви равноправны, о чем довольно ясно свидетельствует 39 правило Шестого Вселенского Собора, уравнивающее две в то время разные по положению Церкви – Кипрскую и Константинопольскую. «Да имеет, — говорится в упомянутом правиле, — Новый Иустианополь (новая кафедра Предстоятеля Кипра после его вынужденного переселения с паствой в Геллеспонт. – К.С.) права Константинополя». Распределение Церквей по списку имеет лишь практическое значение, например, при определении мест во время совместного совершения богослужения представителями разных Церквей, во время заседании Собора и т. п.
Следует отметить, что первые пять по диптиху Поместных Автокефальных Православных Церквей — Константинопольская, Александрийская, Антиохииская, Иерусалимская и Русская не рассматриваются здесь. Объясняется это тем, что история этих Церквей — Патриархатов по программе духовных школ изучается отдельно.
Каждая глава учебного пособия строится так: раскрывается история данной Церкви, перечисляются существующие епархии и приводится список Предстоятелей Церкви со времени ее возникновения. В конце главы помещен список литературы, которая была издана на русском языке и на языке данной Церкви. В отношении библиографии следует отметить, что автор старался не указывать одни и те же сочинения по нескольку раз, хотя нередко в них имеется материал по многим Церквам. Обычно они приводятся в списке литературы о той Церкви, которая рассматривается в учебном пособии в предыдущих главах.
Современное состояние отдельных Поместных Православных Церквей (по преимуществу, положение Церкви в государстве) показано на конец восьмидесятых или начало девяностых годов текущего столетия.
Материал, изложенный в работе, в основном новый, как и рассматриваемые Церкви, которые относятся, по преимуществу, к явлениям новейшей истории. Цель данного труда — хотя бы в небольшой мере восполнить существующий в нашей русской церковной литературе пробел по истории Поместных Православных Церквей, особенно последнего времени. Грандиозность объема данной работы нередко приводила автора к сокращению изложения и обобщению материала.
Сознавая, что, возможно, не все удалось сделать, с учетом особенностей темы и быстро меняющихся современных условий, автор просит читателей присылать свои замечания, предложения и дополнения, которые могли бы помочь в совершенствовании предлагаемого учебного пособия.
Автор благодарит сотрудников Церковно–Археологического Кабинета и Библиотеки Московской Духовной Академии за помощь, оказанную ими при подборе иллюстративного материала для данной книги.
Делегаты Грузинской Православной Церкви во главе с Католикосом–Патриархом Давидом V были гостями Русской Церкви и в 1977 году, во время деяний в Москве Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами».
Русскую Православную Церковь неоднократно посещал и ныне здравствующий Святейший и Блаженнейший Католикос–Патриарх Илия II.
О братском отношении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к Грузинской Церкви свидетельствует выступление Его Святейшества по поводу особого указа Грузинского Католикоса, опубликованного в газете «Комсомольская правда» (январь 1991 г.). Из текста «Комсомольской правды» следует, что Грузинский Католикос–Патриарх Илия издал чрезвычайный приказ: «Убийцу каждого грузина… объявить врагом грузинского народа». Святейший Патриарх Алексий II в своем обращении в редакцию той же газеты заявляет, что, по разъяснению представителей Грузинской Церкви, текст гласит иначе: «Каждый грузин, совершивший убийство, объявляется врагом нации» [115]. К грузинской теме Святейший Патриарх Алексий II обращается еще раз—с особым словом к верующим Грузии.
Монастыри Грузинской Православной Церкви
1. Джихетский (в Гурии), женский, инокини грузинские
2. Олгинский (возле г. Мцхета), женский, инокини русские
3. Самтавройсский (г. Мцхет), женский, инокини грузинские
4. Теклатский (около г. Цхакая), женский, инокини грузинские
5. Чиатурский (около г. Чиатура), женский, инокини грузинские
6. Шушанский (около г. Цхакая), женский, инокини грузинские и другие.
Епархии Грузинской Православной Церкви
1. Агарак–Цалкская. Кафедра — Цалка
2. Алавердская, Кафедра — Телави
3. Аргветская. Кафедра — Аргвети
4. Ацкурская. Кафедра — Ацкури
5. Батумо–Шемокмедская. Кафедра — Батуми
6. Бодбийская. Кафедра — Бодбэ
7. Кутаисско–Гаенатская. Кафедра — Кутаиси
8. Манглисская. Кафедра — Манглиси
9. Мцхетско–Тбилисская. Кафедра — Тбилиси
10. Никорцминдская. Кафедра — Никорцминда
11. Сухумо–Абхазская. Кафедра — Сухуми
12. Урбнисская. Кафедра — Урбниси
13. Цагерская. Кафедра — Цагери
14. Цилканская. Кафедра — Цилкан
15. Чкондидская. Кафедра — Поти
Предстоятели Грузинской Православной Церкви
Иоанн 335‑363
Иаков 363–375
Иов 375–390
Элья 390–400
Свимон I 400–410
Мосэ 410–425
Иоанэ 425–429
Иеремия 429–433
Григоль I 433–434
Басиль I 434–436
Мобидани 436–448
Иовель I 448–452
Микель I 452–467
Католикосы–АрхиепископыПетр I 467–474
Самоэль I 474–502
Габриэль I 502–510
Тавпечаг I 510–516
Чирмаги–Чигирманэ 516–523
Саба I 523–552
Евлавий 533–544
Самоэль II 544–553
Макарий 553–569
Свимон II 569–575
Самоаль III 575–582
Самоэль IV 582–591
Бартломе 591–595
Кирион I 595–610
Иоанэ II 610–619
Бабила 619–629
Табори 629–634
Самоэль V 634–640
Эвнони 640–649
Тавпечаг II 649–664
Эвлале 664–668
Иовель II 668–670
Самоэль VI 670–677
Георгий I 677–678
Кирион II 678–683
Изид–Бозиди 683—685
Теодора I (Теодоси) 685—689
Петре II (Свимон) 689–720
Талале 720–731
Мамай 731–744
Иоанэ III 744–760
Григоль II 760–767
Сармеане 767—774
Микель II 774–780
Самоэль VII 780–790
Кирилл 791–802
Григоль III 802–814
Самоэль VIII 814–826
Георгий II 826–838
Габриель IV 838–860
Арсений I 860—887
Евсукий 887–908
Климентос 908–914
Василий II 914–930
Микель III 930–944
Давид I 944–955
Арсений II 955–980
Окропири I (Иоанэ) 980–1001
Свимон III 1001–1012
Католикосы–ПатриархиМелхиседек I 1012–1030; 1039–1045
Окропири II (Иоанэ) 1031–1039–1049
Эквтымэ I 1049–1055
Георгий III Таоэли 1055–1065
Габриэль III Покровитель 1065–1080
Димитрий …1080–1090
Василий III 1090–1110
Иоанэ IV Покровитель ..1110–1142
Свимеон IV 1142–1146
Саба II 1146–1150
Николоз I 1150–1178
Микель IV 1178–1187
Теодора II 1187–1206
Василий IV …1206–1208
Иоанэ V 1208–1210
Епифанэ 1210–1220
Эквтыме II …….1220–1222
Арсений III 1222–1225
Георгий IV 1225–1230
Арсений IV 1230–1240
Николоз II 1240–1280
Абрам I 1280–1310
Эквтыме III 1310–1325
Микель V 1325–1330
Басиль V 1330–1350
Доротэоз I 1350–1356
Шио I 1356–1364
Николоз III 1364–1380
Георгий V 1380–1397
Элиоз 1399–1411
Микель VI 1411–1426
Давид II 1426–1430
Теодорэ III 1430–1435
Давид III 1435–1439; 1443–1459
Шио II 1440–1443
Маркоз 1460–1466
Давид IV 1466–1479
Эвагрэ 1480–1492; 1500–1503
Абрам II 1492–1497
Ефрем I 1497–1500
Доротэос II 1503–1510; 1511–1516
Дионисэ 1510–1511
Василий VI 1517–1528
Малахия 1528–1538
Мелхиседек II 1538–1541
Германа 1541–1547
Свимон V 1547–1550
Зебеде I 1550–1557
Николоз IV 1562–1584
Николоз V 1584–1591
Доротэоз III 1592–1599
Доментий I 1599–1603
Зебеде II 1603–1610
Иоанэ VI 1610–1613
Захария 1613–1630
Эвдемоз I 1630–1643
Христэфоре 1643–1660
Доментий II 1660–1675
Николоз VI 1675–1676
Николоз VII 1676–1687; 1691–1696
Иоанэ VII 1687–1691; 1696–1700
Эвдемоз II 1700–1703
Доментий III 1704–1729; 1735–1742
Бесарион 1724–1737
Николоз VIII 1742–1744
Антоний IV–1744–1756; 1763–1788
Иосеб 1756–1763
Антоний II 1788–1810 (l827)
Известные Католикосы Абхазские и Имеретинские (Западные Грузинские Католикосы)Арсений 1390
Иоанэ–Иоакимэ 1455–1474
Стефана 1470–1516
Малахия I 1529–1532
Эвдембз I 1543–1575
Эквтыме I 1578–1605
Малахия II 1605–1639
Григоль I 1612–1659
Максима I 1628–1647
Бесарион I 1647–1656
Захария 1657–1659
Свимон I 1659–1666
Давид 1667–1682; 1682–1697
Свимон II 1665–1681
Звдемоз II1667–1669
Эквтыме II 1669–1674
Георгий 1701
Николоз 1703–1710
Григоль II 1706–1742
Германа 1742–1754
Бесарион II 1755–1766
Иосеб 1767–1776
Максиме II 1776–1795
Экзархи Грузии1. Митрополит Варлаам Эристави 1811—1817
2. Митрополит Феофилакт Русанов 1817—1821
3. Митрополит Иона Василевский 1821—1832
4. Архиепископ Моисей Богданов–Платонов 1832–1834
5. Архиепископ Евгений Баженов 1834—1844
6. Митрополит Исидор Никольский 1844—1858
7. Архиепископ Евсевий Ильинский 1858–1877
8. Архиепископ Иоанникий Руднев 1877—1882
9. Архиепископ Павел Лебедев 1882–1887
10. Архиепископ Палладий Раев 1887—1892
11. Архиепископ Владимир Богоявленский 1892—1898
12. Архиепископ Флавиан Городецкий 1898—1901
13. Архиепископ Алексий I Опоцкий 1901—1905
14. Архиепископ Николай Налимов 1905—1906
15. Архиепископ Никон Софийский 1906–1908
16. Архиепископ Иннокентий Беляев 1909—1913
17. Архиепископ Алексий II Молчанов 1913–1914
18. Архиепископ Питирим Окнов 1914—1915
19. Архиепископ Платон Рождественский 1915—1917
Католикосы–Патриархи1. Кирион III (Садзаглишвили) 1917—1918
2. Леонид (Окропиридзе) 1918—1921
3. Амвросий Хелая 1921–1927
4. Христофор II (Цицкишвили) 1927–1932
5. Каллистрат (Цинцадзе) 1932—1952
6. Мелхиседек III (Пхаладзе) 1952–1960
7. Ефрем II (Сидамонидзе) 1960–1972
8. Давид V (Девдариани) 1972–1977
9. Илия II (Шиолошвили) с 25 декабря 1977 (интронизация)
Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь»
Агабабян Р. Я. Композиция купольных сооружений Грузии и Армении. Ереван, 1950.
Алексий, митроп. Речь Святейшему Католикосу–Патриарху всея Грузии Давиду V после его интронизации в Мцхетском соборе//ЖМП. 1972. № 8.
Амираношвили Ш.Я. История грузинского искусства. М., 1963.
Аристин. К вопросу реорганизации Грузинской Церкви//«Духовный Вестник Грузинского Экзархата». 1906. № 6.
Арсений, архим. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1879 г. СПб., 1880.
Бакарадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875.
Баратов Сулхан, кн. История Грузии.
Тетрадь I. Древняя история. СПб., 1865.
Тетрадь II. История средних веков (от принятия христианства до нашествия аравитян). СПб., 1871.
Тетрадь III. История средних веков (от нашествия аравитян до освобождения от владычества сельджуков). СПб., 1871.
Тетрадь IV—V. История средних веков (от владычества сельджуков до нашествия монголов). СПб., 1871.
Берзенов Н. Католикос Антоний I и его похвальное слово в честь знаменитых мужей Грузии. Тифлис,, 1855.
Вахуштий. История Грузии. Тифлис, 1885.
Волнянский Никита. Святая равноапостольная Нина — просветительница Грузии//ЖМП. 1947. № Ъ.
B.C. Материалы к вопросу о церковном управлении Грузии//«Прибавления к Церковным Ведомостям». 1906. № 2.
Г.А. Сказание о св. ап. Симоне Кананите, об основании Ново–Афонской обители в Абхазии, на Кавказе и о некоторых знамениях над сею обителью. Одесса, 1900.
Гамбашидзе Д.В., прот. Гаенатский монастырь и жизнеописание благоверного царя Давида Возобновителя. Кутаис, 1888.
Герман (Веретенников), иерод. Грузинская Православная Церковь (1800 — 1970 гг.). Троице–Сергиева Лавра, г. Загорск. 1973–1974 гг.
Гермоген, архиеп. Методы католической пропаганды в Грузии//ЖМП. 1948. №9.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Поместных Православных церквей"
Книги похожие на "История Поместных Православных церквей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Скурат - История Поместных Православных церквей"
Отзывы читателей о книге "История Поместных Православных церквей", комментарии и мнения людей о произведении.