Константин Скурат - История Поместных Православных церквей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Поместных Православных церквей"
Описание и краткое содержание "История Поместных Православных церквей" читать бесплатно онлайн.
Несколько пояснительных слов о структуре данного учебного пособия. Оно состоит из 10 глав, каждая из которых посвящена раскрытию истории отдельной Поместной Автокефальной Православной Церкви.
Порядок расположения Церквей соответствует существующему в Русской Православной Церкви диптиху.
Здесь сразу же может возникнуть вопрос: в каком порядке следовало бы перечислять все Поместные Православные Церкви в списках этих Церквей? Самый естественный порядок – это хронологический, т. е. распределение Церквей по времени их основания. Этот порядок удобен при возникновении новых Поместных Церквей: новая Церковь ставится в конце списка. Действительно, в древнейшем памятнике христианской письменности — «Пстановлениях Апостольских» (кн. VII, §46. Казань, 1864. С. 243—244) употребленименно хронологический порядок: Иерусалимская Церковь поставлена на первое место, а Римская на пятое. Но отцы Шестого Вселенского Собора употребили иной принцип – политическое значение кафедральных городов той или другой Поместной Церкви, поэтому древнейшая Иерусалимская Церковь ими была поставлена на пятое место. «Определяем, заявили они, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом Древнего Рима, и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым понем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима»(правило 36; ср. правило 3 Второго Вселенского Собора).
Отсюда можно заключить, что существующие списки Поместных Церквей не имеют основ догматических. Они не означают и каких–либо преимуществ власти одной Церкви над другой. Все Автокефальные Поместные Православные Церкви равноправны, о чем довольно ясно свидетельствует 39 правило Шестого Вселенского Собора, уравнивающее две в то время разные по положению Церкви – Кипрскую и Константинопольскую. «Да имеет, — говорится в упомянутом правиле, — Новый Иустианополь (новая кафедра Предстоятеля Кипра после его вынужденного переселения с паствой в Геллеспонт. – К.С.) права Константинополя». Распределение Церквей по списку имеет лишь практическое значение, например, при определении мест во время совместного совершения богослужения представителями разных Церквей, во время заседании Собора и т. п.
Следует отметить, что первые пять по диптиху Поместных Автокефальных Православных Церквей — Константинопольская, Александрийская, Антиохииская, Иерусалимская и Русская не рассматриваются здесь. Объясняется это тем, что история этих Церквей — Патриархатов по программе духовных школ изучается отдельно.
Каждая глава учебного пособия строится так: раскрывается история данной Церкви, перечисляются существующие епархии и приводится список Предстоятелей Церкви со времени ее возникновения. В конце главы помещен список литературы, которая была издана на русском языке и на языке данной Церкви. В отношении библиографии следует отметить, что автор старался не указывать одни и те же сочинения по нескольку раз, хотя нередко в них имеется материал по многим Церквам. Обычно они приводятся в списке литературы о той Церкви, которая рассматривается в учебном пособии в предыдущих главах.
Современное состояние отдельных Поместных Православных Церквей (по преимуществу, положение Церкви в государстве) показано на конец восьмидесятых или начало девяностых годов текущего столетия.
Материал, изложенный в работе, в основном новый, как и рассматриваемые Церкви, которые относятся, по преимуществу, к явлениям новейшей истории. Цель данного труда — хотя бы в небольшой мере восполнить существующий в нашей русской церковной литературе пробел по истории Поместных Православных Церквей, особенно последнего времени. Грандиозность объема данной работы нередко приводила автора к сокращению изложения и обобщению материала.
Сознавая, что, возможно, не все удалось сделать, с учетом особенностей темы и быстро меняющихся современных условий, автор просит читателей присылать свои замечания, предложения и дополнения, которые могли бы помочь в совершенствовании предлагаемого учебного пособия.
Автор благодарит сотрудников Церковно–Археологического Кабинета и Библиотеки Московской Духовной Академии за помощь, оказанную ими при подборе иллюстративного материала для данной книги.
196
Флоринский Т. Памятники законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков. Киев, 1888. С. 63.
197
Митрович Ч. О братском союзе русских и сербов. М, 1893. С. 8 — 9.
198
Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. XVIII. С. 281.
199
Сношения России с Востоком по делам церковным. Ч. 1. СПб., 1885. С. 15, 18 — 20.
200
ПСРЛ. Т. XX, ч. 2. С. 558.
201
Степанович Л. Стари српски записи и натписи. Кнь. 4. Ср. Карловци, 1923. — С. 56.
202
Целый ряд таких печатных изданий с пометкой о привозе их «от царствующего града Москвы» находим в сербских и болгарских монастырях», — свидетельствует Af. H. Тихомиров. Его же. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М: «Наука», 1969. С. 164.
203
Истрин В. М. Очерки истории древнерусской литературы домосковского периода XI–Х11вв..Пг., 1922. С. 14.
204
Будилович А., проф. Очерки из Сербской истории. «Славянский сборник». Т. II. 1877.С. 325.
205
Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 156 В. М. К.1, л. 37(на об.).
206
См.: ЖМП. 1945. № 11. С. 20.
207
ЖМП. 1972. № 12. С. 4.
208
См. текст в ЖМП. 1992. № 9. С. II–V.
209
Летом 1977 г. в деяниях Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» принимал участие делегат Сербской Православной Церкви профессор Богословского факультета в Белграде д–р Чедомир Драшкович.
210
«Православная Церковь в Македонии так же, как и в Болгарии, — говорится в «Истории южных и западных славян» (указ. изд. С. 250), — была подчинена Константинопольской Патриархии. Греческий язык широко употреблялся в Церкви, школе и деловых отношениях. Поэтому национально–церковная борьба и культурно–просветительное движение, развивавшиеся в тесной связи с болгарским национально–освободительным движением, были направлены прежде всего против засилия греческого духовенства и греческого языка в школьном обучении».
211
Димевски С., д–р, прот. История Церкви македонского народа. — Скопье: Изд. Македонской Православной Церкви. 1965. Перевод с македонского языка, машинопись.С. 197.
212
См. об Ильинденском восстании в «Истории южных и западных славян». Указ. изд.С. 337–338.
213
Димевски С, д–р. прот. Указ. соч. С. 236.
214
ЖМП. 1967. № 11. С. 9.
215
Журнал«Весник». 1967, сентябрь–октябрь. С. 192.
216
Лашков Н., свящ. Темный период в истории Румынии. Кишинев, 1886. С. 23.
217
Лашков Н., свящ. Указ. соч. С. 25.
218
Тертуллиан. Против иудеев. Гл. VII. Творения. Ч.З. СПб., 1850. С. 187.
219
Курганов Ф. Наброски и очерки из новейшей истории Румынской Церкви. Казань, 1904. С. 66 в прим. В издании этого труда нет единой пагинации. Имеются такие страницы и в такой последовательности: 137–176; 53 — 112; 1 — 34; 115 — 162; 1 — 58; 1 — 54; 65–110; 35–100; 207–245; 111–156; 29–74; 191 224; 85–156; 91–154; 51–102; 71–118; 1–68; 101–164. 6 Лепорский П. История Фессалоникийского экзархата. СПб., 1901. С. 190–191.
220
См.: Кантемир Д. Описание Молдавии. М, 1789. С. 367–369.
221
Константинопольский Патриарх именовал Румынского митрополита: «Преосвященный митрополит Унгро–Влахийский, многочестный Экзарх сопредельных областей и местоблюститель Кесарии Каппадокийской».
222
Головы казненных были выставлены в городе, а тела их брошены в море. Рыбаки выловили их и погребли в монастыре Халки. Позднее они были перенесены в Бухарест в храм святого Георгия Нового, где почивают и ныне (см. о Константине Брынковяну и ниже).
223
Сл. о сем в издании: Лопухин А. П. История Христианской Церкви в XIX веке. Т. II. Православный Восток. СПб., 1901. С. 441 — 446.
224
Арсений, еп. Указ. соч. С. 337.
225
Лебедев А. П., проф. История Греко–Восточной Церкви под властью турок. От паден Константинополя (в 1453 г.) до настоящего времени. СПб., 1903. С. 143.
226
Петров А. Война России с Турцией 1806–1812 гг. Т. I. С. 194.
227
История Балканских Церквей. IV курс МДА. Троице–Сергиева Лавра, 1966. Maшинопись. С. 35.
228
«Преклоненные» монастыри встречаются только в Румынии. Первые документы о них относятся к концу XV века. Подробно о них см.: Арсений, еп. Гавриил Банулеску–Бодони. Кишинев, 1894.
229
См.; Курганов Ф. Указ. соч. С. 115 — 117.
230
История Христианской Церкви в XIX веке. Указ. изд. С. 469.
231
См.: Малицкий П. И. История Христианской Церкви. Тула, 1913; Лопухин А. П. История Христианской Церкви в XIX веке. Т. II. СПб., 1901; Курганов Ф. Наброски и очерки из новейшей истории Румынской Церкви. Казань, 1904; и др.
232
«Голос». 1863. № 347; см.: «Московские Ведомости». 1864. № 1.
233
Курганов Ф. Указ. соч. С. 24 — 25.
234
Тексты их и ответ князя А. Кузы с криическим раэбором этого ответа митрополите» Московским Филаретом и ректором Московской Духовной Академии профессором прото иереем А. Горским см.: Колокольцев В. Устройство управления Румынской Православной Церкви (со времени ее автокефальности). Исторнко–каноническое исследование. Казань 1897. С. 21–31, 44–56.
235
Его текст см.: Колокольцев В. Указ. соч. С. 31 — 34.
236
Там же. С. 37–43.
237
Митрополит Филарет. Проект послания от Святейшего Синода Вселенскому Патриарху, Архиепископу Софронию, составленный митрополитом Филаретом. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно–государственным вопросам. Т. V. Ч. 2. М., 1888. С. 806–808.
238
История Христианской Церкви в XIX веке. Указ. изд. С. 481.
239
В память митрополита Киевского Петра Могилы (1596–1646), происходившего из Молдавии, в первой половине XIX в. в Киевской Духовной Академии были учреждены стипендии для обучавшейся здесь румынской молодежи. Эту стипендию получал и инок Филарет.
240
Текст «Закона» см.: Курганов Ф. Указ. соч. С. 205 — 211. Анализ этого «Закона» дан проф. прот. Т. И. Буткевичем в труде: Буткевич Т.И. Высшее управление в Православных Автокефальных Церквах. Харьков, 1913. С. 140 — 148.
241
В 1881 году Румыния была объявлена королевством. Сразу же после этого — осенью того же года — на заседании Румынского Священного Синода был поднят вопрос об установлении в Румынской Церкви патриаршества. «Но при дальнейшем движении этого вопроса интересы румынских епископов разошлись, каждый из них в душе сам желал занять патриаршее место, а митрополит–примас Каллиникопасался, что, несмотря на носимое им достоинство первоиерарха, все же он не будет удостоен воспринять достоинство Патриарха. Таким образом вопрос этот и заглох». См.: Курганов Ф. Указ. соч. С. 92 — 93.
242
«Восток». 1882. № 178. (Газета политическая и литературная. Москва. Издатель–редактор Н. Н. Дурново).
243
Колокольцев В. Указ. соч. С. 63. Текст ответа членов Синода Румынской Православ ной Церкви был подготовлен епископом Романским Мелхиседеком. См.: Арсения, en. Указ. соч. С. 468.
244
Курганов Ф. Указ. соч. С. 146.
245
Обозрение главнейших церковн — гражданских постановлений по церковным делам, изданных до и после провозглашения Румынской Церкви автокефальной, с критическим их анализом см.: Колокольцев В. Указ. соч. Ч. 2 Гл. I. С. 78 — 95. В последующих главах (2 — 4) дается характеристика «правительственного строя» Румынской Православной Церкви, епархиального управления и положения приходского духовенства (С. 95–146). Последняя тема обстоятельно раскрыта и в труде: Арсений, еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904. Ч. II «Главные моменты и важнейшие деятели Румынской церковной жизни в XIX веке». С. 135 — 210.
246
Курганов Ф. Указ. соч. С. 148 — 150.
247
Подробно о деятельности иерархов Софрония, Филарета, Неофита, Мелхиседека и Сильвестра см.: Арсений, еп.Указ. соч. С. 268–301, 395 — 570.
248
Текст Статута см.:Пальмов. И. С., проф. Основные черты церковного устройства у православных румын в Австро–Угрии//«Хр.Чт.». 1898. Вып. 6 и отдельно. СПб., 1908
249
По шематизму (статистические ежегодники, издаваемые епархиями) 1902 года Буковине насчитывалось: 512533 душ православных, 12 протопресвитерств (благочинии 384 церкви, 340 священников, 103 монаха и 366 народных школ.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Поместных Православных церквей"
Книги похожие на "История Поместных Православных церквей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Скурат - История Поместных Православных церквей"
Отзывы читателей о книге "История Поместных Православных церквей", комментарии и мнения людей о произведении.